Счастливый случай

Ирина Басова-Новикова
                СЧАСТЛИВЫЙ  СЛУЧАЙ

Действующие лица:
Михаил Захаров – молодой художник
Софья Ивановна – квартирная хозяйка
Константин Иванович Горелов -  критик
Антон Олегович Романов  -  искусствовед
Виталий Данилович Рябов – журналист
Леонид Андреевич Дубов – богатый бизнесмен, меценат
 
                СЦЕНА  ПЕРВАЯ

Просторная, светлая комната с широкими окнами. Пол завален хламом – обрывками газет, тюбиками от красок, скомканными эскизами. Постель наспех затянута выцветшим покрывалом. Картины в деревянных рамках, изображающие городские пейзажи, подпирают стены. Возле окна – мольберт с закреплённым холстом, а под ним – рамка для будущей картины. Холст абсолютно бел.

ЗАХАРОВ  (раздражённо ходит по комнате). Подумать только! Ни одной картины не продано за неделю! У Спаса на крови выставлялся – без толку. На Садовой два дня просидел – хоть бы один прохожий приценился!  В библиотеке на презентацию лишь несколько человек пришло… (Пристально смотрит на картины, затем отходит в сторону и смотрит издалека.)  Красиво. Не скучно и не аляповато. И ракурс правильный. Не понимаю… 
 
                Стук в дверь.
СОФЬЯ  ИВАНОВНА (из-за двери). Михаил Петрович! Сегодня десятое число, вы не забыли? Денежку за проживание когда отдадите?
ЗАХАРОВ  Господи, опять! (Громко.) Вечером, Софья Ивановна!
СОФЬЯ  ИВАНОВНА Не забудьте – пятнадцать тысяч аренда и ещё пять –  коммунальные услуги.
 ЗАХАРОВ (убитым голосом). Двадцать тысяч! Где найти такие деньги? Разве занять… (Останавливается перед мольбертом.) А может, я ошибся? Может, я бездарен? Нет, нет… Известный критик, что был на презентации, так благосклонно на меня смотрел! Значит, есть талант! (Спохватывается). А если и есть, что толку… Двадцать тысяч! А ещё нужны деньги на краски, холст, на еду и на новое пальто… Господи, как жить?!

                Молодой художник подавлен. Подбирает с пола газету, читает.

Требуется разнорабочий на склад. Зарплата сорок тысяч. Штукатур, маляр… А что, если на время отложить кисть и устроиться на работу? Пускай это будет чёрная, неблагодарная работа, но зато я расплачусь с квартирной хозяйкой и подкоплю немного денег. Хоть месяцок поживу по-человечески, а там, глядишь, что-нибудь продам. «Вид на Исаакий с Невы» или «Аллеи Летнего сада»… А может, меня посетит вдохновение…
СОФЬЯ  ИВАНОВНА (из-за двери).  Михаил Петрович! Вы умеете чинить раковины? Опять засор, а сантехник на другом участке! Не умеете? Какая жалость…
ЗАХАРОВ Раковина… Засор… Какое уж тут вдохновение! На нём, как и на моём призвании, можно поставить жирный крест! (Подходит к мольберту, хватает первую попавшуюся кисть и в отчаянии рисует на холсте огромный красный крест.) Вот это будет правильно в моём положении. Конец всему! Дерзким мечтам, робким начинаниям и успеху. Да здравствует мерзкая обыденность! Её величество мещанская серость! Да здравствует биржа труда и каторжный труд! Но для начала надо занять денег, чтобы квартирная хозяйка не донимала. А где их взять? У отца я уже брал в долг. Брат всё ещё болен, у него самого денег в обрез. Не занять ли у Стрельцова? Он вчера хороший гонорар получил (Хватает старое пальто и хлопает дверью.)

                Голоса за сценой.

