Жизнь без прикрас 2

Анна Боднарук
     Ещё, когда мои дети были маленькими, а работать на садовом участке было нужно, я их возила в сад и, чтоб мальчишки не хныкали и не просились домой, придумывала им интересные занятия. Так, после ремонта в садовом домике, остались обрезки обойной бумаги. Я их нарезала квадратиками и в виде всяких фигурок, и дала своим художникам цветные шариковые ручки и сказала: - Рисуйте! Сама ушла на грядки. Дети то выбегали, то опять возвращались на веранду. Для меня главным было то, что дети не скучают. Я и этому была рада. Но пришло время их кормить и в обед уложить спать. Я вернулась в дом. Очень удивилась тому, что они за столиком всё ещё рисовали. Меня это немало заинтересовало. Подхожу тихонько, на цыпочках, смотрю. А они на бумагу рисуют разные замысловатые линии. А следом за ручкой бежит божья коровка. Этих коровок на детском столике добрый десяток и все ползают по изрисованным детьми бумажкам. На мои вопросы малыши ещё не могли внятно ответить. Видимо божья коровка случайно села на листик бумаги и побежала за оставляющей след ручкой. Тогда дети наловили на грядках красивых букашек и, как они говорили, «дрессировали» божьих коровок.

                ***
     Когда неожиданно погода начинает показывать свой буйный характер, мы – люди, пытаемся хоть как-то защитить себя от всего того, что на наш взгляд кажется нам опасным и неприятным: достаём зонтики, ищем крышу над головой, защищаем себя  от ветра, холода и от жары. Короче: ищем привычные для себя условия жизни, где нам комфортно и безопасно. Но люди – это всего лишь небольшая часть природы. А что же в эти суровые минуты делают растения, бегающие, ползающие, прыгающие, летающие «братья наши меньшие»? Где их зонтики, крыши и комфортное место обитания? О них мы, конечно же – не думаем. Когда надвигается гроза и мы со всех ног спешим домой…
     Я среди людей не исключение. Когда упали первые крупные капли на мою садовую цветастую панамку, я даже огородный инструмент не стала собирать, а поспешила укрыться на веранде. Дождь сварливо зашелестел листьями сирени прямо сразу за моими стёклами. Я накинула на плечи тёплый платок и села в глубокое  старое кресло так, чтоб мне было видно напористую работу дождя за окном. Я не сразу заметила маленьких, не совсем оперившихся воробушков, которые именно сегодня покинули своё родовое гнездо под волнами шифера на моей веранде. Поднялся ветер и они уже не смогли вернуться под крышу. Теперь они, все шестеро, сидели, кто где, на веточках сирени… под листочками. Мне было их очень жаль, но ничем помочь им не могла. Для них началась суровая пора – время выживания, испытание на выносливость.
     И не только птенцам было в эти минуты не сладко. Вот он, паучок, поджал свои лапки и стал похож на сжатый кулачок. Зелёная гусеница свернулась калачиком, жучок плотно прижался к прутику. Они терпят непогоду и надеются только на удачу… И это не только во время дождя. У них за день бывает до десятка разнообразных, как мы говорим «стрессовых ситуаций». А жить – то всё равно хочется… Может быть не осознанно, но и на людей иной раз нападает «животный страх», от этого мы не перестаём быть людьми…
     Дождь закончился. Постепенно всё в природе начинает обретать свой привычный ритм. Только раздумья мои всё углублялись, будоража мою совесть. Тут уже понятно, что ко всему живому я буду относиться с большим уважением, чем до дождя…

                ***
     Погода какая-то непонятная. С утра не рискнула идти в сад, но как не откладывай, а работу делать надо. А как? По календарю лето настало, а за окном холодные дожди уже «до печёнок достали». Без тёплой куртки куда-то идти всё ещё не рискую. Вот, на послеобеденном автобусе всё-таки поехала, так сказать – для очистки совести. Приезжаю на свою остановку, свернула на мою улицу и… чуть ни плюнула в сердцах. Мужики стоят и этот - «плешивый огрызок», прямо таки покатывается от смеха. Этот мужичонка всегда весёлый, по делу и без дела, знай – развлекается. Ни умом, ни красотой не вышел, язык только у него колючий и ядовитый, видать злая сила его этим одарила. Даже глядя на пень горелый он найдёт чем его задеть и поржать на всю улицу. Отступать мне некуда, иду.
     - О-о, Васильевна, а ты чо в куртке, а не в пуховике?
     «Вот, злыдня! – подумала я. – Просто невозможно предугадать, какая дурь стукнет ему в голову…»
     - А, что твой прогноз погоды снег предвещает?
     - А, ты, вот у них спроси…
     Хватает меня за руку и, из своей горсти на мою ладонь, высыпал три жука. Я с испугу  дёрнулась, чуть было их на дорогу не выронила.
     - Да ты не бойся, они не кусаются… Я это к тому говорю, что нынче даже майские жуки в шерсти летают. Что, не видела таких? А говорят будто бы грядёт всемирное потепление. А вот жуки говорят: не будет в этом году лета! Точно, не будет!..
     - Весёлые дела! Сроду таких мохнатых жуков не видела. Вялые они какие-то, не проснулись ещё…
     - А ты их себе за пазуху положи, отогреются, зашевелятся… Га-га-га!
     - Ага, твоим языком хорошо бы двор подметать. Сносу бы ему не было… Забирай своё чудо крылатое, может ещё кого сегодня удивишь…
     И тут же высыпала ему этих жуков в карман. Он легонько прикрыл карман ладонью и начал мужикам очередную байку рассказывать. Я же, пользуясь моментом, пошла дорогой к своему саду, раздумывая над тем только, что увидела и услышала.

