Разговор в шкафу

Наталья Куфина
 В шкафу у весьма пожилого адвоката состоялся прелюбопытнейший разговор. Беседу вели четыре его костюма. Они, конечно, были наслышаны, что завтра их хозяина будут награждать. И это событие очень трогало их чувства и желания.

  - Ну-с, господа! - произнёс Удачный светло серый костюм. - Мы все знаем, что завтра у нашего хозяина торжественное событие! Награждение! Наконец-то все его заслуги по достоинству оценили! Как вы думаете, кого из нас он завтра наденет?

  - А что есть варианты?!!-возмутился Новый ультрамодный синий костюм. - Конечно меня! Вы на себя посмотрите! Вы же серые оба: БЫ-ТО-ВЫ-Е! А про Чёрный даже и говорить нечего!!! А я брендовый, дорогой, новенький. Меня подарили на юбилей, так что хозяин выберет только меня... Выйду завтра в свет, увижусь с друзьями, наверняка там будут все свои из последней коллекции, обсудим с ними новинки модных домов...
 
  - А не жаль будет если дырку в тебе сделают, вдруг хозяину орден или медаль дадут? - подал голос Неудачный тёмно серый костюм.

  - Ну... Ну... Я не знаю, - растерялся Новый. - А это больно? А это навсегда?

  - Навсегда, молодой человек, навсегда, - раздался из глубины шкафа спокойный голос Старого чёрного костюма.

  - О! Вы только посмотрите кто голос подал! - воскликнул Синий. - Эй ты, предок! Молью почиканый, нафталином пропахший, тебе-то завтра явно ничего не светит! И вообще, я не понимаю, для чего тебя хозяин только хранит: ни вида, ни качества, ни ценности...

  -Вы правы, молодой человек, - согласился Чёрный костюм. - Ничего этого во мне нет, но насколько я понимаю хозяина, дорог я ему совершенно по другим качествам.
 
   -Не может быть в нынешнее время ценности в других качествах! - перебил его Синий.
   
  –   Почему же? - мягко не согласился Чёрный. - А как же такие вещи как: память, воспоминания?
 
  -Всё это полная чушь, пережитки прошлого! Если бы от всей этой сентиментальности ты только новее становился, ещё можно было бы о чём-то говорить, а так... Ты посмотри на себя! Хочешь место освобожу у зеркала? - съязвил Синий костюм.

  -Как ты можешь так с ним разговаривать?! - заступились в один голос оба Серых костюма. - А ну-ка, извинись!!!

  -Не стоит, господа, - успокоил их Чёрный. - Понимания от этого всё равно не прибавится, а извинения без осознания никому здесь не нужны. Да и прав наш коллега в чём-то... Я ведь всегда реально себя оценивал. Хотите расскажу, как я с хозяином познакомился?

  Оба Серых костюма заинтересованно кивнули, а Синий, поняв, что остался без поддержки, решил последовать большинству.

  - …Помню издалека я хозяина заметил... - прищурившись, чтобы лучше картинки прошлого возникали перед внутренним взором, начал свой рассказ Старый чёрный костюм. - Шёл он по рынку, по торговым рядам, и внимательно  рассматривал костюмы.  И помню я, что увидев его изменилось что-то во мне, даже складка на правом рукаве сама разгладилась... Долго он на меня смотрел, а я как мог к нему тянулся... и вдруг он заметил другой костюм, белый... и пошёл к нему... Внутри у меня всё оборвалось... А белый, надо отдать ему должное, действительно был хорош: и сшит ладно, и на солнце серебром отливал, и подкладку имел, и взгляды к себе привлекал — многие на него любовались... Отчаялся я совсем и даже две складки на рукаве появились, как вдруг я почувствовал прикосновение, кто-то гладил меня по этому рукаву, успокаивая... Поднимаю голову — хозяин. Он уже не просто разглаживал мои складки, он даже уже и не думал, он помогал аккуратно снять меня с плечиков и завернуть в бумагу... - от нахлынувших воспоминаний Старый чёрный костюм так сильно распрямился, отчего нитки, которыми он был прошит, угрожающе затрещали. -Да... многое мы вместе прошли... и побед и поражений... особенно поражений, когда он только начинал свои первые шаги на этом поприще... а сколько косых взглядов бросали на него из-за моего не дорогого вида... А сейчас вот вишу, бережёт меня хозяин, как память о начале...

