Как поражение превратить в победу

Владимир Волконский
Можно сколь угодно долго смеяться над Великой морской державой Украиной, ведущей кровопролитные бои на бескрайних просторах Мирового океана от Балтики до Черного моря и от северной Атлантики до знойного Индийского океана с утлыми суденышками российского агрессора, но сегодняшний рассказ о том, как она потопила два новейших российских фрегата модифицированного проекта 11356 типа «Буревестник» «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», даже не выходя в море. Следующий, кого она утопит, будет фрегат того же проекта «Адмирал Корнилов».


ТЯЖЕЛЫЕ ФРЕГАТЫ ПРОЕКТА 22350.

Все началось еще в 2014 году. Точнее нет, в 2014-м вместе с присоединением Крыма к России все уже закончилось, по крайней мере, для наших фрегатов адмиральской серии. Они стали едва ли не главными жертвами этой необъявленной войны между Украиной и РФ. А начиналось все бравурно – с закладки 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном заводе «Северная верфь» головного корабля адмиральской серии (проект 22350, так называемый тяжелый фрегат, водоизмещением 4 500 т) «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это был первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15-20 лет планировалось построить до 20 фрегатов, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Предполагалось, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМФ России фрегатов проекта 11356, до того считавшихся чисто экспортными (так называемые, легкие фрегаты, водоизмещением 3 620 т).

СПРАВКА: Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» — серия российских универсальных многоцелевых фрегатов 1-го ранга с управляемым ракетным вооружением (УРО) дальней морской и океанской зоны. Они должны были составить основу корабельных группировок ВМФ ВС РФ в Арктической зоне, северной Атлантике и Средиземном море (заметьте, про Сирию, Судан и присутствие российского флага в Индийском океане тогда никто даже не помышлял, как быстро все поменялось с 2015 года!).

На данный момент в строю находятся два тяжелых фрегата этого проекта – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (с 2018-го в составе СФ, строился 12,5 лет с 2006 года) и «Адмирал флота Касатонов» (с 2020-го в составе СФ, строился чуть меньше – 10,5 лет с 2009 года). Еще один корабль этого проекта в 2020 был спущен на воду и готовится к швартовым испытаниям – «Адмирал Головко» (заложен в 2012-м, приписан к СФ, в конце 2022-го, если все будет хорошо, ожидается передача заказчику). Четвертый корабль этой серии «Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заложен в 2013-м) в этом году готовится к спуску на воду (передача заказчику запланирована на конец 2023-го). Еще четыре «адмирала», приписанные к ТОФ, строятся там же в Санкт-Петербурге на ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» – это «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» (первые два заложены в 2019-м, вторые годом позже – в 2020-м, сдача заказчику запланирована на 2025-2026 гг соответственно). Они в отличие от четырех предыдущих «адмиралов» получат более мощное вооружение в виде 32 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК (универсального корабельного стрелкового комплекса 3С14), что вдвое больше, чем на первых четырех кораблях. И наконец, 25 августа 2020 года на форуме «Армия-2020» Министерством обороны РФ был подписан контракт на закладку в 2021 году ещё двух фрегатов проекта 22350, (строить будет все та же «Северная верфь», заводские номера уже известны, названия еще нет). Итого будет 10 тяжелых «адмиралов». Пока десять. В дальнейшем, ВМФ ВС РФ планирует строительство кораблей дальней морской зоны этого класса уже по модернизированному проекту 22350М с увеличенным водоизмещением до 8 000 т, (работы над проектом ведутся).


ЛЕГКИЕ ФРЕГАТЫ ПРОЕКТА 11356.

Заминка с запуском в серию тяжелых фрегатов проекта 22350 (очень тяжело шла доводка и испытания головного корабля этой серии «Адмирала Горшкова») дали старт реинкарнации экспортного проекта 11356 для нужд российского флота (получивший для этого литеру «Р»). Сам проект 11356Р представляет собой модернизированный проект экспортного фрегата 11356 типа «Тальвар», созданного для ВМС Индии, который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей». За период с 1968 по 1992 год ВМФ СССР и Морские части Погранвойск КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей различных модификаций этого проекта. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали законные симпатии моряков. Именно по этой причине индийская сторона при выборе корабля, который должен был составить основу ее ВМС, в 1997 году сделала выбор в пользу проверенного временем модернизированного сторожевика, хотя ей предлагались и более современные на тот момент, но требующие доработки варианты (проект 12441 «Новик» и проект 11540 «Ястреб»).

Так уж случилось, что изначально заказанные лишь в количестве трёх единиц для иностранного заказчика, корабли проекта 11356 стали в итоге одной из наиболее многочисленных серий боевых кораблей в постсоветской истории судостроения РФ. На данный момент серия включает в себя 12 единиц, 9 из которых уже построены и служат в составе индийского и российского флотов. Не отличающиеся какими-то новаторскими решениями или новейшими образцами вооружения, эти корабли замечательны своей надёжной и отработанной конструкцией при сравнительно небольших размерах и стоимости.

