Сказители. 4 часть

Александр Москвитин 1
МАРФА КРЮКОВА

Богата была советская земля нефтью, газом, зерном, золотом, углём, пушниной, древесиной и другим материальным добром. Но всё-таки главным богатством земли советской был народ, а особенно лучшие его представители – сказители народные. Советские сказители были тонко чувствующими поэтическими натурами. Их души глубоко впечатляла сказочная советская действительность, ежедневно преображавшая народную жизнь. В самой гуще народа появлялись такие гении, как Сулейман Стальский, Джамбул Джабаев, Фазил Юлдаш-оглы… Но не только советский Восток подарил Стране Советов этих величайших певцов. В каждой республике имелись свои сказители, рождённые обновлённой советской социалистической землёй. Особенно много рождалось сказителей на русском Севере. Наиболее известной северной сказительницей советской эпохи является Марфа Семёновна Крюкова, родившаяся в Архангельской губернии  в 1876 году. Марфа Крюкова была потомственной сказительницей – этим ремеслом занималась её мать Аграфена Крюкова (в девичестве – Кожина). Уже в 14-летнем возрасте Марфа была известна среди жителей родной деревни Нижняя Золотица как сказительница и исполнительница народных песен. В Нижнюю Золотицу ещё в царское время приезжали этнографы, записывали сказы Аграфены Крюковой, они также обратили внимание на талант её дочери Марфы.

Сказительница Марфа Крюкова была холостячкой, она проживала в доме своей родной сестры Павлы, где фактически являлась домработницей. В 1934 году в деревню Нижние Золотицы приехал ленинградский этнограф-фольклорист Владислав Чужимов. Он встретился с Марфой, поговорил с ней и записал её сказы. О Марфе Крюковой и её таланте узнали в Ленинграде и Москве. Произведения Крюковой стали появляться в центральной прессе. В 1937 году Марфу Крюкову пригласили в редакцию главной партийной газеты «Правда», где с ней побеседовали и провели соответствующую обработку. Сотрудники «Правды» втолковали Марфе, что она, будучи талантливой поэтессой-сказительницей, должна сочинять народные сказы о Родине, партии, Сталине, достижениях социализма. Марфа Крюкова вернулась в Нижние Золотицы и написала три советских народных былины: «Каменна Москва вся проплакала» (плач о Ленине), «Слава Сталину будет вечная» и «Поколен-борода и ясные соколы» (песня об Отто Юльевиче Шмидте и его друзья-полярниках и славных советских лётчиках).
Чтобы различать дореволюционные народные былины от новых, социалистических, последние были названы «новинами». Так Марфа Крюкова стала автором и сказительницей советских социалистических «новин». Произведения Крюковой печатались в прессе, издавались отдельными книгами, входили в поэтические сборники.

В 1938 году Марфу Крюкову приняли в Союз писателей СССР. Через год её наградили Орденом Трудового Красного Знамени и построили для сказительницы новый дом в её родном селе. В 1946 году Марфе Крюковой вручили высшую советскую награду – Орден Ленина. Книги Марфы Крюковой выходили до середины 1950-х годов. Она умерла в 1954 году в возрасте 78 лет.
Сочиняя свои «новины», Марфа Крюкова опиралась на древнерусские былины о богатырях и битвах с врагами. Результатом стали псевдофольклорные произведения, в которых так нуждалась Советская власть в 1930-х годах. Вот отрывки из плача по Ленину «Каменна Москва вся проплакала»:

Как у нас было в каменной Москве
Велико у нас несчастие случилося.
Тут река Москва сколыбалася
Да как морской волной разбегалася.
Красно солнышко затемнялось всё,
Дерева в саду пошаталися,
Мать сыра земля разревелася.
Тут погодушка взбушевалася,
Снеги бурею подымалися.
Каменна Москва вся проплакала,
Все народ-люди ужахалися.
Луна небесная у нас не светила,
Народ-люди все призамолкнули,
Призамолкнули, призагунули,
Поодели платье черное
Да ходили все невеселы,
Буйны головы с плеч повесили,—
Услыхали они весть нерадостну.
Как пришла-то весть из Горок всё
Как не стало у нас красна солнышка,
Как и той луны поднебесные,
Золотой звезды все блестящею,
Как не стало вождя всей Россиюшки —
Дорогого у нас товарища Ленина,
Как Владимира да Ильича-то свет…
Вы подуйте-ка, ветры буйные,
Со всех четырех со сторонушек:
Со первой стороны со восточную,
Со второй-то все со западной,
Со третьей-то со летнею,
С четвертой-то со северной.
Сбросьте, скиньте гробову доску,
Раскройтесь-ко очи ясные
Да проговорьте уста сахарные.
Пробудись-ко, восстань, дорогой Ильич,
Посмотри-ко, погляди на славну матушку,
Славну матушку, каменну Москву...
Ты зайди, зайди во палаточку,
Во палату — в кабинет же свой,
Ты садись, садись все на стул же свой,
Ты возьми в свою руку правую
Ты возьми перо скорописчато,
Ты пиши, пиши скору грамоту,
Скору грамоту по всей Россиюшке,
Во свою славну каменну Москву,
Во славной-от Ленинград,
По колхозам всем и по фабрикам.
Вы не ждите-ко, народ-люди добрые,
Как от старого все до малого,
Не по городам и не по деревенькам же.
Не придет к нам и не будет он,
Не будет наш дорогой Ильич.
Все дела поручил же и оставил он
Неизменному вождю всенародному,
Своему славному другу Сталину,
С Ильичем-то он всё думу думает,
Думу думает, речи говорит:
«Мы с тобой, Ильич, не расстанемся,
Не расстанемся, не разъедемся.
Вечно будет про тебя споминаньице».

Такими были практически все сказы, «новины» и плачи, сочинённые Марфой Крюковой. Героями её произведений являются вожди Ленин и Сталин, герои-богатыри – Чапаев и Ворошилов, полярник Шмидт, учёный Ломоносов, полководцы старины – Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов и т.д.
А это отрывки из «новины» Марфы Крюковой «Слава Сталину будет вечная»:

Не Белое море взволновалося,—
Молодецкое сердце стрепенулося,
Могучи плечи сшевелилися,
Иосиф-свет призамыслился.
Он задумал думушку крепкую.
Темны ноченьки просиживал,
Дни же белые продумывал.
Он решился итти в превеликий бой,
В превеликий бой за рабочий люд.
Он скорехонько тут собирался,
В путь-дорожечку поспешался.
Две-то зорюшки утренние сходилися,
Два-то ясных сокола слеталися,
Два дородных молодца съезжалися.
Первый-от был Ленин-свет,
Второй-от — славный Иосиф-свет.
Они свиделись, познакомились,
Познакомились, разговорилися.
Они начали меж собой разговор вести,
Что собрать надо крепку партию,
Крепку партию большевистскую,
Чтобы с ней заодно за весь мир стоять,
За весь мир стоять, за народ умирать…
Хороша Москва прекрасная!
Всего краше-дороже стена кремлевская
Со высокими все со башнями,
Со звёздами все со блестящими.
Как со той башни день и ночь
Во платье-то во военном всё,
В руках с трубочкой с подзорною,
Со улыбочкой со веселою
Глядит-правит страной заботливо
Превеликой вождь, предобрый отец
Еще славной, мудрой Сталин-свет.
Он глядит, глядит не насмотрится,
Чутким ухом все прослушает,
Зорким взором все увидит-жо.
Он все слышит-видит, как живет народ,
Как живет народ, как работает.
За хороший труд награждает всех,
Он в Москву к себе приглашает тех.
Он встречает всех очень ласково,
Говорит-то со всеми весело,
Он проводит в свои светлы горницы,
Он садит их за столички точеные,
За точеные столички за дубовые,
Он на стулики садит на мягкие.
Порасспросит всё, поразведает:
Как работают, чем нуждаются.
Сам дает советы мудрые.
Как про Сталина-свет дела славные,
Про его доброту превеликую
Ни пропеть будет, ни описать всего!
Слава Сталину будет вечная!
Много лет ему жить да здравствовать
Белому-то морю все на тишину,
А Москва-реке на велику честь!

Советские вожди – Ленин и Сталин предстают в «новине» Крюковой в образах «ясных соколов» и «дородных молодцев». А зовут их «Ленин-свет» и «Иосиф-свет».
О «вечно живом вожде», отдыхающем в Мавзолее, сочинила Марфа Крюкова и «Сказание о Ленине». Предлагаю пройтись по страницам этого гениального произведения. Сказание начинается с рассказа о брате «Владимера-света» – Александре, который говорит матери:

- Я хочу идти в путь-от дальний
Ко царю самому в город Питер же,
Я хочу погубить Идолище-царя,
Не идёт от него прожиточная жизнь народу,
Заморит народ он смертью лютою,
Смертью лютою, голодною!
Он отправляется в Питер, проникает во дворец, где встречается с Идолищем:
Подошёл он ко дворцу ко царскому:
Стоит там высокий царский трон,
А на троне на том сам Идолище сидит,
Сидит он будто большой бугор.
Это что такое за чудовище:
Живот очень большой да очень толстый,
Брюхо чуть на трон да не вывалилось,
Рыжей бородой прикрывает он брюшину жирную!

