А лучше Вальса танца нет!

Владимир Ерахтин
                Мой Сказ о Вальсе
   Когда - то священная гора Олимп служила жилищем 12 богов во главе с громовержцем Зевсом.   Восхитительная муза танца пластичная Терпсихора развлекала своим искусством высшую власть и восьмерых сестёр – Музу, Талию, Клио... Чувствительная к смене настроения, она не могла не заметить их скучающего взгляда. И тогда Терпсихора решила спуститься с небес на землю, чтобы найти через людей для своих близких самый лучший танец и упорядочить самыми гармоничными движениями всё во Вселенной. Покровительница ритма сразу заметила среди творчества людей дисгармонию и  уверенно взялась за дело. Мудрая Фея бросила всем  творящим, как стрелы, семена искусства, и стала ждать новых всходов своих  плодов. История эта была такова.

   Давным давно, зародились в народе первые групповые танцы по обрядным праздникам - хороводы. У крестьян и ремесленников была сезонная работа, но в свободное время творческие люди из них придумывали со своими возлюбленными новые танцы . По церковным праздникам, и после урожая, они устраивали гуляния с плясками. Однако, все танцы на рубеже 18-19 веков им казались уже скучными, так как парни с девушками двигались на расстоянии, не было телесного сближения. Тогда влюблённые австрийцы придумали танец, где они могли бы, быть ближе друг к дружке, вместе кружиться, как падающие парные листья в парке,  держа девушку за руки или за талию. Их любовь породила танец увлекательный, способный пробудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом. Ганс с Мартой, весело кружась, дали новорожденному имя – «Вольт». Затем возникли разные фигуры и переходы  в танце, чтобы было более разнообразно и красиво, чтобы не закружилась голова от одного лишь кружения, и он получил новое название – «Лендлер», деревенский, от земли пришедший.

    Так, в приятных муках рабочего творчества в конце 18-го века зарождался Вальс, и захватывал в свои объятия, эмоционально окрашенной игрой смелых движений, всё больше и больше молодёжи. Новый танец создавал для душевных объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук даже позволяло передавать любовные записочки. Вальс попытался проникнуть на светские балы, но был подвергнут остракизму - «суду черепков».

    Старейшие и очень консервативные Танцы, имеющие разные корни происхождения, но успешно дошедшие до уровня бала, и их воздыхатели, собрали «партийную» сходку по персоне нового Танца,  вытесняющего их с привычного трона, и сговорились утопить его, опустить ниже паркета, несмотря ни на что. Взявшись грозно за руки, завистливые Танцы грозовой тучей двинулись, застилая чёрным туманом одинокий белый Вальс, который медленно утопал в этой болотной жиже наговоров.
- Это «грязные танцы», слишком вольные и непристойные, им не место на балах. Нам нужна элегантность и неспешность, - громко вопил фаворит эпохи Ренессанса в белом парике чопорный Менуэт - французский танец, который называли " танцем королей" и "королём танцев" 18 века, приверженец патриархата.
- Да, да, а ещё Вальс нагло и бесстыдно соприкасается с женщиной, так и до греха дойдет , - вторил ему ветеран всех ассамблей Гросфатер, набрасывая паутину лжи на хрупкие творения танца.
- Но Вальс несёт оживление и веселье, - пытался защищать его самый народный в Европе Бранль.
- И вы туда же? Ах, так!? Отлучить его от всех балов и выдворить его за пределы города! – произнёс главный Монах Тевтонского Ордена, и сторонники консервативной строгой красоты форм надолго отстранили Вальс от светских балов, присудив ему длительный срок исправительных работ над собой. Старая гвардия отшвырнула Вальс в глубокую пропасть, но всезнающее Эхо подхватило его, и на своих крыльях, сквозь густую пелену сиреневого тумана, с попутным ветерком перемен, стало подниматься вверх. И подложило перебинтованный окровавленный танец у двери неизвестного композитора, дом которого стоял на берегу Дуная, в надежде на неземное чудо.

   Долго ли, коротко, голубые дни подымались с востока и медленно уходили на запад. И так, день за днём, погружаясь в ту же ночную мглу, что и вчера. Ничего не менялось на дворянских и королевских балах.
    Вальс, так и продолжал бы жить на задворках танцевальной деревни, если бы не небесный Парад Планет, повлиявший на сознание самого танцующего Короля Европы. Его сначала осенило, а потом посетила умная мысль – устроить состязания всех Танцев. И вот, в Полнолуние, в одной богатой стране этот дансэ - Король повелел провести бал, на котором устроил три испытания для Танцев. А тот, который выиграет, будет главным Танцем, и следовать на балу первым сразу же после торжественного Полонеза. Среди танцев шла непримиримая борьба за почётное место, и каждый считал себя достойным такой чести. И так, ровно в то время, когда Луна своим огненным шаром заметно вошла в критическую фазу, начался исторический судьбоносный бал в самом центре самого продвинутого континента. Руководил балом сам Король, который сразу повелевал и назначил три испытания всем конкурирующим танцам.