Сейчас в составе ВМС Индии несут службу шесть фрегатов этой серии – F40 «Тальвар» («Меч»), F43 «Тришуп» («Трезубец»), F44 «Табар» («Топор»), F45 «Тег» («Сабля»), F50 «Таркаш» («Колчан») и F51 «Триканд» («Лук»). В составе ВМФ ВС РФ тоже имеются корабли этого проекта – «Адмирал Григорович» (в составе ЧФ с марта 2016 года), «Адмирал Эссен» (в составе ЧФ с июня 2016 года) и «Адмирал Макаров» (в составе ЧФ с декабря 2017 года), все три фрегата уже отметились в Сирии. Еще три «адмирала» – «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» в разной степени готовности замерли на стапелях калининградского ПСЗ «Янтарь». Причина одна – отсутствие силовых установок производства украинской стороны, которые она отказалась поставлять в связи с событиями 2014 года. Об этом подробнее ниже, а сейчас закончу с индийским контрактом.

Корабли этого проекта стали первыми представителями индийского флота, построенными с применением стелс-технологий и оснащенными установкой вертикального пуска ракет. И если первая тройка была оснащена противокорабельным ракетным комплексом Club-N, состоящим из пусковой установки 3С-14, рассчитанной на боезапас из 8 ракет, то на второй тройке ракеты Club были заменены на 8 сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос» российско-индийской разработки, которые размещаются в той же установке вертикального пуска. Индийская сторона осталась очень довольна полученными кораблями. Они показали превосходные результаты с момента их введения в эксплуатацию в 2002 году. Старшее командование ВМС Индии полагает, что это самые совершенные корабли, имеющиеся на вооружении индийского флота, с правильной комбинацией возможностей противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны.


ФРЕГАТЫ УРО ПРОЕКТА 11356 – ТИХИЙ УЖАС ДЛЯ НАШИХ ВРАГОВ. ДЕШЕВО И ОЧЕНЬ СЕРДИТО!

СПРАВКА: Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» (по кодификации НАТО Krivak V) – серия российских многоцелевых фрегатов 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением (УРО) дальней морской и океанской зоны. Изначально их прототип сторожевые корабли проекта 1135 и 1135М «Буревестник», а также их модификации 11352 и 11353 (по кодификации НАТО Krivak I, II, III и IV) проектировались как БПК (большие противолодочные корабли) для активной ПЛО (противолодочной обороны). Но по запросу индийской стороны они были трансформированы в многоцелевые фрегаты УРО. В таком же качестве они пополнили и состав ВМФ ВС РФ.

Но, что особенно важно и на что я обращаю особое ваше внимание, и в индийском варианте 11356, и в варианте 11356Р для отечественного ВМФ, разработчики шли по пути упрощения и удешевления используемого вооружения. И если индийцы изначально ориентировались на создание бюджетной версии фрегата УРО (и сейчас не отказываются от этого), то мы пошли на это вынужденно, когда застопорился проект тяжелого фрегата 22350, оснащенный ещё не принятым на вооружение ЗРК коллективной обороны «Полимент-Редут» (именно из-за проблем с ним и доведением его до ума и был дан старт проекту легкого фрегата 11356Р).

Главная причина такой нашей спешки стала ясна в 2015 году, когда к ужасу Обамы на головы его ставленников воинов террористической организации ИГ (запрещенной в РФ), с 2011 года кошмарящих режим Башара Асада в Сирии, посыпалось справедливое возмездие в лице 26-ти наших ржавых крылатых ракет «Калибр», которые по оценкам специалистов из Лэнгли не должны были пролететь расстояние большее 300, ну максимум 450 км, а они, стартовав из акватории Каспийского моря с каких-то надувных матрацев, которые и в перископ то не разглядеть,  пролетели 1,5 тыс. км и обрушились на головы ничего не подозревающих воинов ислама, отправив их на встречу с Всевышним по укороченному маршруту и обломав их куратору из Вашингтона весь кайф. Это стало полной неожиданностью для сильно загорелого предводителя американских бледнолицых команчей, потому что его всё это время его советники уверяли, что у русских нет оружия с таким радиусом действия, способного угрожать Америке. Нет ни оружия, ни его носителей, оборудованных под «морской старт» КР (крылатых ракет), да и от всего флота остались только ржавые подлодки. Результат вы знаете, воины ислама общаются с Аллахом, двоечники из Лэнгли отправились в школу, изучать, где находится Каспийское море, а Обама, проклиная тот день, когда он сел за баранку своего пылесоса, ушел на пенсию и занялся написанием мемуаров под общим заглавием «Я и Гений Злодейства Путин». Гению Злодейства нужны были в большом количестве носители «Калибров» морского базирования (с расширенным радиусом действия) и он их получил.