 -Вот знаете, - подал голос Неудачный тёмно серый костюм. - Слушаю я Вас и думаю... Как же, однако, меняется мировоззрение у людей. Особенно у людей определённых профессий... Я сейчас говорю о поражениях... Если в начале человек расстраивается из-за них, то с возрастом он оценивает их, как справедливость, что ли... Хочу рассказать Вам об одном случае... Не хотел хозяин браться за дело, ох как не хотел, вы же все знаете его принципы. Но взялся - хорошие знакомые попросили. Долгим и сложным был процесс... столько сил он потратил и нервов, а сколько ночей не спал — всё ходил по номеру гостиницы из угла в угол, или стоял у окна смотря вдаль. Выиграл, но напился в стельку и даже мне досталось полстакана, потому что справедливее было бы проиграть... Он всё бормотал потом, что так нужно, это его выбор, и он знал в какую профессию шёл.

 -О! Помню-помню этот день! - воскликнул Удачный серый костюм. - Меня только-только с химчистки принесли всего такого чистого, а от тебя за километр несло перегаром. И ведь я тебя спрашивал, что произошло, а ты молчал. Помню обиделся я на тебя, что ничего не рассказываешь, ещё друг называешься. И на мой вопрос о том, выиграл ли хозяин или проиграл, ты только кивнул. Я ещё удивился, что, мол, если хозяин знал, что выиграет, то почему он меня не надел.

 - Не врубаюсь! - перебил диалог двух серых костюмов Новый синий. - А какая разница, кого из вас наденут?

- Всё очень просто, - улыбнувшись сказал Удачный светло серый костюм. - Не смотря на то, что мы оба были куплены в один день, в одном магазине, и, как Вы любите выражаться, мы из одной коллекции, тем не менее мы являемся противоположностями по своему влиянию на нашего хозяина. Он уже давно заметил, что надевая меня он процесс выигрывает, а надевая его — проигрывает.

 - Так может он просто проигрывает и от вас это не зависит! - сказал Синий.

 - Да как Вы смеете, молодой человек, говорить подобные вещи! - раздался голос Чёрного костюма. - Вы, не побывавший ни на одном из заседаний...

  Голос Старого костюма сорвался от волнения, и от такого напряжения на его лацкане порвалась нитка. И в этот момент дверь шкафа распахнулась и чьи-то ловкие руки повесили в шкаф дорогущий белоснежный костюм.

 - Добрый вечер! - произнёс он из-под слоя ещё не снятой бумаги.

 - Конкурент! - в унисон воскликнули три костюма.

 И только Чёрный костюм погружённый в свои мысли совершенно не заметил бурной реакции коллег на появление нового костюма. Вскоре он тяжело вздохнул и погрузился в свой не глубокий старческий сон. Ночью он, по своему обыкновению, проснулся и почувствовал на себе взгляд.

 - Простите, - произнёс Белый костюм. - Я слышал что Вы говорили о своём, и теперь уже и о моём хозяине... и меня очень сильно волнует один вопрос... не воспримите это за некую наглость, но...скажите... Вы, по молодости лет, в начале девяностых годов, случайно не были на  ГУМовской барахолке в городе Н.?

 - Да, - изумлённо ответил Чёрный костюм. - Но откуда Вы можете это знать?