    Первое нелёгкое испытание – добыть веер Снежной королевы, присутствующей на этом балу. Но холод и вьюга охраняли её и не позволяли подойти к ней близко. Поочередно штурмовали морозную преграду Гавот, Кадриль, Менуэт, и только после Мазурки трон королевы треснул, и у неё вдруг закапало из носа. Следующим закружился Вальс. Он двигался хитро, в ритме вьюги, страж королевы расслабился и проморгал атаку. Несмотря на пакости Менуэта, он, то пытался поставить подножку, то бросал лёд на линию танца, но ловкий Вальс, умело обходя препоны, смог приблизиться так близко к трону, что у королевы закружилась голова от этого горячего вихря танца и она растаяла, как медуза на солнце. От трона осталось только одно мокрое место и заветный веер, который достался победителю.

   Второе испытание состояло в том, чтобы каждый Танец преподнёс букет цветов из своего портбуке (аксессуар в виде небольшого футляра для цветов, который крепится к платью на талии). Выигрывает букет, понравившийся принцессе. Вмиг появилась посреди зала огромная разноцветная клумба. Принцесса плавно переходила от букета к букету, и вот, наконец, она уже хотела взять алые Розы, но резко отдёрнула ручку. Шипы. Далее, её взгляд остановился на необычной Стеркулии, но запах от неё исходил такой вонючий, что она тоже отпрянула от букета. И вдруг, её взгляд привлёк букет нежный полевых цветов - Незабудок и Васильков. Они скромно стояли в дальнем углу клумбы. Этот букетик с полей привёз незатейливый деревенский Вальс. И, чудо свершилось от природной красоты голубых цветков, и чудесного их выбора. Однако, принцесса не смогла донести победный букет до Короля, её усыпила Сон-трава, принесённая Менуэтом. Пол зала начали зевать, и чуть было не сорвали весь конкурс, если бы танцмейстер не разбирался бы в цветах и музыке.

   Третье испытание было королевской причудой: дамам надо было выбрать танец, который бы они желали станцевать с Королём, и записать его в свою бальную книжечку – «карне де баль". Звучала музыка разных танцев. И медленная, и быстрая. А когда собрали все карне и подсчитали, то больше всего дамы пожелали станцевать с Королём именно Вальс, а звучала в зале волшебная музыка короля вальсов Йоганна Штрауса «Сказки Венского леса». И эта музыка вызывала возвышающий полёт мыслей и чувств.

   Так, Его величество Вальс вновь обрёл крылья. И никто не знает, что бы с ним стало, если бы не Йоганн Штраус, со своею оживляющей музыкой, несущей рассвет истосковавшемуся по революции в движении светскому обществу. Всё, что запретно, то и любопытно попробовать. Молодой волшебник Штраус вселил в музыку такую родниковую ритмичность, что ноги сами пускались танцевать. Раз, два, три, и раз, два, три… Победоносно и революционно шествовал Вальс по Европе, захватывая город за городом, вытесняя чопорность чиновников и бессилие жандармов при троне диктатора Менуэта. Бог полюбил эту Троицу: раз, два, три. И на балу возникло парниковое оживление, словно распустился дремавший цветник. А старый танцмейстер Котильон лишь проворчал, вслед пробегающим молоденьким весёлым барышням:
- Распустились, даже веер в руках некоторых дам стал делать более непристойные знаки кавалерам, а мушки на лице так вообще забегали в сторону нескромных намёков. Сра-мо-та!
- Ну, что вы так горячитесь, Котик, а мне такая свобода Вальса по душе, - воскликнула цветастая Кадриль.
- Да полно вам спорить, - встряла в разговор проходившая разгоряченная после двух часового танца Мазурка в гусарской форме, - Айда со мной в буфет, охладимся. Я сегодня в ударе, добрая, угощаю всех, ведь я все равно Кульминацией осталась. А Вальс, - молодец, грациозно и с достоинством взял то, чего он и заслуживает.

