Жизнь без прикрас

Анна Боднарук
                ЖИЗНЬ  БЕЗ  ПРИКРАС  1
         
     Мы почему-то думаем, что именно люди придумали «красоту на фоне», это далеко не так. Помню, в нашем огороде росли два сорта шелковицы: бело-розовые и чёрные ягоды. Ягоды без косточек, вкусные, сладкие, и главное – не червивые. Разве что зелёный или коричневый клоп на ней посидел и свой запах оставил. Конечно же мы, дети, ждали, когда шелковица созреет. Понятно, что мы не бегали к дереву пробовать ягодки на вкус. Мы ждали, когда плоды приобретут определённый цвет. Зелёные, ещё не зрелые плоды «прятались» за зелёными листьями, не привлекая к себе внимание ни детей, ни птиц. Так же созревали вишни, черешни, абрикосы, виноград, каштаны, грецкие орехи, помидоры, клубника, смородина. Даже огурцы пытаются обмануть огородника, чтоб успеть вырасти до зрелости семян. Арбузы даже зрелые – всё ещё с зелёной коркой. Бабочки садятся именно на цветы, чтоб не привлекать прожорливых птиц. Грибочки тоже не сразу заметишь, только мухоморы безнаказанно красуются на лесной поляне, но и их лесные жители едят в лечебных целях. Тыквы прячутся под большими листьями ботвы. Да на наших огородах таких хитрецов – считать, не пересчитать…

                *** 
     Когда дождь застаёт тебя вне твоего дома, это не только причина для непредвиденного беспокойства, но и в какой-то мере интересно. Меня дождь застал в саду. Время предполуденное, до вечера ещё многое может измениться, даже лужи на дороге могут подсохнуть, да и в саду в теплицах найдётся работа, поэтому я, лёжа на диване, слушала нестройный оркестр летнего дождя, играющего на крыше дома, на ветках берёзы за домом, перебирая клавиши зелёного рояля на листьях шестиствольной рябины у крыльца. Музыка то нарастала, то убаюкивала монотонным постукиванием о ступеньки крыльца. Я даже задремала.
     Проснулась от говора прохожих, идущих по дороге, всего в двух метрах от моего окна. Люди спешили на последний утренний автобус. Мне же спешить было некуда и я, потянувшись, перевернулась на другой бок. Понежиться в постели не часто себе позволяла, но сегодня у меня праздник – дождь прошёл! Хорошо бы ещё уснуть, но птички уселись на забор перед окном и стали чистить и сушить пёрышки. А поскольку эта бодрая компания в редких случаях соблюдает тишину, то какой уж там сон. Смотрю на эти живые сувенирчики и подмечаю в каждом из них свой характер.
     Всё хорошо и красиво, но обед никто не отменял, а значит, пора чайник ставить. А обеденный столик я накрываю на своём излюбленном месте – на крыльце, уже по другую сторону дома. Я далеко не гурман, поэтому меня больше интересует не то, что на столике, а то, какую картину нарисовал дождь в моём привычном до мелочей саду.
     После дождя всё непривычно, растения  стали похожи на вереницу каторжан, бредущих сгорбившись по обе стороны центральной дорожки. Мелкий дождик сечёт их промокшие спины, а они словно в забытье погружённые, не замечают капризную прихоть погоды. Окученная картошка, соблюдая чёткость и размеренность солдатского строя, служила примером огородному люду. Теперь же она развалилась кто куда, как перебравшая компания после попойки в поздний час. В междурядьях вода, и то радость, дождь полил огород, да так полил, что можно сказать: он свою работу выполнил на совесть.
     И так, с высоты крыльца осмотрела огород, каждый клочок во всех подробностях, наконец-то посмотрела вниз, на цветник, по левую сторону от крыльца. Цветник обложен бордюрчиком, который не позволил вытечь воде на дорожку, набежавшей с крыши дома. Все мои цветущие ландыши оказались под водой. Спокойно им там, вода прозрачная, а по ровному водному полю редкие разбегающиеся круги от дождевых капель. И до того эта водная картина оказалась красивой, что я напрочь забыла о том, что мой чай давно остыл, что время неудержимо сокращает день и нужно приниматься за работу…
     Теперь, куда бы ни глянула, взгляд возвращается к моему цветнику, больше похожему на аквариум. А может больше похожий на некий сувенир из толстого стекла, внутри которого зелёные листья и белые колокольчики ландышей. Выдумщица Природа преподнесла мне подарочек к самому крыльцу. Всего лишь, не ленись, душой к нему прикоснись…