СОФЬЯ  ИВАНОВНА  Куда вы так рано, Михаил Петрович? Чайку попили бы на дорожку…
ЗАХАРОВ  Спасибо, не стоит… Я скоро вернусь!
СОФЬЯ  ИВАНОВНА  Так куда же вы?
ЗАХАРОВ   К одному влиятельному человеку. Деньги вечером отдам, не беспокойтесь.

                СЦЕНА ВТОРАЯ

                Та же квартира. В дверь звонят.

СОФЬЯ ИВАНОВНА  Кого-то Бог даёт!

На пороге четверо мужчин. Один из них – Дубов – выше остальных на голову; он прекрасно одет, но грубоватое лицо делает его непривлекательным. У его спутников ничем не примечательный вид.

ГОРЕЛОВ  (снимая шляпу). Желаю здравствовать! Не здесь ли проживает художник Михаил Захаров?
СОФЬЯ ИВАНОВНА  Миша? Он тут снимает комнату. Но его теперь нет.
ГОРЕЛОВ  (разочарованно). Вот те раз! А когда будет?
СОФЬЯ ИВАНОВНА Обещал, что скоро вернётся. Вы, господа,  тоже художники?
ГОРЕЛОВ Не совсем так. Вот Леонид Андреевич Дубов –  предприниматель и меценат. Он очень интересуется современной живописью, как, впрочем, и все присутствующие. А скажите, ваш квартирант,  должно быть, не только выставляет свои картины, но и продаёт?
СОФЬЯ ИВАНОВНА  Продаёт, и очень успешно! Если хотите знать, сам профессор живописи Иван Сергеевич Померанцев дважды приходил к Мише, чтобы приобрести несколько этюдов! Прекрасные были этюды!
ГОРЕЛОВ  (Дубову). Надеюсь, картина, которая нас интересует, ещё не продана.
РОМАНОВ  А позвольте спросить, что за человек Михаил Захаров? В интернете о его выставках очень скудная информация.
СОФЬЯ ИВАНОВНА (с недовольством). Некогда Мишеньке в интернете сидеть. Он не бездельник какой-нибудь, у него отбою от заказчиков нет. С утра пораньше уже к какому-то важному человеку пошёл. Наверное, новую картину задумал.
РЯБОВ  (на ухо Дубову). А молодой человек, оказывается, не так прост! В такие годы иметь заказчиков большая удача. Так что готовьте кошелёк –  модный художник дёшево свои творения не продаст.
ДУБОВ (с усмешкой). За мною дело не станет. Было бы на что посмотреть!
СОФЬЯ ИВАНОВНА   Если не торопитесь, подождите Мишу в мастерской. Он разрешает впускать посетителей в своё отсутствие.
РЯБОВ  Да, мы подождём.
СОФЬЯ ИВАНОВНА  Вот сюда проходите, пожалуйста. Эта комната и есть мастерская (Уходит.)

                СЦЕНА  ТРЕТЬЯ

РОМАНОВ (осматриваясь). А что, неплохо устроился господин Захаров. Комната просторная, светлая. Можно творить и складировать свои художества. Квартирная хозяйка – премилая старушка, заботливая и одинокая.
РЯБОВ  Комфорта маловато, но вид из окна прекрасный! Нева, маленький сквер…
ДУБОВ (Романову). Откройте окно, Антон Олегович, мне курить хочется. (Вставляет в рот сигарету.) Судя по тому, что тут и жилая комната, и мастерская, господин Захаров весьма ограничен в средствах.
РОМАНОВ   Но квартирная хозяйка сказала…
ДУБОВ Не доверяйте на слово малознакомым людям, мой друг. Доверяйте своим глазам. Мне кажется, что художник нуждается в деньгах. Сильно нуждается. Быть может, оно и к лучшему. Нуждающийся не станет долго торговаться и заламывать невозможную цену.
ГОРЕЛОВ  Возможно, господин Захаров стеснён материально, ведь хорошие гонорары не исключают нужду. Художники, знаете, как живут? Транжирят деньги налево и направо, кутят напропалую… Гулянки, вино, смазливые натурщицы…  Одним словом – богема!
ДУБОВ  Это верно. Сколько ни заработают – до копейки спустят. Чутьё подсказывает, что торговаться с господином Захаровым долго не придётся. Художник, не имеющий громкого имени, должен знать своё место и не задаваться.
ГОРЕЛОВ  Да, без сомнения... А вот та самая картина, о которой я вам говорил. На выставке она произвела на меня сильнейшее впечатление. Полагаю, ей самое место в вашей коллекции.
ДУБОВ (критично разглядывая). Ну что ж, вполне приятная картина. Хотя, признаться, я не поклонник индустриальных пейзажей.
ГОРЕЛОВ  Увы, они ещё долго будут в моде. Однако заметьте: Лахта-центр на фоне морозного красного неба вовсе не кажется несусветной громадиной. И эта аллея вдоль набережной… Ощущение рождественского волшебства и покоя! (Замечая холст на мольберте.) А это ещё что такое? М-да… Неожиданно!