 - Видите ли, - задрожав от переполнявших его эмоций сказал Белый. - Мой дедушка в то время был там же... И он видел много проходивших мимо него людей, многие даже останавливались и смотрели на него.... И из всего этого множества он запомнил одного мужчину... А запомнил он его потому, что каким-то внутренним чутьём дедушка потянулся к нему всем своим существом, он так хотел, чтобы этот мужчина выбрал именно его... Но, насколько понял мой дедушка, у того не хватило достаточно денег... И дедушка прекрасно видел, что мужчина выбрал другой костюм и очень завидовал этому костюму... И всегда говорил, что повезло тому, кто имеет честь быть надетым этим мужчиной, потому что даже по виду и по взгляду чувствовалось, что за человек перед тобой. Я, когда ещё находился в комнате, то совершенно случайно слышал всё то, что Вы с коллегами говорили, и то, как вы все характеризовали хозяина. И слушая это, как Вы рассказывали о встрече, я вспомнил, слова своего дедушки...
 
 Чёрный костюм потерял дар речи... И увидев это его состояние, Белый извинился и хотел уже было пожелать спокойной ночи, но Старый костюм его опередил.

 -А хотите я расскажу Вам больше о нашем хозяине?

 -Если Вас это не затруднит, - чуть подумав ответил Белый костюм.

 - Вовсе нет, к тому же у меня, бессонница... Кстати, и у хозяина тоже, вон, слышите по комнате ходит... Что-то в последний год он совсем потерял и сон, и здоровье... - с грустью заметил Чёрный костюм.- Наш хозяин внутренне не приспособлен к своей профессии. Он слишком правильный, слишком человечный, слишком справедливый, слишком мягкий, он способен к сопереживанию. Он всё принимает слишком близко к сердцу и сильно переживает.  В нём огромное чувство сострадания и отсутствия меркантильности...  Вот скажите, кто такой по Вашему адвокат? - спросил Чёрный костюм.

 - Я думаю, что это правозащитник, юрист, психолог и бизнесмен в одном лице, - чуть подумав ответил Белый.

 - Хорошо.  А какое из этих начал должно преобладать в адвокате? - вновь спросил Чёрный.

 - Правозащитника? - полувопросительно ответил Белый.

 - Именно. И это должно быть первичным и стоять во главе профессии. И поверьте мне, наш хозяин с самого начала своей адвокатской карьеры был таким...  Да он и остался таким же... он считает свою работу — проклятием до конца своих дней. Потому что приходится ожесточаться и не показывать слабости. Для него всегда важнейшим было то, что он смог, заставил себя слушать и слышать, убедил, выиграл процесс, победил, а не гонорары... Эх...знали бы Вы как на заре его карьеры к нему относились его же коллеги... Они же считали его, простите мой архаизм — чудиком, и крутили пальцем у виска, когда узнавали, что он по своей доброте душевной отказывался от денег или прощал неуплату выигранных процессов. И только спустя много времени он понял, что это перерастает в глобальное не уважение... и ему пришлось научиться переступать через свои врождённые качества и глушить душевные порывы. Вы как-нибудь обратите внимание на то, что у него есть две полки книг на которые он просто каждый раз задумчиво смотрит, и каждый раз прикасаясь к ним рукой, отдёргивает её... Он очень хочет их прочитать, но опасается и понимает, что тогда рухнет всё то жёсткое и наносное, что он так тщательно взращивал в себе все годы, и что необходимо в профессии. Но есть и ещё одно важное, что осталось в нём с его юности, и что спустя годы до сих пор является первостепенно важным  — это свобода. Для него свобода выбора дела во стократ важнее предложенных за это денег. Некоторые адвокаты часто говорят, что - это клиент нас выбирает. Но наш хозяин всегда придерживался противоположного мнения... Знаете в чём, по его мнению, состоит высший уровень адвоката? Он состоит в наличии возможности сказать навязчивому клиенту: «Сколько денег вам дать, чтобы вы от меня отстали?» В этом-то и заключается свобода и воля адвокатской деятельности...