   Если в 18 веке на придворном балу следовали танцы в очередности: польский танец - полонез, менуэт, англез, гавот, гросфатер, тампет, краковяк, лансье, кадриль, польки и где-то на задворках танцевали вальс. То в 19-м веке Вальс уже торжественно под музыку Штрауса, как птица Феникс впорхнул, даже влетел, в широко открытую австрийскими швейцарами дверь дворцового зала, прямо на придворный светский бал, следуя, уже много времени одним из важных танцев, сразу за открывающим бал ходячим, разговаривающим и торжественно разводящим Полонезом. Как Менуэт не цеплялся за первое место, не царапался, но ему всё же пришлось уступить это яркое место в красивой борьбе более изящному и трепетному Вальсу.

    Вальс, танцуя на комфортабельном теплоходе, неспешно пересек океан и достиг прогрессивной Америки, где пользовался гораздо большей популярностью, чем в Европе.
   Если Вы танцуете Вальс, то это уже говорит о многом. Помните, как Золушка превратилась в принцессу?
   В зал вошла Золотая девушка, - это была Амелия, и все вокруг уже не сводили с неё взгляда. Принц первым подошел к девушке и протянул ей руку, несмотря на то, что она закрывала веер, что означало на языке веера - "вы мне безразличны". Но, она не знала бального этикета, а он уже не обращал внимания ни на что.
- Позвольте пригласить вас на танец, — сын короля склонился в почтительном поклоне. Она в замешательстве отдернула руку, испуганно спросила:
- Извините, а какой танец будет следующим? – Она умела танцевать один лишь вальс и, поэтому испуг её был понятен.
- Милая девушка, а какой бы вы хотели станцевать?
- Вальс, вальс! – не задумываясь, выпалила она. Конечно, заиграли вальс. Венский вальс. Принц танцевал только с золотистой девушкой три вальса подряд.
- Как вас зовут, прекрасная незнакомка, - наконец-то осмелился спросить принц, очарованный её красотой и умением так легко танцевать.
- Амелия!
- Кто вы, откуда? - однако, спаситель оркестр вновь заиграл Штрауса, и счастливые пары закружились по залу в вихре вальса. Вальс стал самым любимым всех влюбленных и восхищенных танцем пар. Ибо, Вальс - это все - таки Вальс!
    Ни один танец не сравнится с Вальсом по зрелищности и силе эмоционального восприятия.
Однажды научившись танцевать, вы обязательно полюбите это занятие, и память ног будет автоматически вести вас всю жизнь по линии танца, лишь музыка дойдёт до вашего слуха.

     Все танцы стали завидовать Вальсу. Время показало его силу и красоту настолько, что некоторые известные танцы вынуждены были породниться с ним. Так, появились вальс-менуэт, вальс-мазурка, вальс-гавот и даже вальс-галоп. Поэтому, вот уже век, на балу танцуют несколько вальсов, и первым идёт Фигурный вальс, но самый красивый, по праву, является Большой Фигурный вальс.

   Терпсихора, наконец-то заметила, что человек научился говорить на тайном языке души, от чего и рождается танец. Вальс, благодаря Параду планет Меркурию и Венере, и людскому творению, опустил на землю столько музыкального золота, что всё вокруг пылало цветом счастья. Терпсихора осталась довольной биоритмом сердец и колебаниями настроений своих земных братьев и сестёр, и спокойно вернулась в свой небесный зал на священную гору Олимп, где порадовала заждавшихся её сестер плавными движениями в ритме чарующего вальса. Вальс отныне стал «танцем Богов» на Олимпе.

   Вот и я, как, впрочем, и все, пожелал научиться сначала танцевать вальс. Когда я, обучаясь, танцевал, то люди думали, что я искал потерянные ключи. А потом ничего, выпрямил спинку, осмелел и полетел. Уверен, что большинство людей в танцы приводит именно Он, - господин Вальс. Я долго не мог понять, почему все танцуют один и тот же танец, но по - разному? В конце концов, я понял, что танцуют разные чувства разных людей, а тело, повинуясь им, просто скользит по паркету. Жизнь – это чувственная игра и танец! Всё, с чем вы встречаетесь в жизни, является для вас партнером по танцу. Если вы не танцуете, то музыка вашей жизни играет зря!
Всему нужна гармония, ритм и улыбка! Жизнь Вальса продолжается, потому что танец даёт только положительные эмоции. С огненных кленов в ритме вальса, кружась, парят силуэты багряных сердец.

   Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти. Пока танцую - я живу!

«Пусть на Земле нашей старой,
Новые танцы звучат.
Пусть восхищенные парни
Кружат счастливых девчат.
Пусть в тишине затаенной
Кружатся звезды для нас.
Вальс - это танец влюбленных,
Вальс - это все-таки вальс!»