                ***
     Что-то я в пути задумалась и не нажала на кнопочку над дверью, автобус и проехал мою остановку. Вот теперь улочками, сокращая путь иду обратно. Вижу во дворе одного дома старушку. Имени её не знаю, видела только в прошлые годы она свою козу с козлятами на обочинах, вдоль нашей улицы пасла.
     - Здравствуйте! Рада вас видеть в добром здравии. Что-то нынче не видно было вас с козочками на нашей улице…
     - Так пасти уже некого! Здравствуй, дорогая! – Хозяйка подошла к калитке. – Продала я свою Зорьку ещё осенью. Старею, силы мои уходят, а зима впереди… Дети ухаживать за скотиной не хотят… Вот, мне вчерась цыплят в картонной коробке привезли. Тоже заботушка! И ещё внучку в придачу… Тоже егоза!
     Я окинула взглядом двор, ни цыплят, ни внучки не увидела. И только хотела уже спросить, а она и говорит:
     - Так они там, в стайке! Иди, сама посмотри. Тихонечко дверь открой, Маруську мою не испугай…
     Я и пошла смотреть. Чуть приподняла дверь, чтоб не скрипнула и на цыпочках прошла и у загородки остановилась. Весь пол в загородке услан жёлтенькой свежей соломой. На соломе сидит девочка, лет семи. Волосы распущенные, русые, вниз спадают, лица не видно. В коротеньком платьице, без рукавов. Вокруг неё десятка полтора подростающих, уже теряющих свою привлекательность, цыпляток ходят. Девочка сложила обе ладошки лодочкой и подносит их к клювикам тех цыплят. Цыплятки любопытные, заглядывают ей в ладошки, что-то там клюют. Девочка похохатывает чистым, как колокольчик голоском и предлагает другому цыплёнку поесть.
     Я молчу. Велено же мне не пугать малышку. Я и затаилась. Смотрю на всё происходящее. Из окна сноп солнечных лучей освещает солому, девочку и платьице с кружавчиками у горлышка, её спутанные волосы, любопытных цыплят. И так мне радостно  смотреть на это летнее чудо, словно солнце из лейки на них белесые лучи льёт. Так смотрела и смотрела бы, да вот время не стоит на месте, тикает. Идти в свой сад надо.
     Так же, тихонечко, на цыпочках вышла и двери прикрыла.
     - Чо она тама?
     - Кормит она цыплятушек, всех, по очереди… Всё нормально.
     И показав одобрительно большой палец, помахала на прощанье рукой и пошла к калитке.

                ***
     Это было в какой-то из девяностых годов, когда зарплату не платили и люди выживали как могли. Одна надежда – сад! Я с детьми годами раньше подкопила деньжат и в добрый час купила себе сад, только что построенный дом, а огород в некоторых местах после стройки ещё надо было разрабатывать. Мои мальчишки и энтузиазмом хватались за любую работу, но сил и главное, опыта, им явно не хватало. Да, ещё в то время стройматериалов было не достать, а если что и появлялось, то купить было не на что… Одним словом – выкарабкивались как могли.
     Однажды я работала на заводе в ночную смену. Под утро, когда задание на смену было выполнено, завод пустел. Люди уходили домой. И я пошла на автобусную остановку, чтобы уехать в сад. Там в домике тепло, посплю и примусь за работу.
     Это было вначале осени. Я, как обычно, доехала до Косого переезда, а потом уже пешком поспешила в сад. Спешила только потому, что я была легко одета и нужно было согреться. Где шла по дороге, где бежала, ладно, что в такой ранний час некому было на меня смотреть. И вот я по центральной дороге дошла до поворота уже на мою улицу. Иду размеренным шагом, питаюсь выровнять дыхание. Солнце всходит, подкрасились снизу облака выстроенные «покосами» и, вот оно чудо наяву, поперёк тех «покосов», словно на ступеньки брошена большая кукольная нога из белого фарфора, высотой от пальцев и чуть выше коленки. А пальчики – как у балерины вытянуты. Я иду, где уж мне под ноги глядеть, на небо, на ту ногу смотрю. Мало, что это всего лишь облако легло. Шла-шла, прошла то место, где дорога раздваивается и я пошла по верхней дороге, так ближе до моего дома. И вдруг я так споткнулась, что даже сумочку из рук выронила. Когда уже пришла в себя и поняла обо что я споткнулась, даже несколько растерялась. Видать ночью везли в чей-то сад списанные шпалы и на нашей ухабистой дороге малость их растеряли. Я перешагнула эту шпалу и пут уже, через несколько шагов и моя калитка. Вошла в дом, переоделась, а сама думаю: «Если их везли в сад, то наверно это нужная вещь… на дороге валяется. Ну-ка я то, что валяется к себе в сад перетаскаю, может и мне они на что-то сгодятся…
     Как я таскала эти шпалы, грязные, чёрные, это уже отдельная песня. 11 штук их было. И все они на каком-то расстоянии друг от друга лежали на дороге. Последнюю уже недалеко от болота нашла. Мельком глянула на туман, растелившийся над болотистой местностью, а на небе куда-то исчезла «кукольная нога». Я только вздохнула и поковыляла уставшая домой.
     Потом уже мои молодые хозяева нашли где пристроить эти шпалы, но халат, в котором я их носила, был безнадёжно испорчен. Я его без сожаления бросила в костёр. Потом ещё несколько дней ждала, что те шпалы будет кто-то искать, но – нет. Решила, что это мне их «кукольная нога» подбросила…