              Горелов чешет подбородок и садится на табурет возле мольберта.

РОМАНОВ  Что вас смутило, приятель?
ГОРЕЛОВ Взгляните сюда, господа! Эта работа заслуживает не меньшего внимания. 
РЯБОВ (подходит к мольберту и долго смотрит на холст). Не разделяю вашего восторга. Отчего эти каракули достойны внимания?
ГОРЕЛОВ Охотно поясню. (Вскакивает и беспокойно ходит по комнате.) Что вы видите на холсте?
РЯБОВ   Огромный крест. Вы видите иначе?
ГОРЕЛОВ Да. Согласитесь, любезный друг, что крест, изображённый человеком без образования и благородных мыслей, - это просто две пересечённые линии, тут и говорить не о чем. Но крест, изображённый художником, чьи этюды покупает профессор по кафедре живописи, совсем иное. Что мы знаем о молодом художнике Захарове? Давеча на своей странице в интернете он хвалился тем, что не приемлет никакого новаторства в искусстве, что он – оголтелый представитель реализма в живописи и осуждает прочие художественные направления. За это его очень уважает небезызвестный профессор Померанцев. И вот, глядите – совершенный абстракционизм!
ДУБОВ  Ничего не понял. Чему удивляться?
ГОРЕЛОВ Я говорю,  господин Захаров таки осознал, что искусство – не копия действительности, но её осмысление и преображение в творчестве. Живопись любит эксперименты. Если художник не развивается и не экспериментирует, трудно будет ему тягаться со знаменитыми  современниками.
РОМАНОВ  (задумчиво). Да, вот ведь как бывает с талантами! Рисовал  улочки да парки и вдруг – нате! какие-то непонятные кресты! Как будто не с той ноги встал, ей-богу!
РЯБОВ  Почему – непонятные? Если хорошенько подумать, всему можно найти объяснение.
ГОРЕЛОВ Можно. Ведь в самом деле, что такое крест? Древнейший символ, которому можно дать миллион толкований. Наши далёкие предки-язычники почитали крест, который считался символом солнца. Возможно, господин Захаров – неоязычник.
РЯБОВ  Неоязычество теперь в моде, вы точно заметили. Но это глупо, очень глупо – надрывать глотку, доказывая, что Христос хуже языческих божков. Многобожие изжило себя две тысячи лет назад. Кстати, отчего непременно сей крест должен толковаться как солярный знак? Крест – это прежде всего святыня. Символ праведности и мученичества. 
РОМАНОВ (оглядывая комнату). Не похоже, что господин Захаров примерный христианин.  На полках нет ни одной иконы, церквей на картинах – тоже. И потом, какой из нашего современника мученик? За веру никого теперь в тюрьмы не сажают. А как вы думаете, Леонид Андреевич, что означает сие послание человечеству?

                Дубов выбрасывает сигарету в окно и подходит к мольберту.