 - Эй, вы там, спать-то дадите сегодня?! - раздался недовольный голос Синего костюма.

 - Простите меня, старика, - извинился Чёрный костюм перед Белым, значительно понизив голос. - Я, наверное, сумбурно Вам всё наговорил... Да и прав коллега, спать уже давно надо. Но всё-таки я хотел бы прочитать одно не большое стихотворение. Оно написано Давидом Самойловым и обращено его другу, адвокату Каминской, так вот оно, как нельзя лучше показывает всю сущность и жизни правильного адвоката, да и просто жизни:

Кто устоял в сей жизни трудной,
Тому трубы не страшен судной
Звук безнадежный и нагой.
Вся наша жизнь — самосожженье,
Но сладко медленное тление
И страшен жертвенный огонь.

  А на следующий день пожилой адвокат открыл шкаф. Он долго и задумчиво смотрел на себя в зеркало. Вздохнул.  Кончиком пальца откинул с глаз совершенно седой клок волос, тот самый, который появился у него ещё в те годы, когда он только начинал свою адвокатскую карьеру. Затем он повернулся к одежде и совершенно не задумываясь протянул руку к Старому чёрному костюму. И конечно же на глаза ему попалась та самая порвавшаяся нитка на лацкане и тем же кончиком пальца, каким убирал мешавший волос, он разгладил начинающуюся топорщиться нить и печально улыбнувшись, произнёс:

 - Ну, что, мой старый друг. Пойдём в наш последний выход.

  Но Чёрный костюм был настолько изумлён и взволнован выбором хозяина, что решил, что этот выход последний исключительно для него. А поэтому во время поздравления хозяина коллегами, он ухитрился и выдернул нитку из очень навязчивого и, как ему уже давно казалось, лицемерного женского белого пиджака. И незаметно прицепил её к манжету рубашки, тем самым давая хозяину понять, кто из костюмов был бы лучшим преемником...

   Но никто в этот вечер, кроме самого адвоката, не знал, что и для него этот выход последний... Вечером, переодеваясь, адвокат заметил на рукаве довольно длинную белую нитку, и по детской привычке начал накручивать её на палец перебирая в уме все поочерёдно буквы алфавита. Нитка закончилась... Адвокат задумался... Затем снова взял эту же нитку и уже медленнее и с хорошей натяжкой повторил действие. Буква осталась прежней. Тогда адвокат осторожно снял нитку с пальца и положил её на завещание в котором было не прописано только имя распорядителя его интеллектуальной собственности...

  До этого момента адвоката сильно беспокоил тот момент, что он никак не мог решить, кому бы он мог доверить дальнейшую жизнь своих мемуаров. Кому это было бы интересно, на кого можно было бы положиться и кому он мог бы доверять... Писал он их долго, писал так, как приходило на память, и как вспыхивали эмоции, иногда писал даже о том, о чём было нельзя, но о чём уже в его годы не возможно было молчать, писал и о своих ошибках и о победах, реально оценивая и то и другое... Писал «в стол», вернее в банковскую ячейку, которую проплатил заранее, на несколько лет вперёд, зная о надёжности и полной конфиденциальности этого способа хранения материального изложения своей жизни. И только с распорядителем вопрос по-прежнему был открыт... Адвокат ещё раз посмотрел на нитку и задумчиво произнёс:

 - Ну, что же, кажется, сегодняшний день расставил все точки.


День похорон пожилого адвоката был ярким и солнечным. Из знакомых и друзей было три человека. Покойный улыбался... и улыбался не только он... был ещё один, кто был горд и по своему счастлив... Чёрный костюм, который был одет на тело... Для него это была последняя честь и последнее желание... Он понимал, что уже не сможет согреть своим теплом хозяина, но всё равно жадно впитывал в себя всё солнечное тепло и жар для того, чтобы после погружения в лоно земли до последней нитки отдать всего себя в последнем служении...
31.03.2020.