История эта произошла давно.
Мне неожиданно позвонили друзья с кабельного канала и попросили снять интервью с последней из сестёр Спировых. Её всего на пару дней отпустили из больницы, а у них рабочая камера сломалась, как назло.
У меня была большая полупрофессиональная камера, которую можно было ставить или на штатив, или на плечо.
Узнав, с кем мне придётся встретиться, я охотно согласилась. Ведь речь в интервью должна была идти о Сергее Есенине и Августе Миклашевской, которой тот посвятил цикл стихов «Любовь хулигана»
Я быстро собрала всё необходимое в специальный чемоданчик: чистую кассету, аккумулятор, штатив и мы вместе с журналисткой поехали на интервью.
Квартира хозяйки оказалась в красивом сталинском доме на улице Дмитрия Ульянова. Было лето, солнечный день. Но, несмотря на высокие потолки, в квартире был неплотный полумрак, может, из-за невысокого этажа, или белёсых, давно немытых окон. И вся небольшая квартира с дорогой старинной мебелью выглядела заброшенной и печальной. В большой комнате ровно посередине стоял круглый стол, накрытый тяжелой тканевой скатертью с бахромой на концах. Справа, у стены стояло чёрное пианино с металлическими резными канделябрами под свечи. На крышке пианино был толстый слой пыли. Так выглядят квартиры, в которых давно никто не живёт, а лишь появляется в них время от времени. И на всех горизонтальных поверхностях в комнате небрежными стопками лежали фотографии. На столе, на пианино, на подоконниках двух окон и на стульях стоявших рядом. Просто бумажные карточки. Большие, в виде портретов и маленькие, извлечённые из альбомов. Пожелтевшие от времени, с надорванными краями. Практически, на всех них было, узнаваемое из тысяч, лицо Сергея Есенина. Где-то он был один, где-то с незнакомыми мне людьми.
Встретила нас высокая, седовласая, с идеально прямой осанкой, дама в чёрном платье с белоснежным кружевным воротничком. Это была Александра Спирова, младшая из шести сестёр.
Она любезно пригласила нас за круглый стол. Я включила камеру, и она начала неторопливый рассказ.
Сначала она подтвердила, что серьёзно больна, ведь ей уже давно за девяносто лет. И, возможно, это её последнее интервью. Глядя на неё, в это было трудно поверить. Настолько ухоженной и красивой она была.
Затем она сказала, что она и остальные сёстры были из обедневшего дворянского рода Спировых. И имена пяти девочек начинались с буквы «А». С именем Августы, Гутей, как её звали близкие, было проще всего, потому что она родилась в августе.
Потом она начала рассказывать про знакомство сестры с Сергеем Есениным. Голос её изменился. Об их знакомстве она рассказывала сухо, с какой-то усталостью. Да и видела она их вместе пару раз в начале двадцатых годов. Есенин ей не нравился. И Августе тоже. Она к его ухаживаниям относилась спокойно, и даже с несвойственным окружению поэта, пренебрежением. Не было у них ничего, как
она призналась впоследствии младшей сестре. Они даже не целовались. У Гути был муж. "Приходящий", как отзывалась о нём она. И задолго до знакомства с Сергеем Есениным, она, уже известная актриса, пережила трагедию, чуть не лишившую её жизни. У неё был долгий, страстный, полный опасностей и приключений роман с балетмейстером Большого театра. Она ждала от него ребёнка. Муж, как ни странно, был совсем не против. А жена балетмейстера, узнав об этом, пришла к ней в дом и выстрелила в неё два раза. Раны оказались не опасными. Но с того дня для Августы смысл жизни был только в её сыне.
Потом мы рассматривали домашние фотографии, многие из которых нам уже были знакомы по иллюстрациям в книгах. Августа была красивой женщиной. Впрочем, как и все сёстры семейства Спировых. За чаем, любезно предложенным нам хозяйкой, она вдруг, сказала, что нам будет интересно послушать историю и её жизни.
Я снова включила камеру. То, что начала рассказывать младшая сестра, повергло нас в шок.
Оказалось, Александра Спирова была матерью Героя Советского Союза: Натальи Качуевской. Дочь была санинструктором 105-го гвардейского стрелкового полка в годы войны. И в бою под Элистой собрала в блиндаже около сотни раненых солдат. Она обрабатывала им раны, делала перевязки. Было холодно, конец ноября. Наташа затопила печь, и дым из земли привлёк внимание немцев. Сказав это,
Александра Леонидовна надолго замолчала. Наверно, она думала о том, что не соверши тогда её дочь роковую ошибку, может быть осталась бы жива. Наташа собрала оружие какое было у бойцов, покинула блиндаж и отстреливалась, пока сама не погибла, подорвав себя гранатой. Немцы, потрясённые её стойкостью, отступили. А Наталье посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Я выключила камеру. Мы долго сидели в полной тишине. Я другими глазами оглядела всю комнату. В стене напротив я увидела открытую дверь, за которой было просто чёрное пятно. Заметив мой застывший взгляд, Александра Леонидовна сказала, что в той комнате жил их сын, мальчик, которого
они с мужем вяли из детдома. Дали ему тепло и ласку семьи, хорошее образование. Он стал ученым, доктором наук. Но в сорок лет неожиданно покончил с собой.
Произнеся эти страшные слова, младшая из сестёр рода Спировых снова замолчала, и долго сидела недвижно, забыв про нас, опустив белую голову в ладони. Мы тихо ушли, потрясенные историей жизни одной удивительной семьи.
P.S. В этом интервью Александра Спирова после рассказа о дочери, сказала, что у неё был еще сын. И он тоже стал Героем Советского Союза. Он погиб при попытке убийства Гитлера в его ставке. Но я тогда не поверила словам матери. Это было совсем невероятно, чтобы в одной семье было два Героя Советского Союза. Но много позже я узнала, что у Александры Спировой было трое детей. И что на Гитлера было совершено до 40 покушений. И теперь мне остаётся только верить словам этой сильной духом женщины.