ДУБОВ  (задумчиво). Одному богу известно, что это может означать. У меня недавно знакомый художник гостил. О своём призвании говорил, будто оно – тяжкий крест. Не может он жить, как обычные люди. Душа, говорил, покоя не знает, и нервы на всю катушку раскручены. Каждую минуту мыслит, творит, жертвуя всеми человеческими радостями. Семьи нет, комфорта никакого, вечная бессонница, желчь. Ни квартиры, ни другого мало-мальски ценного имущества не нажил. Всю жизнь – как он изволил выразиться - положил на алтарь искусства. А славы не дождался. Вообразите его отчаяние: лучшие годы прошли, здоровья нет, никому не нужен и совершенно неизвестен. Как вам такое толкование креста?
ГОРЕЛОВ  Принимается. Большинство настоящих художников страдает ради того, чтобы люди не забыли о вечных ценностях.
РОМАНОВ (тактично покашливая).  Мудрите, господа! Мне видится совсем иное. На картине – окно. Да-да, самое обыкновенное бедняцкое окно. Рамку заметили под мольбертом? А теперь мысленно соедините её с шедевром. Что увидим?
ДУБОВ  (насмешливо). Пожалуй, вы правы! Самое что ни на есть окно с покосившимися рамами.
РОМАНОВ Голые рамы. Ни занавесок с рюшами, ни гераньки, ни уютного пейзажика за стеклом. А теперь – главное. Окно - куда? В снежную пустоту, в холод, в бесприютность? Голову даю на отсечение,  художнику неуютно в нашей российской действительности. Белый, абсолютно пустой и мёртвый мир. Одиночество и пустота по обе стороны окна. Вроде бы минимализм, но смысл неисчерпаем!
ГОРЕЛОВ  Может, и так. А может, и нет. Заметьте: контраст красного и белого. Символичное сочетание, и явно неспроста! Белое символизирует чистоту,  непорочность. Это божественная душа с её нетварным светом. И на этой непорочности поставлен уродливый кровавый крест! Можно предположить, смысл картины в том, что современному человеку не нужны красота, правда, божьи заповеди и благородные душевные порывы. Всё прекрасное вычеркнуто из его жизни.
ДУБОВ  В точку! Десять лет тащу на себе серьёзный бизнес и ни разу не встретил порядочного человека.
РЯБОВ Согласен. И в нашем журналистском деле репортажи в основном о пороках человеческих. Воровство, блат, продажность чиновников… Если бы вы знали, как порою хочется написать о добром, честном и красивом человеке! Да где его нынче взять? Однако, мы отвлеклись… Какие будут ещё мнения о творении господина Захарова?
ДУБОВ (зевая). Творение… не громко ли сказано? Такое творение любому дураку под силу. Положа руку на сердце – далеко этому Захарову до настоящих мастеров.
РОМАНОВ (с жаром). А вот тут вы не правы. Ведь в художественном произведении главное - что? Нет, не цветовая гамма, не реалистичность и даже не эстетика. Идея, мой друг! Главное – идея. Если разобраться, «Чёрный квадрат» Малевича более примитивен чем то, что вы видите. А Ньюмен? Видали вы голубую полосу, пересекающую синий квадрат? Смешно, правда? А, между прочим, стоит эта белиберда аж сорок четыре миллиона долларов! Так что господин Захаров превзошёл мировых корифеев – у него целых две черты, да к тому же изображающих огненный крест – древнейший и разноплановый символ.  Соответственно, и смысла у Захарова на порядок больше, нежели у прочих. Так что готовьте кошелёк, дорогой Иван Андреевич! Задёшево это полотно художник не продаст!
РЯБОВ  Да, друзья, картина господина Захарова гениально проста и символична. Каждый может трактовать её смысл со своей колокольни, и каждый при этом будет прав. (Романову.) Вот вы, Антон Олегович, разглядели на этом холсте окно. А мне пришло в голову, что тут изображены не рамы, а железные прутья. Окно с окровавленной решёткой. Иными словами – клетка или тюрьма. А за окном ясный день. Как хочется душе вырваться на белый свет, вдохнуть свободы!
ДУБОВ (одёргивает Рябова). Полегче, Виталий Данилович! Меня такое толкование не устраивает. Среди моих родственников и друзей имеются – чего уж там скрывать! – такие господа, кому намёк на тюремные прутья может показаться оскорбительным. Нет, это вовсе не означает, что мои приятели имеют проблемы с законом.  Но бизнес не терпит идеалистов и слюнтяев. Иногда приходится идти на сделку с совестью, но ведь за всяким имеются грешки!
РЯБОВ  Леонид Андреевич, при чём тут ваши друзья! Я имел в виду иного рода свободу – творческую! Понимаете, в каком бы либеральном государстве ни жили господа художники, им всегда не хватает свободы. Свобода мысли, формы, композиции – вот о чём тоскует любая творческая натура. Тюрьма на этом полотне символическая. Да-да, это тюрьма для духа, для творческого начала. Мир задаёт человеку жёсткие рамки религиозной и светской морали, эпоха диктует идеи, художественные направления и способы отражения действительности. А настоящему художнику тяжко творить, когда полёт фантазии ограничен всякими условностями. Полагаю, данную картину следует толковать именно так и никак иначе.
ГОРЕЛОВ (вновь подходит к мольберту и оценивающе смотрит на картину). Как вы думаете, друзья, сколько запросит  господин Захаров за свой   шедевр?
ДУБОВ  (зевая). По-моему, шедевр из этой галиматьи сотворили вы, Константин Иванович. Мне кажется, никакая это не картина. Выставлять этакую безделицу – себя не уважать.
ГОРЕЛОВ  Именно картина! Холст загрунтован, покрыт хорошей краской. Рамка заготовлена добротная, хотя с виду кажется простой. Для мэтра живописи в этом нет ничего особенного, но для малоизвестного художника, снимающего угол, поверьте, это немалые затраты. Нет, юноша не станет зря марать холст – он человек идейный, ведёт собственный блог о живописи. (Подносит рамку к мольберту.) Очаровательно!
РОМАНОВ (поднимает вверх указательный палец). Слышите, квартирная хозяйка с кем-то разговаривает? Кажется, господин Захаров вернулся. Сейчас мы узнаем, кто был из нас прав!

