Старики во власти

Юрий Язовских
Двумя главными соперниками на выборах президента США в 2020 году были два немолодых парня – 78-летний Джозеф Байден и 74-летний Дональд Трамп. Многими сторонними наблюдателями данный факт воспринимается как явный симптом кризиса американской демократической системы, но на самом деле это не так. Кризис демократии в Штатах действительно имеет место, но возраст кандидатов в президенты не является его симптомом.

Если подумать, то в преклонном возрасте главы государства нет ничего страшного. Попробуйте переместиться на 20 лет в прошлое и вообразить следующую картину: россияне в 2000 году думают не телевизором, а своей головой, и вместо молодого и полного сил шпиона выбирают в президенты старого и дряхлого бойца невидимого фронта – Примакова. Что бы в этом случае произошло в дальнейшем?… Ответ очевиден: наш президент к сегодняшнему дню гарантированно ушел бы в мир иной. И довольно давно. Если бы после Примакова мы выбрали еще одного старика лет 80, он бы тоже долго не протянул. Глядишь, и не было бы сейчас стройки века в Геленджике, и будущее у страны какое никакое, а просматривалось.

Кстати, в прошлом нашей соседки - Европы есть пример успешного и богатого государства, жители которого нередко избирали на высший государственный пост людей не просто старых, а буквально стоящих одной ногой в могиле, но это не только не приводило к печальным последствиям, а позволяло государству успешно развиваться. Этим государством является Венецианская республика, которая занимала небольшую площадь, но сотни лет являлась одним из самых влиятельных мировых игроков на политической арене, а большинство жителей Венеции были сыты и довольны жизнью. 

В Венецианской республике главой государства был дож. Самым известным дожем в истории Венеции является слепой старик Энрико Дандоло (1107-1205), который был избран на свою должность в 85 лет, но, несмотря на возраст и слепоту, отправился с объединенным войском крестоносцев и венецианцев в Константинополь, который был захвачен в 1204 году. При этом, сам дож не просто формально возглавлял войско венецианцев, а  был настоящим вождем объединенного воинства. Умер Энрико в 98 лет в Константинополе.

Долгожитель Дандоло отнюдь не исключение. Себастиано Дзиани (ок.1100-1178) стал дожем в возрасте за 70 (правил около 5,5 лет), Якопо Контарини (1193-1280) был избран в 81 год (занимал должность 5 лет, но много болел), Марино Цорци (ок.1231-1312) стал главой Венеции в 80 лет (умер от старости через 11 месяцев), Джованни Соранцо (1240-1328) – в 72 года (умер через 16 лет, во время его правления Венеция не вела войн и процветала), Франческо Дандоло (1258-1339) – в 71 год (был дожем 10 лет), Бартоломео Градениго (1260-1342) – в 79 лет (умер через 3 года). Я взял историю Венеции всего за 2 столетия, но и в дальнейшем дожами частенько становились ребята старше 70 лет.

Иногда венецианцы выбирали одного старика за другим, но к негативным последствиям это все равно не приводило. По весьма простой причине: Венеция была республикой, основанной на самоуправлении. В ней правил не один человек, возглавлявший вертикаль власти (будь она неладна!), а самые богатые и уважаемые граждане – число которых обычно составляло несколько сотен, а в некоторые периоды – 1-2 тысячи человек. Личные достоинства и недостатки дожа (включая его возраст) в такой системе играли не самую важную роль.

В США функционирует схожая политическая система и возраст президентов в ней тоже не критичен. Хуже то, что элита в современной Америке напоминает не венецианскую правящую элиту в лучшие периоды морской республики, а ту субстанцию, которая причисляется к элите у нас. Вот это действительно серьезная проблема!