Вот такие поганые идолища правили страной до революции! Брат Ленина стал действовать:

Подошёл Александр ко трону потихохоньку,
Потихохоньку да совсем близёхонько,
Подкатил ко трону бочку с порохом,
Хотел уж пускать свечу взрывчату,
Штоб взорвать палаты белокаменные
Со царём, да со Идолищем,
Как подоспели-то слуги царские,
Да схватили тут добра молодца.

Понятное дело, участь Александра была печальной, казнили его слуги царя-Идолища. Узнали об этом в Симбирске живущие Ульяновы и опечалились. Матушка произнесла такую речь, обращаясь к детям:

Уж вы, дети мои, деточки сердечные,
Вы сердечные, дети милые,
Вы послушайте родну матушку,
Вы постойте за брата, поборитися,
За любимого брателка, за Сашеньку,
За его правду, за народную!

Оставшийся за старшего Владимер так отвечал матушке:

Я ведь слышу силушку в себе великую,
Кабы было кольцо во столбике во дубовом,
Я бы выдернул его сам со товарищами,
Со той ли со дружинушкой со верною,
Поворотил бы всю матушку сыру землю!
Я хорошо-то учён во мудру грамоту,
Читал-то я одну книжечку волшебную,
Я-то знаю нонь, где кольцо найти,
Я-то знаю нонь, как поворотить всю землю,
Всю землю, всю нашу Россиюшку.

Отпросился Владимер у матушки на дело правое и пошёл он бродить по свету: дружинушку собирать верную, да кольцо всевластия разыскивать. Был он и в ссылке во стране Сибирской, а потом оказался в иностранном граде, где поселился на какое-то время:

Он начал делами заниматися,
Писал опять он грамотки скорописчаты,
Писал да всё расписывал,
Как с царями боротися да с буржуями…
Он писал-сидел посреди да ноченьки тёмной,
Как во ту пору взошёл да светел месяц-от,
Застучал-то кто ему под окошечко,
Удивился он да ужахнулся ведь,
Кто такой стучит да под окошечком?
Открывал он двери все дубовые,
Заходила к нему да красна девица,
Красна девица Надежда по отечеству Константиновна.
Встречал он её с честью, со радостью:
«Ты откуль, милая, пришла-приехала,
Белой ли лебёдушкой залетела,
Из каких из заводей из тихих,
Из каких городов, из каких стран?»
Не мог он на неё да наглядетися,
Наглядетися да насмотретися.

В общем, нагляделися оне друг на друга да насмотрелися. И стали теперича вместе Владимер-свет да Надежда по отечеству Константиновна делами заниматися: дружинушку верную собирать, да кольцо волшебное разыскивать. Но тут вдруг началася война-сражение:

И прошло-то немало поры-времени,
Как во июле во жарком месяце
Пришла весточка нерадостна:
Подымалася войной Ермания
Отобрать у нас владеньица славна русские,
Забрать-забрать в руки-то землю Россиюшку,
Под своё-то взять владеньице,
Под своё ерманское распоряженьице…
Земля Ермания очень хитрая, лукавая,
Подошли они с ружьями очень крепкими,
Палят-то ерманцы из пушек беспрестанно-то,
Выстрелы делали очень сильные,
Удары-то делали очень страшные,
А из мелкого оружья били безутишно.

Началася битва кровавая, завертелось всё да закрутилося. Познакомился Ленин со Сталиным, порасспросил его про положеньице дел во Россиюшке. Всё рассказал ему Сталин-свет про родину про нашу, да про отчизну. Ленин повыслушал Сталина, про все дела хорошо повыведал и сказал тогда он такую речь:

Такого положеньица терпеть никак нельзя,
Поезжай-ка обратно во Россиюшку…
Пущай сделают народы великое восстаньице
Против царя-кровососа, против Николашки,
Против помешников и заводчиков,
Против купцов толстобрюхих и урядников,
Уж поставим на это дело всю нашу партею!..
Уж мы будем друг дружке помогать во всём,
А бессрочного времени на свете нет!