                СЦЕНА  ТРЕТЬЯ

                Захаров распахивает дверь и замирает в смущении, увидав
                гостей.

ГОРЕЛОВ  (подходит с улыбкой). Господин Захаров?
ЗАХАРОВ  Да…
ГОРЕЛОВ  Очень приятно! Разрешите представиться – Константин Иванович Горелов, критик.  Мои друзья: Антон Олегович Романов, искусствовед; Виталий Данилович Рябов, журналист и телеведущий. И на десерт - Леонид Андреевич Дубов! Надеюсь, этот человек в представлении не нуждается.
ЗАХАРОВ Дубов… Дубов! (Поражённо). Не тот ли это Дубов – владелец галереи современного искусства?
ГОРЕЛОВ  Он самый! Тот, который, вдохновившись примером Павла Третьякова, решил оставить о себе добрую память, собрав для потомков шедевры современной живописи.
РОМАНОВ  Вы, конечно, удивлены, увидав столько незваных гостей? Ведь это моветон – приходить без приглашения и вторгаться в святую святых – в мастерскую. Но мы не смогли отказать себе в удовольствии видеть ваши картины. Надеюсь, вы не в обиде на неожиданное вторжение?
ЗАХАРОВ  Нет-нет, я очень рад! (Ещё больше смущаясь.) Как неожиданно! Чем я заслужил такой приятный визит?
РЯБОВ (хитро прищуриваясь). Будто не знаете! Когда молодой талантливый человек устраивает выставки, поверьте, это не остаётся незамеченным. Говорят,  к вам в гости даже профессура ходит!
РЯБОВ (рассеянно). Да, иногда обо мне вспоминают интересные люди… Но я потому и снял комнату, чтобы творить в одиночестве.
РЯБОВ Не скромничайте. Скромность теперь не в моде.
ГОРЕЛОВ Квартирная хозяйка сказала, вы позволяете посетителям входить в мастерскую в своё отсутствие. Весьма рискованно. Незваный гость может нечаянно испортить картины или унести с собой.
ЗАХАРОВ (с упрёком в голосе). Надо верить в порядочность людей, Константин Иванович.
ГОРЕЛОВ (обращаясь к присутствующим.) Вот видите, друзья мои, какой уникальный перед нами человек! Он смотрит на мир глазами ребёнка. А мы давеча  сетовали на то, как мало в наше время порядочных граждан… Впрочем, оставим пустые разговоры и поговорим о главном. (Захарову.) Господина Дубова впечатлил мой рассказ о «Зимнем вечере на Елагином острове». Потрясающая картина! Очень натуралистично, эмоционально и, без сомнения, талантливо. Господин Дубов мечтает приобрести это полотно для своей галереи. Надеюсь, вы не откажете.

