Помощь Божия

Виталий Евграфов
     Как-то ехал я из Москвы в один глухой монастырь. Воскресенье. На автобус из районного центра до монастыря не успел, пошёл пешком. Летний вечер. Как сказала бы моя сестра в этом случае: девять – десятый, скоро одиннадцать. А идти километров пятнадцать по трассе. Машин попутных почти нет: все с дач только в Москву едут.
Голосую редким попуткам – не останавливаются. Ну, думаю, ладно, часа за три – к полуночи – дойду. Достал молитвослов, держу перед собой, иду. Читаю вслух вечерние молитвы, потом акафист Николаю Угоднику. Встречные водители смотрят, верно, диву даются. Улыбаются. Птицы в окрестных лесах бисерными голосками, как ангелы, подпевают. Кузнечики, сверчки и всякое дыхание, подлаживаясь под этот настрой, свою лепту вносят. И так нам хорошо! Благолепно!
Начало смеркаться, буквы сливаться стали. Думаю, почему же Господь допустил такой случай со мной, ведь я просил Его, чтоб успеть из Москвы пересесть на другой автобус (а случилась перед Сергиевым Посадом большая пробка), и потом – когда шёл – чтоб кто-нибудь подобрал меня из попутных машин. Молюсь, прошу ответа у Бога. Молчание. Только всякое дыхание, хваля Господа, укрепляет мой дух продолжением своих вечерних песен.
И вдруг, как бы слышу в веянии ветерка: "А впереди свалка, зайди туда". Ох, я и обрадовался: значит, там что-то меня ожидает! Надо торопиться, пока не стемнело. Пробежал с километр. Смотрю, в стороне дымит куча в песчаном карьере у дороги, спустился, вижу – действительно, свалка, и гора книг тлеет.
А я любитель книг. Все мои стены в квартире – в полках с книгами. И стол завален книгами. И в кладовке – коробки с книгами. И все ночи-то напролёт провожу над книгами: сложил их на полу ровными стопами, застелил сверху постелью и отдыхаю под сенью умных снов. Дочка как-то говорит: "Если полки с книгами убрать, то квартира была бы немного пошире!" Отвечаю: "А книги расширяют не то что квартиру, но и разум, да так, что и весь мир туда вмещают, а квартира расширяется до пределов Вселенной. Простор необыкновенный! А какие красоты! Лескова почитал – в народе побывал, Пришвина прочитал – с природой сблизился, а уж по Гончарову прошёлся – на фрегате "Паллада" весь мир обошёл!"
Подошёл я к этой куче, а там всё хорошие (в смысле содержания) книги. Набрал я тогда их два мешка, что внешне получше, в том числе и пару житий святых старинного издания. А мешков пустых тут много разбросано было. Попался мне и томик стихов Веры Инбер, который я давно хотел приобрести, но в магазинах нигде не встречал.
Спрятал я эти мешки с книгами в лесных кустах, выбрался на сумрачную дорогу. Обращаюсь к Богу: "Господи! Ну вот, твоё предложение я исполнил, теперь исполни и мою просьбу: пошли какую-никакую завалящую попутку, и чтоб дождя не было, пока я с какой-нибудь оказией не заберу книги. А то промокнут". И тут же, смотрю, едет старенький "Запорожец". Голосую, тот проезжает мимо. А уже почти стемнело. Из-за каждого куста и дерева чёрные тени ворогов блазнятся. В непроглядном мраке молодого ельника на другой стороне дороги только свечения хищных огненных глаз дикого зверя не хватает. Кто захочет в потёмках тормозить, да около свалки? Сказать невозможно, какие страсти захолонут в душу!
Вдруг, метров через сто, "Запорожец" останавливается. Бегу. Водитель боязливо выходит и просительно говорит: "Помогите! Заглох. Аккумулятор старый, зарядку не держит. Еду, вот, домой, в такую-то деревню. Не подтолкнёте?" Я ему встречное предложение: "А мне как раз в ту сторону! Подвезёте?" Он радостно соглашается: "Только запрыгивай на ходу, у меня и сцепление не работает". Стал я его толкать, благо дорога ровная, не на подъём, а метров через десять и лёгкая покатость спуска началась. Двигатель торкнулся, зачихал, схватился, и я, заскочив на ходу в машину, завёл с водителем тёплые беседы о помощи Божией.
У монастыря, поблагодарив водителя, на малом ходу выпрыгнул. С Богом и молитвой везде хорошо!
На следующий день рассказываю о происшествии местному батюшке Феодосию, а он сетует: "Да, здесь народ тёмный: и книги религиозные выбрасывает и иконы старинные. Верить не хотят. Мирского света им надо! Одна, вон, всё по ночам выходит во двор, ждёт, когда появится небесный свет, и прилетит к ней в голубом звездолёте инопланетянин, чтоб спасти её, преподать тайны и исцелить. А ещё – как-то засуха была, земля пересыхала. Предложил я местным жителям крестный ход и молебен совершить, не захотели. А вот из соседней деревни люди пришли, и мы с ними совершили молебен и крестный ход. Сразу после этого на горизонте появились чёрные тучи – и на нас! Смотрим, дождь идёт сплошной стеной. Прошёл через соседнюю деревню, откуда люди явились на молебен, к нам стал приближаться, уже и капельки первые стали падать. Да вдруг подул ветер и тучи повернули в сторону... И ведь всё равно верить не хотят!..
А как раз тогда нужно было увозить гостивших в монастыре паломников, и я после службы поехал провожать их на монастырской машине, а заодно на обратном пути чтоб и мешки с книгами захватить. Вот, думаю, везде Господь помогает, во всём Его Промысел, а то б когда я забрал книги.
Солнечный день блистал словно золочённая икона, я ехал, радостно молясь и прославляя Бога за Его постоянную помощь. Дорога была совершенно пустая, ведь в такой глуши почти никто не ездит. Загружаю мешки в машину, вдруг, смотрю, бесшумно, как на излёте, подкатывает «Москвич» и останавливается около меня. Выходит из него изумлённый батюшка, и радостно ко мне:
– Как хорошо, что ты оказался здесь! А я ехал на заправку. Думал, доеду, да топливный датчик барахлит. Понадеялся, что бензина хватит, а он – кончился. Я всё молился, чтоб дотянуть до заправки, а Он дотянул до тебя. Это Бог меня вразумляет, чтоб не тянуть ни с чем, а всё делать вовремя. Помоги, налей пару литров – до заправки добраться. Ведь большой машины, боюсь, долго не будет, а легковые – если и ездят, да не сольёшь – там горловины к бензобаку длинные, к тому же и сетки в них стоят. Удивительно, как Сам Бог тебя послал! А ведь мне ещё и на требы надо успеть!
– Конечно, – говорю батюшке, – за ваши нынешние молитвы мне Господь промыслительно послал вчера два мешка книг. Вот я их и забирал. Даже две книжки житий святых 19 века нашёл.
Батюшка удивился, и так мимоходом:
– А ты поищи в кучах получше, может, и икону найдёшь! И такое, говорят, бывает! – И, уже садясь в дозаправленную машину, заметил:
– А вон, видишь, что-то вдалеке сверкает!
И батюшка покатился дальше.
Я же решил полюбопытствовать: что это за отблески в солнечных лучах? Подошёл, а это в мусорной куче блистает старинный золочённый оклад иконы. Ну не чудо ли?
Приехал со своим добром в монастырь. Предложил им оклад, но они сказали, что у них подобных вещей много, оставил себе. И книги тоже. Привёз домой, молюсь, вспоминаю о чудесах и Промысле Божием, призывающем сказать из глубины души: "Слава Богу за всё!"