И началось-от восстаньице великое, и привело-то всё к революции. Народ захватил дворцы красные и палаты камены, а царь Николай сбежал-спрятался и в подвале схоронился. Но и там нашли его люди славные:

Из подвала его вывели во палатушки,
Да говорили ему таковую речь:
«Уж ты, бывший царь, Николай Романов,
Мы пришли сказать тебе волю народную:
Отдавай нам ключи от Россиюшки,
Ото всей нашей родной земелюшки,
Мы уж сами теперь управляться будем,
Управляться будем без царя же все!»
Царь стоит, с похмельица призадумался,
С похмельица не мог слов говорить,
Только-только чуть сказал же он:
«Очень, очень мне тошнёхонько,
Болит у меня царская головушка,
Да не служат мне ножки резвые,
Не владеют у меня да руки белые,
Уж вы дайте мне скорей одобриться,
Одобриться да опохмелиться!»
Наливали ему чарочку зелена вина,
Чарочку немалую – полтора ведра,
Принимал Николай её правой рукой,
Выпивал-то он да на единый дух.
Народ тогда люди говорили:
«Уж ты ой еси, Николай Романов,
Ты вино-то пьёшь, того не знаешь, не ведаешь,
Что ты не царь теперь да не царить будешь,
Простой ты мужчина да горький пьяница!»

Удалось-таки свет-Ленину отыскать колечко всевластия. Потянул народ за колечушко, выдернули его к чертям и «повернули славну землю-матушку Россию на другую на стороночку, на справедливую». После этого собралися люди, избрали своим управителем Ленина, а во помощнички ему был Сталин назначен. Вручили Ленину золотые ключи от Россиюшки, чтобы он страной управлял справедливо и мудро. Разбили красные полки народные несметную силушку ерманскую, белую армию победили. Царя в темницу заключили, там его и смерть нашла. Победили врагов-то, значит и стала расцветать родина советская. Но нашлася зараза и в своём стане:

Неприятности случились через злодея Троцкого,
Стал он разрушать дела, порушивать,
А с лукавства с того со злодейского
Подлости разные затеивать,
Хотел обманом народ прельстить,
Народ прельстить, забрать под стару власть.

Ленин позвал злодея Троцкого и сделал ему внушеньице, но собака Троцкий не внял словам ленинским и продолжил своё дело тёмное. А тем временем ослабел Ильич, да и помирать собрался. Позвал он Надежду Константиновну, попрощался с ней. Потом позвал Сталина и вручил другу верному золоты ключи от Россиюшки. Умер Ленин, опечалилась вся природа, весь народ и земля вся наша. Но

Снимал богатырь наш Сталин-свет,
Снимал шапочку с головы своей опечаленной,
Говорил он от народу таковую речь:
«Мы кладём клятву великую на времена на вечные
Память о тебе, о великом вожде, содержать в сердцах своих,
На все времена по всем земелюшкам
Вечно будет про тебя воспоминаньице,
Воспоминаньице, тяжёлое воздыханьице!
Мы кладём заповедь промеж себя великую
Все дела вести по-твоему, как ты велел,
По твоим мудростям мы будем жить!
Прощай, Ильич, отдыхай спокойным сном,
Благодарим тебя, Ильич, за все дела твои,
За все дела твои за чудесные, за великие!»

Положили Ленина во гроб и прикрыли доской гробовою:

А мавзолей стоит на славной Красной площади,
Он ведь сделан из камня чудна браманту,
Эти камешки все народы несли,
Каждый народ принёс по едину камешку,
И состроили народы гробный домичек,
В нём лежит Ильич, почивает он.

Вот такую хрень скармливал Агитпроп СССР советскому народу-труженику.
Думаю, не ошибусь, если заявлю, что подобных «шедевров» можно писать ежедневно десятками метров. Чем, собственно, и занималась народная сказительница Марфа Крюкова и другие сказители земли советской.
«Публикуемые сказания – это не фольклор в обычном понимании, это -индивидуальное творчество М.С.Крюковой. Это – сказания-поэмы.
Всю жизнь посвятив сказыванию «преданий старины глубокой», она и явления современной жизни пропускает сквозь привычные для неё образы средневековой героики, ставя этим самым события нашего века в общий ряд её поэтико-исторических представлений. Язык этих сказаний почерпнут из богатого резервуара былинного стиха, которым она владеет в полном совершенстве, и из чудесного источника местной, беломорской речи, в которой слышится склад «Слова о полку Игореве» и времён «Великого Новгорода».
(из очерка Викторина Попова «Сказительница, народный поэт Марфа Семёновна Крюкова»; книга «Сказания Марфы Семёновны Крюковой», Политиздат, 1937 год)
Как видим, всё идеологически очень правильно, по-советски крепко и по-державному скрепно.

Окончание следует