                Захаров испуганно вытирает пот со лба.

ЗАХАРОВ  (слегка заикаясь). В галерею господина Дубова… Мою картину?! Не только не откажу, но почту за честь.
ГОРЕЛОВ  Вот и славно. Кстати, заодно мы бы хотели прицениться ещё к одной интересной вещице. Но вначале расскажите, отчего вам не хочется признаваться в том, что модернизм завладел вашим воображением?
ЗАХАРОВ  Простите, не понимаю. Какой модернизм? Вы о чём?
РОМАНОВ  Да полно вам! (Указывая на мольберт.) Прекрасная идея, но слишком сложная при всей кажущейся простоте. Мы с приятелями даже поспорили о том, что может означать сие послание человечеству.
ЗАХАРОВ  Право,  это не стоит внимания…
ГОРЕЛОВ  Отчего же? Поверьте, нам очень интересно. На чём поставлен крест? На свободе творчества? На личной жизни? Откройте же, наконец, замысел своей картины!
ЗАХАРОВ  (в сторону). Чёрт знает что происходит! Какой-то глупый розыгрыш. Впрочем, если господа хотят видеть в этой мазне великое искусство… (Вслух.) Вы совершенно верно уличили меня в тайной страсти к модернизму. Иногда неопределённость форм звучит точнее и колоритнее реализма. Я только теперь начал это понимать.
РОМАНОВ  (восторженно). Браво! Вы взрослеете и становитесь терпимее к другим художественным направлениям. Но всё-таки, о чём вы думали, когда писали картину?
ЗАХАРОВ (в сторону). Вот поворот! А ведь если в моём кресте не найдётся никакого смысла, я потеряю репутацию многообещающего художника! А может, и деньги… Надо что-то придумать! (Вслух.) Благодарю вас за настойчивый интерес к моему творчеству. Итак, вы хотите знать, о чём я думал, пока писал своё творение? (Делает паузу.) Вообразите, господа, прекрасный, чудный мир – счастливый и безоблачный, как небо над головой ребёнка. Мир, в котором нет подлости и лжи, в котором царят справедливость и благолепие. В детстве всем хочется верить в людскую доброту и в то, что взрослая жизнь преподнесёт нам множество счастливых сюрпризов.  Но годы идут, мы становимся мудрей и циничней.  Многие ли из нас сохраняют доброе восприятие мира в зрелом возрасте? Увы! Людей раздирают страсти, мы гибнем от злобы и подлости, и прекрасный, когда-то воображаемый нами мир исчезает, словно мираж. Мы отчаянно тоскуем о нём и не знаем, как вернуть душе покой и радость жизни. А ведь две тысячи лет назад ответ был дан самим Господом Богом! Только сострадание и жертвенность не отдаляют нас от этого волшебного мира. Распни себя, истерзай свою душу ради красоты, чистоты и добра – лишь тогда, глядя на мир, ты не будешь видеть в нём грязи. Добрая, чистая душа не видит зла, потому что всегда стоит перед воротами рая. Только смиренно неся свой крест, мы обретаем способность оставаться не запятнанными страстями и пороками, а значит – видеть во всём целомудрие и гармонию…  Я не очень  витиевато изъясняюсь?
РОМАНОВ (тихо). Браво! Хотя мысль не нова, всё равно грандиозно.
РЯБОВ  (Берёт Захарова за локоть и отводит в сторону). Михаил Петрович, вы, случайно, не поклонник Достоевского? Умная и чувствительная молодёжь – такая редкость в современном мире. Мне очень хотелось бы взять у вас интервью для одного уважаемого интернет-издания. Расскажите о себе и о своём творчестве.
ЗАХАРОВ  О художнике лучше всего расскажут его картины. Самые ценные для меня холсты хранятся в доме отца. А  здесь лишь последние работы…