Еще задолго до этих событий ГШ ВМФ РФ пересмотрел концепцию формирования своих ВМС, сознательно уходя от создания дорогих БНК (больших надводных кораблей) 1-го и 2-го ранга в пользу дешевых МРК УРО 3-го ранга (малых ракетных катеров с управляемым ракетным оружием) проектов 22800 «Каракурт» и 21631 «Буян-М». Именно эти кораблики, находясь и перемещаясь по внутренним морям и водоемам РФ (включая и реки!), будучи недостижимыми для ПРО противника, и должны были по замыслу штабистов ГШ ВМФ РФ нанести тот самый удар страшной силы, которого так боятся наши враги. Этим же задачам был призван служить и легкий фрегат УРО проекта 11356Р, имея отличные проверенные временем мореходные качества и возможность работать в океанской и дальней морской зоне (в отличие от МРК, к этому не предназначенных, удел которых каботажное плавание в ближней морской зоне), он и должен был донести наше оружие возмездия в те районы земного шара, куда нашим маленьким МРК дорога была заказана. А учитывая стоимость проекта, можно резюмировать, что русские опять победили Запад не числом (денег), а умением (и смекалкой).


НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТА 11356Р.

И пусть вас не смущает, что данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение кораблей в строй. Более того я скажу, что даже по сравнению с индийским проектом 11356 «Тальвар» часть систем была снята, например, 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии и 18-45 км у ГАС «Заря» на проектах 20380/22350), не самые современные ЗРАК «Каштан» заменены на еще более старые АК-630М. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например, по сравнению с комплексом «Пакет-НК». А ЗРК 3С90М + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. Я уже не говорю, что БИУС «Требование-М», установленная на фрегатах 11356Р, тоже уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380.

Это все ерунда по сравнению с самым главным – фрегаты проекта 11356Р штатно были оборудованы ракетным комплексом Калибр-НК. И хотя вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356Р и 21631 (МРК «Буян-М»), имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, т.е. не позволяет размещение ПКР (противокорабельных ракет) «Оникс», в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов 20385 (многоцелевые корветы УРО 2-го ранга), 22350 (тяжелые фрегаты УРО 1-го ранга) и 1144.2М (ТАРК, тяжелый атомный ракетный крейсер 1-го ранга проекта «Орлан»), но свою задачу дешево и сердито донести оружие массового поражения до Центров управления противника она решает. Этим задачам и служил этот проект и поэтому удар, который по нему нанесли наши небратья, и был таким болезненным и ощутимым для нас.

Кстати, их единственный корабль – флагман и гордость ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный» тоже принадлежит к этому проекту, точнее к его прототипу – СКР (сторожевому кораблю) проекта 11351 «Нерей», заложенному на керченском заводе «Залив» в 1990 году по заказу Морских сил Погранвойск КГБ СССР и доставшийся Незалежной после развала Союза. Правда, фрегатом он может называться с большой натяжкой, ибо ракетного вооружения не несет. Но, тем не менее, это ему не помешало потопить два наших новейших фрегата проекта 11356Р и  нанести пробоины еще четырем «адмиралам», так и не дождавшимся украинских двигателей.


УДАР В СПИНУ, КОТОРЫЙ МОЖНО БЫЛО ЖДАТЬ, НО КОТОРЫЙ КАК ВСЕГДА СТАЛ НЕОЖИДАННЫМ.

По состоянию на текущий момент в составе ВМФ РФ в строю находятся три из шести заказанных флотом кораблей проекта 11356Р. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели до событий 2014 года и войти в состав Черноморского флота (и даже отметиться в Сирии). Три оставшихся фрегата «адмиральской» серии – «Бутаков», «Истомин» и «Корнилов» находятся в разной степени готовности в консервации на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». Они изначально предназначались для Балтийского флота. Но их строительство было заморожено из-за отказа Украины поставить ранее оплаченные Россией силовые установки М7Н пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (установка состоит из двух газотурбинных двигателей ДС71 мощностью 8,45 тыс. л.с. и  двух газотурбинных двигателей ДТ59 мощностью 22 тыс. л.с., общей суммарной мощностью – 60,9 тыс л.с.). Ввиду этого рассматривалась даже их возможная продажа ВМС Индии.

И вот то, что 7 лет тому назад рассматривалось как нежелательная возможность, в 2019 году стало явью. Мы продаем недостроенные фрегаты Индии, хотя изначально строили их для себя. Для тех, кто забыл, я напомню, еще в октябре 2016 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Индию было подписано российско-индийское межправительственное соглашение, предусматривающее постройку для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356, два из которых должны были быть построены на АО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, а два других на индийской верфи (наиболее вероятным кандидатом считалась государственная Hindustan Shipyard Limited (HSL) в Вишакхапатнаме). Общая стоимость соглашения тогда оценивалась в 3 млрд. долл. Однако переговоры по данному вопросу затянулись из-за ценовых разногласий и политических проблем (каких именно, вы сами знаете). В феврале 2017 года сообщалось, что представленное российской стороной ценовое предложение, предусматривающее 990 млн. долл. за два фрегата российской постройки, не устраивает заказчика, ибо стоимость двух фрегатов индийской постройки оказалась намного выше этой суммы (хотя она и предусматривала передачу технологий и обучение местного персонала). В результате, по состоянию на октябрь 2018 года, по данным индийской стороны, цена снизилась до 2,2 млрд. дол (из них 950 млн. на корабли российской постройки), но контракт на постройку двух фрегатов в Индии так и не был подписан.