                ***
     …Конечно же, у каждого человека жизнь выработала свои привычки, своё «надо» и своё «нельзя». Но самые устойчивые привычки человека, это корни, которые тянутся с детских лет, когда мы подражали своим родителям. Одна из таких моих привычек – рано просыпаться и всю основную работу делать в первой половине дня.
     Чтоб успеть на первый садовый автобус, это надо дома успеть сделать всю необходимую работу, собрать сумку и на автобусе доехать до Косого переезда, а потом уже ждать садовый автобус. Но эти ранние минуты пребывания в просыпающемся саду, дорогого стоят. Ещё роса бусинками свисает на всяком листике и стебельке, ещё тропинки узкие от склонившихся цветов, отягощённых росою. Зато комары злющие презлющие, самые первые, голодные. Но это всё отходит на второй план, когда удастся подсмотреть у Природы, её скрыто протекающую жизнь. А за этим далеко ходить не нужно.
Вот я, зашла в калитку и иду к крыльцу через весь огород. Осторожно ступаю, чтоб не потревожить холодные капли, которые так и норовят нырнуть мне за бортик обуви. Вот оно, ещё не проснувшееся чудо! Пионы давно уже отцвели и теперь большие кусты скучают в эти августовские дни. Под их крупной листвой и огрубевшими стеблями на ночь прячутся те, кто умеет летать, бегать и прыгать. А вот на крайнем стебле, как постирушка на просушке, повисла серовато-зелёная маленькая лягушка. Передними и задними лапками крепко держится, головкой вверх, как птичка на ветке. Спит она ещё.  Зато божья коровка ищет, куда бы повыше взобраться, расправить крылышки и, согревшись, взлететь. Добежала коровка до лягушки, постояла, подумала, и стала по ней вверх ползти. Я даже замерла от тревожного ожидания. А вдруг лягушке вздумается съесть  осмелевшую красавицу. Но, нет. Лягушка оказалась бесчувственной пофигисткой, никакой реакции. А коровка, тем временем, добежала до самой верхней точки, до лягушечьего межглазья на головке, чуточку передохнула и стала высовывать из-под красного в горошинку панциря длинные прозрачные подкрылки. Может быть в жаркий день подготовка к взлёту у неё меньше времени занимает, а теперь что-то долго она готовилась. Мне жаль было упустить такой важный момент, и времени … было жалко. Наконец она взлетела, можно дальше идти.
     Подошла я к ступенькам, стала подниматься на крыльцо.
     - Здрасте, пожалуйста! Это что за гадючник?!
     На маленькой площадочке перед самым порогом, просто пестрит от множества разных по размеру и расцветке ящериц. Что называется – «картина, достойная кисти мастера!» Но, чёрт возьми, почему этот гадючий пляж у моего порога?..
     Стою на ступеньке и костерю их во все лопатки. Когда закончился запас моих «любезностей», а руки затекли от тяжести сумок, я в сердцах топнула ногой. …Их, как ветром сдуло. Открыла входную дверь и очень осторожно зашла на веранду. На полу никого не заметила, только в уголке окна ворчал, вчера ещё залетевший шмель. Я только вздохнула. Что ж тут поделаешь, у меня без «гостей» не обходится…

                ***
     Свой сад мы приобрели ещё будучи очень молодыми людьми. У нас тогда было двое маленьких детей и ещё одна большая трудность была в том, что мы приехали в Сибирь с Украины, где климатические условия сильно отличаются. Мне пришлось учиться всем садовым премудростям практически с нуля. Морковку я сеяла в бороздки, полагаясь на своё хорошее зрение. Но в этот момент кто-то из детей меня окликнул и сколько семечек высыпалось в одно место, я не заметила.
     Рука у меня лёгкая, всё что садила или сеяла – хорошо росло. Мало того, в одном месте морковной грядоки у меня начало расти нечто невероятное. Разрослось до размера картофельного куста, только с морковной листвой. Я усердно поливала, окучила это нечто и терпеливо ждала, что из этого получится.
     Наступила осень. Морковку на этой грядке я выкопала, остался нетронутым этот морковный монстр. Вместе с мужем мы со всех сторон подкопали его и кое-как выдернули из земли. Насчитали 18 корней, которые так переплелись между собой, что распутать их было невозможно ещё и по той причине, что каждый корнеплод вырос в нормальную морковную толщину. Все соседи сбежались, чтоб посмотреть на это чудо. Люди посмеялись и разошлись, а перед нами стал вопрос: что с этим… делать? Как оно было, мы положили это морковное сплетение (только ботву обрезали), в большой дырявый эмалированный таз и стали поливать его водой из шланга. Землю вымыли, вода вытекла, а таз с его содержимым, Николай, пыхтя, занёс в домик. Так он там и стоял, пока мы ни приехали по первому снегу капусту рубить. Вместе с капустой привезли этого монстра домой. Поставили таз посреди комнаты и занялись своими делами. А мои мальчишки устраивали вокруг него хороводы и как только его не украшали. А потом этот морковный осьминог, разделённый и натёртый на тёрке, ушёл на засолку капусты.

                ***