                Романов и Захаров отходят в сторону и увлечённо беседуют.

РОМАНОВ (Дубову). Вам, Леонид Андреевич, очень повезло. Повесьте эту картину в библиотеке возле стеллажа с философскими книгами. Там ей самое место. И было бы неплохо пригласить молодого человека в вашу гостиную. Он  образованный, идейный, талантливый; разговор поддержать умеет и ведёт себя вполне достойно. Вашим гостям этот юноша понравится, не сомневайтесь!
ДУБОВ  (поглядывает на часы). Я люблю гостей более солидных и знаменитых.
РОМАНОВ  Не вижу проблемы. Сегодня вы купите у него картины, а завтра Рябов чиркнет об этом пару строк, и мальчик проснётся знаменитым.
ДУБОВ (зевая). Разберёмся. Спросите, во сколько молодой человек оценивает свои художества. Меня в офисе ждут.
ГОРЕЛОВ  Одну минуту! (Захарову.) Михаил Петрович! Господин Дубов – деловой человек, у него мало свободного времени. Давайте перейдём к делу. Во сколько вы оцениваете «Зимний вечер на Елагином острове»? (Шёпотом.) Не продешевите. Картина очень хороша. Это я не шутя говорю.
ЗАХАРОВ (бледнея). Я… я не знаю, сколько просить. Ко мне никогда не приходили такие люди…
ГОРЕЛОВ (негромко). Просите сто тысяч. Дубов не любит торговаться.
ЗАХАРОВ  (Дубову). Я готов отдать картину за сто тысяч.
ДУБОВ (про себя). Приятно иметь дело с нуждающимися художниками. Они не просят дорого, не ломаются, воображая из себя невесть что. (Достаёт бумажник и бросает на стол ассигнации.) Извольте получить.  Картина мне понравилась. Вы, без сомнения, достигнете в искусстве больших высот.
ЗАХАРОВ  Благодарю.
ГОРЕЛОВ (Рябову). В своей статье непременно расскажите о том, что Дубов оценил молодого художника.
РОМАНОВ  Позвольте, я заверну картину в целлофан. На улице то дождь, то снег…
ДУБОВ  Дерзайте! А как насчёт второй картины? За разговорами мы так и не узнали её названия.
ЗАХАРОВ (тихо). Чёрт знает, что такое творится! (Вслух.) Уважаемый господин Дубов! Леонид Андреевич… Вы действительно желаете приобрести мой крест для галереи?
ГОРЕЛОВ «Мой крест». Вот, значит, как называется этот шедевр! Сколько вы хотите за него? Сто? Двести тысяч?
ЗАХАРОВ (испуганно). Нет, картина не продаётся. Как можно это продать? Совершенно невозможно!
ДУБОВ  (нервно). Для меня нет слова «невозможно». Соглашайтесь быстрее, я опаздываю на деловую встречу.
ГОРЕЛОВ (шёпотом). Михаил Петрович! Терпение господина Дубова не бесконечно. Вы хотите получить гонорар или нет? Имейте в виду: наш меценат – человек ветреный. Сегодня ему хочется слыть покровителем художников, а завтра эта затея может ему наскучить. Куйте железо, пока горячо. Пока вы ему интересны, журналисты и критики будут писать о вас восторженные статейки. Не упустите шанс сделать себе имя.
ЗАХАРОВ  Не пойму, вам-то какая корысть в моей славе?
ГОРЕЛОВ  Я человек бескорыстный. Я разглядел в вас талант, но он пока ещё хрупкий и может сойти на нет без горячей поддержки влиятельных людей. Поверьте, я видел много способных юношей, которые не выдержали жизненных тягот на пути к славе. Кто-то отрекался от своего призвания, кто-то спивался и даже кончал жизнь самоубийством. Хотите пополнить их ряды? Глупо отказываться от денег и славы, когда удача сама плывёт вам в руки.
ЗАХАРОВ  Верно, другого случая может и не представиться. (Дубову.)  Леонид Андреевич, я готов пожертвовать свою последнюю картину для вашей галереи.
ДУБОВ  (вставляя сигарету в зубы). Цена вопроса?
ЗАХАРОВ  Сто тысяч.
ДУБОВ  Вот и славно.
ЗАХАРОВ  Но она ещё не оформлена должным образом. Её необходимо вставить в раму.
ГОРЕЛОВ  Не беспокойтесь. Леонид Андреевич пришлёт за ней завтра автомобиль. Так?
ДУБОВ  Так. (Отсчитывает пятьдесят тысяч.) Получите задаток.
ЗАХАРОВ  Благодарю. Рад был познакомиться.
ДУБОВ  Взаимно.
РОМАНОВ   Ну-с, нам пора. Позвольте откланяться.
РЯБОВ (жмёт Захарову руку). Писать о талантливой молодёжи – что может быть приятней! Надеюсь, это не последняя наша встреча.
ЗАХАРОВ  Благодарю от души!
ДУБОВ   Прощайте.