Ситуация с фрегатами российской постройки сдвинулась с мертвой точки лишь 17 августа 2017 года, когда комиссия по оборонным закупкам правительства Индии одобрила закупку у Украины двух комплектов газотурбинных установок М7Н для фрегатов проекта 11356 за 76 млн. дол и Украина пошла на это. Что значительно упростило для нас поставленную задачу. На тот момент стало уже окончательно ясно, что украинских двигателей мы не получим (ни напрямую, ни через фирмы-прокладки). Была поставлена задача рыбинским моторостроителям освоить выпуск так необходимых флоту силовых установок. Но легко сказать – освоить выпуск. На деле все оказалось намного сложнее. Это был вынужден признать даже президент РФ во время Прямой линии с россиянами в июне 2019 года:

«Мы должны были (и мы это сделали в результате наложенных на нас санкций) включить мозги по поводу того, что и как нам нужно делать в высокотехнологичных секторах экономики. Это заставило нас развивать даже те направления, где раньше у нас не было компетенции. Я говорил об этом, сейчас могу повторить. Допустим, у нас в РСФСР (в Советском Союзе) и в новой России никогда не было отечественного морского двигателестроения, мы закупали это за границей. Оказалось, что недостаточно уметь производить двигатели вообще, а морские двигатели – это особая история, это отдельная наука, отдельная отрасль, отдельная компетенция. Мы за несколько лет это сделали. У нас появились свои двигатели, причём не только не уступающие, а в чём-то превосходящие западные аналоги…» (с).


БЕДА ПРИШЛА, ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ.

Если уже сам Путин об этом заговорил, то стоит осветить эту тему подробней. Силовая установка – это сердце корабля, без нее он становится никому не нужным плавающим куском металла, независимо от того, каким вооружением он напичкан, легкой добычей для авиации и ракет противника и потенциальной братской могилой для членов его экипажа. Надо ли говорить, что своим отказом от поставок силовых установок для нужд нашего ВМФ наши «партнеры» ударили нам даже не в спину, а в самое сердце. Результатом этого стала приостановка строительства уже запущенных в серию кораблей (фрегатов проектов 11356 и 22350 и корветов проекта 20385/20386), что привело к дефициту ударных кораблей, оснащенных крылатыми ракетами «Калибр», выполняющих поставленную задачу в Сирии.

Так, в июне 2018 года был период, когда все, чем располагал наш воинский контингент в САР, это были две дизель-электрические подлодки «Варшавянка», несущие по четыре «Калибра-ПЛ» каждая. Чтобы заткнуть эту дыру, командованию пришлось гонять к сирийским берегам даже малые ракетные корабли (МРК), т.е. отправлять за несколько морей корабли ближней морской зоны. Такого никогда не было во времена СССР, что свидетельствовало о серьезнейшем кризисе, возникшем в наших военно-морских силах, которому, как могли, поспособствовали наши заклятые «друзья» с Украины и «партнеры» на Западе. Янки, глядя на это, только жмурились от счастья.

Дошло до того, что в ноябре 2018 года имело место крайне неприятное событие, которое Минобороны РФ предпочло не афишировать, «сглаживая углы» осторожными заявлениями. МРК «Вышний Волочек» вернулся домой из Сирии через Босфор и Дарданеллы на буксире. И повреждения он получил отнюдь не в бою с неприятелем. Произошли очередные проблемы с дизелем китайского производства CHD622V20, который начали ставить на российские суда в рамках импортозамещения вместо немецких MTU 16V4000M90 (немцы нам отказали в своих дизелях по той же причине, что и украинцы). У китайских товарищей двигатель CHD622V20 был вроде бы «почти как немецкий» (они производили по лицензии копию устаревшего немецкого дизеля Deutz TBD622), но на деле он оказался «истинно китайским» в худшем смысле этого слова. Они проявили себя более прожорливыми и менее надежными, не способными работать на форсированных режимах. Ряд экспертов был против такого «импортозамещения», поскольку под «китайца» пришлось «курочить» конструкцию уже готовых корпусов, а также из-за невозможности такой силовой установки обеспечить необходимую для военного судна скорость. Были сомнения и относительно их моторесурса, которые, к сожалению, полностью оправдались. Экспертов не послушали и получили еще 4 аварии (в этот раз на кораблях Погранслужбы ФСБ). В результате вся нагрузка по импортозамещению легла на ярославских и коломенских моторостроителей и питерское ПАО «Звезда».


ПОДВИГ КОНСТРУКТОРОВ.

Изначально на фрегаты проекта 11356 штатно устанавливалась украинская ГТУ (газотурбинная установка) М7Н.1Э пр-ва николаевского ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», состоящая из четырех газовых турбин и пяти редукторов, расположенных в двух машинных отделениях. В маршевом отделении размещались две турбины экономического хода ДС-71 (мощностью по 8,45 тыс. л.с.) с двумя редукторами РО63 и вспомогательным редуктором Р1063, позволяющим каждой турбине работать сразу на оба винта. В форсажном отделении размещались две турбины полного хода ДТ-59.1 (мощностью по 22 тыс. л.с.) и два односкоростных редуктора РО58. Вся силовая установка при этом работала по схеме COGOG (с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей) через сложные редуктора на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ). Общая мощность ГЭУ (главной энергетической установки) при этом составляла 2 х 30,45 тыс. л.с. (60,9 тыс. л.с.).

