Роксана, жена Александра Македонского

Светлана Ованесян
(фантазия на заданную тему)

11 сентября 1891 года в обсерватории Ниццы, наблюдая за звездным небом, французский астроном Огюст Шарлуа, обнаружил ранее неизвестный небольшой астероид. «Я назову его Роксана», — решил ученый.
Так, более чем через две тысячи лет звезда Роксаны вновь засияла на небосклоне.

Она была бактрийской княжной, юной и прекрасной. Отец ее, Оксиарт, не чаял души в своем сокровище. Поэтому оберегал и слух, и взор своей дочери от  всего, что могло нарушить ее радость и покой.

А вокруг было тревожно. Напряжение и предчувствие надвигающейся опасности витали в воздухе. Отовсюду доходили слухи о дерзком и беспощадном Александре — завоевателе, пришедшем из земли эллинов. Он со своим многочисленным войском одерживал одну победу за другой, подчиняя своей власти царство за царством, расширяя границы своей великой империи. И никто не в силах был противостоять этой могучей военной машине.

В глубине души Оксиарт лелеял надежду, что его родная Бактрия сумеет избежать страшной участи. Но день, когда враг уже был на подступах, настал.
Оксиарт, понимая, что силы противника во много раз превышают его собственные, принял решение отправить жен и детей в неприступную крепость, именуемую Скалой Согдианы, где они будут в безопасности. Однако после недолгой осады этот бастион пал, и все, находящиеся там, были взяты в плен.

По традиции, после завоевания очередной территории, Александр Великий праздновал победу со своими приближенными. Вино лилось рекой. А взоры победителей должны были услаждать молодые пленницы. Так было и сейчас. Изрядно захмелевший полководец, окидывал скучающим взглядом своих приспешников, набивающих брюхо как в последний раз.

Зазвучала свирель, издающая в руках седовласого музыканта, чарующие звуки, подобные трелям сказочных птиц. И в шатер  вплыла вереница юных дев в праздничных одеждах. Скорбь и страх застыли в их глазах. Александру все это было не внове. Да, именно страх, животный ужас он внушал всем. И это тешило его самолюбие. Ведь он — властелин мира!

Вдруг внимание Александра привлекла одна из танцовщиц. Он даже приподнялся, опершись на локоть, чтобы лучше рассмотреть ее. Девушка была невероятно хороша собой. На фоне своих смуглых подруг она выглядела иноземным существом. Казалось, что солнечные лучи никогда не касались ее нежной кожи. Лицо красавицы обрамляла копна волос, украшенных самоцветными бусами. Огромные зеленые глаза были опушены густыми длинными ресницами. Но самым невероятным был ее взгляд: в нем не было ни страха, ни раболепия.

— Кто это? — поинтересовался Александр у распорядителя пиршества.

— Дочь здешнего вельможи Оксиарта, — ответил тот.

Александр знаком приказал музыкантам замолчать и подозвал к себе девушку.
 
— Как звать тебя, прекрасное дитя? — спросил он.

— Роксана, — ответила красавица, глядя повелителю прямо в глаза.

— А что означает твое имя?

— Оно означает «звезда», мой господин.

— Достойное имя, — произнес он.
Оставшуюся часть трапезы Александр был задумчив.


— Я женюсь на ней! — заявил великий полководец.

— Господин, зачем? Тебе стоит только щелкнуть пальцем, и она окажется в твоей опочивальне, — пытались отговорить его.

— Мне не нужна еще одна наложница! — вспылил он, — Она достойна стать царицей.

Приближенные Александра не одобряли и не понимали такого поспешного решения. Они осуждали выбор царя, так как слишком уж проста и не родовита была его избранница.

Однако свадьба состоялась, и пятнадцатилетняя Роксана стала супругой Александра Великого.

«Это политический шаг, — шептались придворные, — Наш повелитель просто хочет задобрить местную знать».

Но это была любовь.

Роксана безропотно сносила все тяготы походной жизни. Войско Александра шло на восток, в Индию, завоевывая новые территории. А она всегда была рядом со своим господином и под проливным дождем, и под палящим солнцем.

Он осыпал ее драгоценностями, одевал в тончайшие одежды, а она твердила, что дороже всех сокровищ на свете для нее его любовь.

После тяжелых походов и кровопролитных битв он, усталый, ложился у ее ног, а она пальцами осторожно распутывала его сбившиеся кудри, чтоб ни один волосок не упал с головы ее возлюбленного. Она сама омывала его ноги в золотом тазу и прикладывала к ранам мази и снадобья, чтоб облегчить боль и страдания.

Армия Александра к тому времени уже достигла Индии, страны несметных богатств. Но вдруг, уставшие от многолетних походов, взбунтовались солдаты Македонского.

— Он не знает меры. Вообразил себя царем Вселенной, — сначала шептались, а потом во всеуслышание стали говорить в войске.

Александр понимал, что с такими настроениями дальнейшее продвижение невозможно. Да и в глубине души сам тоже безмерно устал от всего. Слава завоевателя мира оказалась вожделенной только, когда он мечтал о ней.

— Мы возвращаемся! — провозгласил он собравшимся. Всеобщее ликование стало ответом.

Войско двинулось обратно. 

Вот и Персия. Еще один рывок, и они будут на родине. Роксана в мечтах уже представляла себе, как они вместе с любимым будут царствовать в его родной Македонии. Но внезапно Александр сообщил, что берет в жены Статиру, дочь персидского царя Дария.
Роксана с каменным лицом выслушала эту новость и молча удалилась в свой шатер.

А вскоре случилось страшное:  Александр, сын богов, заболел , как простой смертный. Он кричал от боли, горел в лихорадке. Роксана, которая к тому времени носила под сердцем будущего наследника, две недели ни на шаг не отходила от постели своего супруга. Агония его была ужасна: наверное, души безвинно убитых им людей, терзали его.

Когда все закончилось, Роксана сама закрыла ему глаза и вышла из шатра. Она опустилась на колени, воздела руки к уходящему солнцу и стала молиться всем богам, которых знала. Она не проронила ни слезинки, потому что оплакала свою любовь в тот день, когда Статира вошла в покои Александра.


Потом жизнь Роксаны была, как в тумане.  Первым делом она разделалась с разлучницей Статирой. А вскоре родился новый Александр, ее сын, законный наследник. И начался водоворот новых боев — на этот раз битва была пострашнее тех,что вел Александр Великий — это была война за престол, в пучине которой суждено было погибнуть и Роксане, и ее четырнадцатилетнему сыну.

Так в 309 году до н.э закатилась звезда прекрасной Роксаны, чтобы более чем через две тысячи лет вновь засиять на небосклоне.