                Гости уходят. Захаров остаётся один.

                СЦЕНА  ЧЕТВЁРТАЯ

ЗАХАРОВ  Ну и денёк! Не снится ли мне всё это? (Щупает купюры, оставленные Дубовым.)  Нет, не сон. Господи! Проснулся нищим и безвестным, а к обеду прославился и разбогател! Как подфартило! Его величество счастливый случай! (Подбрасывает деньги, купюры разлетаются по комнате.)  Я богат! Теперь можно пару месяцев не думать о жилье и пропитании. Можно  дерзать, мыслить, творить! А если журналист напишет обо мне в газете… Даже страшно подумать, каких дел я тогда натворю! Я писать буду, как одержимый… Я организую новую выставку… Я…
СОФЬЯ ИВАНОВНА  (за дверью). Михаил Петрович! Гости ушли? Чай пить будете?
ЗАХАРОВ  (плача от счастья). Софья Ивановна! Дорогая Софья Ивановна!
СОФЬЯ ИВАНОВНА (испуганно) Что с тобою, касатик мой?  Отчего ты так возбудился?
ЗАХАРОВ  Вот обещанные деньги! Возьмите. И ещё двадцать – за месяц вперёд.
СОФЬЯ ИВАНОВНА  Батюшки мои! А что же это на полу валяется? Никак деньги? Нешто горбом заработанное добро можно под ноги швырять? Обеспамятовал ты, Михаил Петрович!
ЗАХАРОВ (смеётся). Обеспамятовал. Точнее не скажешь. (Собирает с пола купюры). А с чем у нас чай-то?
СОФЬЯ ИВАНОВНА  С капустным пирогом, родимец. Уважь старуху – покушай да расскажи, что за люди приходили. Скучно мне, старой, - целый день и поговорить не с кем (Уходит.)
ЗАХАРОВ (озабоченно). Ах, Софья Ивановна! До разговоров ли теперь! Холсты нужны новые, кисти… С крестом, конечно, забавно получилось. Сто тысяч за сущую безделицу! Но теперь не до баловства. То ли я ещё напишу!  Весна скоро. Белые ночи… Каштаны зацветут и сирень… Жить-то как хорошо, господи!

                Занавес