Видите, как все не просто. Ничего подобного ярославские моторостроители до этого не делали. Ситуация осложнялась еще и тем, что «адмиралы», стоя на стапелях «Янтаря» в разной степени готовности, занимали их, тем самым тормозя завод и вгоняя его в убытки, которые на фоне срыва ГПВ (Госпрограммы вооружений) 2011-2020 и неполучением флотом так необходимых ему в Сирии кораблей океанского класса уже выглядели просто цветочками. Укры, глядя на все это, могли только потирать руки, тем более что деньги за непоставленные силовые установки они уже получили в качестве предоплаты и возвращать их не собирались (пусть вначале РФ им Крым вернет!).

Чтобы вы поняли весь ужас ситуации, я просто приведу данные о готовности кораблей. «Адмирал Бутаков», заложен в июле 2013 года, строительство заморожено, готовность 100%, но нет двигателя, законсервирован у стенки. «Адмирал Истомин», заложен в ноябре 2013 года, ситуация та же, разве что в еще менее продвинутом состоянии строительства. Там монтаж многих агрегатов, особенно связанных с машинным отделением, даже не начинался. Шестой фрегат серии, «Адмирал Корнилов» заложен в декабре 2013 года, но подготовленные агрегаты и конструкции были законсервированы из-за невозможности продолжать постройку. Никто никуда уже не торопился – нет ГЭУ (главной энергетической установки) корабля. Завод простаивает. Украина радостно потирает руки. Пиндосы за этим наблюдают тоже с плохо скрываемой радостью. Жизнь удалась!

Разработка же собственных газотурбинных силовых установок пр-ва рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» по состоянию на 2014-15 гг находилась в стадии ОКР. Ярославские моторостроители оперативно предложили для этих целей использовать разрабатываемую ими всережимную газотурбинную установку МА4, состоящую из четырех газотурбинных двигателей М70ФРУ, максимальной мощностью 14 тыс. л.с., скомпонованных по схеме 2+2, общей суммарной мощностью 56 тыс. л.с., но с учетом необходимости времени для разработки редукторов к ней, производство и разработка которых были поручены ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), а также времени для доводки означенных двигателей до серии (пока идут только стендовые испытания), установку рыбинских ГЭУ на недостроенные фрегаты проекта 11356Р можно было ожидать не ранее, чем в 2021-22 гг.

Косвенно это подтвердил и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, когда заявил, что «по газотурбинным двигателям у нас работа идет в соответствии с планом, первыми двигатели пр-ва НПО «Сатурн» получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, суда с динамическим принципом поддержания, и к середине 2018 года они пойдут на фрегаты проекта 11356». Это он сказал в декабре 2016 года. Т.е. перевожу на общедоступный – первыми отечественные ГТД рыбинского пр-ва должны были получить тяжелые фрегаты проекта 22350, затем корветы проекта 20386 и только потом очередь дойдет до легких фрегатов проекта 11356Р.

Поэтому, как не печально для нас, но продажа уже готовых адмиралов «Бутакова» и «Истомина» индийской стороне было спасением для нас. Они у них уже и имена свои получили – «Тушил» и «Томала» соответственно. Деньги в полном объеме на счета ОСК были переведены еще 25 сентября 2019 года. Судьба шестого адмирала – «Корнилова» пока под вопросом. Фрегаты, до этого спущенные на воду, опять подняты на стапеля, работы по ним идут с прошлого года, представители ВМС Индии уже побывали в Калининграде с инспекцией состояния дел. Сроки передачи готовых фрегатов заказчику оговорены первым полугодием 2024 года. Это я цитирую ФСВТС (Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству). Она же сообщила и об индийской верфи, которая будет осваивать собственное производство фрегатов при помощи наших специалистов. Это верфь компании «Goa Shipyard Ltd» (там ждут техдокументацию от «Северного ПКБ»). По итогу Индия получит еще минимум 4 фрегата проекта 11356. Сколько получим мы, вопрос? Не исключено, что работы по ним свернут, отдав предпочтение тяжелым фрегатам проекта 22350М, корветам проекта 20386 и МРК проекта 22800 «Каракурт».

В принципе, может и не самое худшее решение, учитывая, что ложка дорога к обеду. Легкие фрегаты проекта 11356Р должны были решить наши проблемы, возникшие с заминкой запуска в серию тяжелых фрегатов проекта 22350. Тех, кстати, тоже коснулось отсутствие украинских ГТД, и рыбинские моторостроители уже эти проблемы решили, в кратчайшие сроки создав и испытав газотурбинный двигатель М90ФР мощностью 27,5 тыс. л.с., который вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 и должен был заменить николаевскую продукцию, штатно устанавливаемую на тяжелые фрегаты. Что позволило вице-премьеру правительства РФ Юрию Борисову еще в сентябре 2018 года заявить, что Россия полностью преодолела зависимость от поставок украинских двигателей для боевых кораблей и этот вопрос «закрыт окончательно».

СПРАВКА: М90ФР вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49  составляет корабельный газотурбинный агрегат (КГА) М55Р. А дизель-газотурбинная силовая установка фрегатов типа «Адмирал Горшков» включает два таких КГА (т.е. и М90ФР нужно два на корабль).

Напомню, что головной фрегат этой серии «Адмирал Горшков», как и первый серийный «Адмирал Касатонов» получили свои силовые установки от украинцев еще до событий 2014 года. А вот оставшимся «адмиралам» не повезло, им пришлось ждать продукцию уже рыбинских моторостроителей, и первый из них «Адмирал Головко» ее уже получил (первый КГА был установлен на корабль в декабре прошлого года, второй – в январе этого), теперь фрегат готовится к швартовым испытаниям.

Еще один двигатель М90ФР (КГА – МА3), по данным Mil.Press FlotProm, изготавливают на «Сатурне» для головного корвета «Дерзкий», (впоследствии переименован в «Меркурий», проект 20386, водоизмещение 3 400 т), который строится там же на «Северной верфи» (Санкт-Петербург). Однако испытания российских ГТД на боевых кораблях начнутся не раньше 2021-2022 годов. Пока идут стендовые испытания М90ФР. Если все пойдет по плану, то третий и четвертый фрегаты проекта 22350, «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», передадут флоту в 2022-2023 годах соответственно. Корвет «Дерзкий» планируется передать на рубеже 2021-22 гг (заложен 28 сентября 2016 г).


ДЕШЕВО И СЕРДИТО!

В связи с вышесказанным необходимость продолжения серии легких фрегатов становится сомнительной в контексте задач, решаемых ими в дальней морской зоне и учитывая их техническую отсталость уже на момент создания. Ложка была хороша к обеду, именно тогда (в 2010-м) мы реанимировали наш удачный во всех отношениях проект конца 70-х годов прошлого века ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка», запустив серию из 13 подлодок, 8 из которых уже в строю, вооружив их крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» (с боезапасом из 4-х КР) – так же как и легкий фрегат проекта 11356Р с его «Калибрами-НК» дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 дешево и сердито доносила нашу мысль до потенциального противника. В период с 2014 по 2016 гг шесть из них вошли в состав Отдельной бригады подводных лодок ЧФ, еще две пополнили Бригаду ПЛ ТОФ, четко обозначая круг наших интересов (оставшиеся пять ДЭПЛ будут переданы флоту, в частности четыре ТОФ и одна БФ, в ближайшие три  года, причем, первые две уже в 2021-2022 гг соответственно). Таким же задачам призван был служить и легкий фрегат проекта 11356Р, но не сложилось – вмешались враги. Сейчас время упущено, эти задачи все так же дешево и сердито, но уже на современной технической базе будут решать корветы УРО проекта 20386 и тяжелые фрегаты УРО проекта 22350.

Поэтому индийцы, которые вовремя подсуетились с покупкой нашего неликвида, пришлись как раз кстати. Да и нам проблем меньше, потому что устанавливать ГЭУ в предусмотренное для нее проектом штатное место гораздо проще и дешевле, чем «курочить» уже готовые корпуса «адмиралов» под новые ГЭУ российского производства. Кстати, индийцы под это дело уже и с украинцами контракт заключили на поставку большого объема газотурбинной техники пр-ва «Зоря-Машпроект». Подписание контрактов состоялось еще в сентябре 2019 года в Дели. В номенклатуру поставляемых изделий вошли газотурбинные двигатели, редукторы и комплекты запасных частей к ним. Оборудование предназначено для кораблей различного класса, входящих в состав ВМС Индии. Также подписанные контракты предусматривают проведение обучения индийских специалистов по эксплуатации ГТУ и предоставление инженерной поддержки. Оставим за скобками, что хитрые украинцы фактически продали одни и те же двигатели дважды (от РФ они в качестве предоплаты за них еще до Майдана получили 2 млрд. руб., которые и. о. президента Турчинов отказался отдавать, вот так – ни ГТУ, ни денег и ничего, им все можно!).

Появление этих кораблей должно было расширить возможности ВМФ РФ в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике, а также в Арктической зоне, а расширит возможности ВМС Индии в Индийском и прилегающих океанах. Таковы превратности судьбы.


МРК «КАРАКУРТ».

Когда в 2014 году стало ясно, что украинских турбин, а соответственно и новых фрегатов проектов 11356 и 22350 флот в ближайшее время не получит, было принято решение строить 19 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», которые за счет более высоких мореходных характеристик должны были усилить флот ракетных кораблей «Буян-М» (тех самых отличившихся ударами «Калибров-НК» по Сирии). Хотя все понимали, что это корабли береговой зоны и полноценно заменить фрегаты они не в состоянии. Но и простаивать нашим судостроительным мощностям, спокойно наблюдая за старением корабельного парка ВМФ РФ, мы тоже не могли позволить. Поэтому экстренно запустился проект 22800, который стал крупным успехом отечественных корабелов.

Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (разработчик) и Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (частный завод, выигравший тендер на производство) доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого. От принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Корабль примечателен тем, что при его создании не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть уже существующие образцы, которые было нужно только принять военным. Поэтому в такие сжатые сроки всё и получилось. Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Всё серьёзное оборудование – отечественное.

Другой изюминкой проекта стало привлечение частников для его выполнения. Программа строительства модернизированных ракетных кораблей «Каракурт» была подготовлена еще при прежнем замминистра обороны РФ Юрии Борисове (ныне он вице-премьер РФ). Особенность программы в том, что ее полностью разобрали частные корабелы, утащившие заказы прямо из-под носа государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Первый контракт Минобороны РФ на семь кораблей выиграла ленинградская «Пелла», второй на шесть МРК достался Зеленодольскому заводу им. Горького, который привлек для этого еще и керченский судостроительный завод «Залив». А 22 августа 2018 года в рамках деловой программы форума «Армия-2018» были заключены контракты на постройку еще шести «Каракуртов» уже на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанского флота (четыре на Амурском судостроительном заводе и два на «Восточной верфи»).

Однако беда пришла, откуда не ждали. Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил своих получателей о невозможности их поставки в этом году. Срыв вызван тем, что у завода «Звезда» возник большой объем заказов на поставку судовых двигателей, дизель-генераторов и редукторов для ВМФ РФ. «Звезда» была не готова к их наплыву ни технически, ни материально. Конвейер просто не справлялся с обрушившимися на них военными заказами. В результате сроки сдачи «Каракуртов» сдвинулись на 2019-21 гг. От этого пострадали и корветы проекта 20385, сроки сдачи которых тоже переместились вправо.

Рассматривались даже варианты замены корабельной силовой установки «Каракуртов» на газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р от «ОДК-Сатурн» и на дизель CHD622V20 пр-ва Henan Diesel Engine Industry Limited (КНР). От обоих вариантов отказались. От ГТД по причине отсутствия полноценного (десятки двигателей в год) серийного производства, а также из-за того, что первыми эти двигатели должны получить фрегаты проекта 11356. А от китайских дизелей отказались из-за их плохого качества (4 случая выхода из строя на действующих кораблях ВМФ РФ и Погранслужбы ФСБ РФ) и невозможности выдержать ТТХ корабля – они не в состоянии были обеспечить заданную скорость, которая падала вдвое. В результате вернулись к дизелям от «Звезды». Проверенное качество. Дизели серии М507 – это разработка более чем полувековой давности, они до сих пор имеют уникальные удельные показатели, пусть и при весьма сложной эксплуатации. Правда, с ними придется подождать (сейчас в приоритете дальний флот, а корабли береговой зоны могут подождать).


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ.

Но не бывает худа без добра. В результате подляны, кинутой нам украинской стороной мы встали перед необходимостью в кратчайшие сроки наладить выпуск подобной продукции на отечественной производственной базе. А с другой стороны, что еще от небратьев можно было ожидать? Надо было раньше думать, когда мы создавали свое оружие возмездия с локализацией 87%, оставив производство сердца корабля – его силовой установки – соседям по глобусу, которые нам еще Мазепу с Бандерой и Петлюрой не простили. Только вдумайтесь, что произошло, отказом от поставок нам своих силовых установок они фактически затормозили развитие нашего Военно-Морского Флота на 10 лет. Именно столько времени нам понадобится, чтобы заместить недостающие комплектующие продукцией собственного производства. 7 лет уже прошло, фрегатов, как не было, так и нет. А они должны были стать основой нашего надводного флота. Становым хребтом, вокруг которого могли формироваться наши Военно-Морские Силы. У нас катастрофически не хватает кораблей 1-го и 2-го ранга, нам нечем подкреплять свои амбиции не то, что в Мировом океане, а даже в ближайших морях, окружающих РФ по периметру. Для сравнения, у нашего главного противника только эсминцев УРО 4-го поколения типа «Арли Бёрк»  67 шт в строю, еще 7 строятся и еще 10 запланировано. Это корабли водоизмещением 7-9 тыс. тонн, несущие управляемое ракетное оружие (от 56 до 96 тех самых КР «Томагавк» с радиусом действия до 2,5 тыс. км, способных нести ядерные заряды). И это всего лишь эскадренные миноносцы 4-го поколения, при этом я уже ничего не говорю про их ракетные крейсеры УРО типа «Тикондерога» в количестве 22 шт, несущие по 122 ракеты каждый, и про 11 авианосных ударных групп, куда, помимо самих авианосцев, входят еще по десятку-полтора кораблей эскорта и сопровождения (те самые крейсера УРО, эсминцы УРО, фрегаты, корветы и атомные подводные лодки). Силы явно не равны. А силовая установка, прежде чем она войдет в серию, должна отработать десятки тысяч моточасов на стенде, не считая обязательных ходовых испытаний в море. У нас нет таких установок. А у украинцев есть. Проверенные годами работы в море («Зоря-Машпроект» гонит свою продукцию с 1978 года, а мы пока гнали только порожняк!). Самое время пожалеть, что мы в 2014 году не забрали себе еще и Николаев, с его Черноморским судостроительным заводом, строившим в советское время ракетные и авианесущие крейсера (про «Зорю-Машпроект» вы и так уже все знаете).

Поэтому, чтобы не попадать в подобную ситуацию и впредь не зависеть от поставок двигателей для новых кораблей, строящихся для российского флота, командованием ВМФ России была разработана и принята «Концепция создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей». В результате оной ответственность за производство и поставку газотурбинных двигателей была возложена на рыбинское «ОДК-Сатурн». Да, собственно говоря, и выбор то был невелик. ПАО «ОДК-Сатурн» (бывшее ОАО «Рыбинские Моторы») – двигателестроительная компания (входит в АО ОДК под крышей госкорпорации «Ростех»), основной специализацией которой является разработка и производство газотурбинных двигателей для авиации, судов, морских и приморских промышленных объектов, а также для  энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Кто еще, если не они?

И рыбинские моторостроители не подвели (о чем даже Путин не преминул упомянуть!). Они перевернулись через голову и в кратчайшие сроки создали силовую установку МА4 на базе четырех скомпонованных по схеме 2+2 газотурбинных двигателей М70ФРУ собственного пр-ва, не имеющих украинских аналогов (мощностью 14 тыс. л.с), и благодаря использованию сплавов на основе кобальта, довели ее КПД до 36%, против 32% у украинского аналога. Аналогичных показателей КПД они добились и на более мощном ГТД М90ФР собственного пр-ва (у николаевского аналога ДТ59 этот показатель еще ниже – всего 30%). И это при том, что установки подобного типа, вообще, не дают КПД больше 40%, тут за каждый процент идет война. И это несомненный плюс.

Среди минусов можно отметить, что в оригинальном украинском проекте агрегат М7Н1 состоял из двух газотурбинных установок (ГТУ) – одной, мощностью 8 450 л.с. для экономичного хода и второй, «форсажной», мощностью 22 000 л.с. для полного хода. Таким образом, учитывая, что на корабле таких агрегатов устанавливалось два, на двух «экономичных» турбинах фрегат развивал мощность 16 900 л.с., а полная мощность составляла 60 900 л.с. Теперь же на корабли планируется установка двух газотурбинных агрегатов, на каждом из которых по два ГТД М70ФРУ, (итого 4 ГТД по схеме 2+2 мощностью 14 000 л.с. каждый). Таким образом, экономичный ход будет осуществляться при мощности турбин 28 000 л.с., а полный ход – при 56 000 л.с.. Вроде бы хорошо? Максимальная скорость фрегатов сильно не упала, а вот скорость экономичного хода выросла. Казалось бы, задача решена? Однако, как посмотреть. Ведь от этого падает дальность автономного плавания, ввиду большего расхода топлива из-за увеличения мощности ГТУ. В этой ситуации хорошо бы до Сирии дотянуть. Так что тут палка получилась о двух концах. Выиграли в скорости экономичного хода, проиграли в дальности плавания из-за перерасхода топлива. Поэтому не стоит удивляться, что порт приписки у уже построенных фрегатов – Севастополь, а не Балтийск (иначе за каждым из них придется танкер гонять).

Но это не снижает задач, стоящих перед рыбинскими моторостроителями. Согласно «Концепции создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей», принятой командованием ВМФ РФ, российскими ГТД планируется оснастить ракетные крейсеры проекта 1164, большие противолодочные корабли проекта 1155, фрегаты проекта 22350 и 22350М, сторожевые корабли (легкие фрегаты) проекта 11356, корветы проекта 20386, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 1241, а также десантные корабли на воздушной подушке проектов 12322 (шифр «Зубр») и проекта 12061 (шифр «Мурена»).


ВЫВОДЫ.

На этом краткий обзор проблем флота закончен. Так, благодаря нашим проблемам с Украиной, прирастает мощью индийский, алжирский и египетский флоты. Украина тут тоже не пасет задних, прикупив по случаю у Штатов два списанных патрульных катера 30-летней давности класса «Island» без вооружения, заплатив за них, как за новые (9 млн. долл. с доставкой и обучением экипажей). Янки за такие деньги обещали аборигенам еще и запчастей подбросить (оно и понятно, корабли то помнят еще Рейгана и мадам Тетчер, их чинить не перечинить!). В их борьбе с ненавистным агрессором самое то будет! Заметьте, если мы торгуем новейшими кораблями, то пиндосы продают исключительно плавающий металлолом, по навару уступая лишь своим предкам, купившим за бусы, пуговицы и еще какую-то хрень у аборигенов остров Манхэттен. А недавно от щедрот своих они своим подопечным еще и 84 резиновых лодки подкинули. И я тут совсем не шучу! Уже сейчас вижу как небратья, выстроившись свиньей, пойдут на них на штурм Севастополя или возьмут на абордаж ракетный крейсер «Москва». Но не будем о грустном.

11.03.2021