Вечер под Новый год

Наира Саркисян
Помню вечер под Новый 1993-й год. Дома были я и мама. Брат был в бою, где-то в Мартакертском направлении, отец уехал по неотложным делам. Мы с мамой ждали их. Было всё не так, как всегда, стол был очень скуден. Даже ёлки не было, не хотелось её наряжать, так как осенью уходящего года погиб мой двоюродный брат Варужан Гатамян. Не помню, что из блюд тогда лежало на столе, но запомнилась небольшая квадратная коробка шоколадных конфет с ярким рисунком конфети, непонятно каким фокусом оказавшаяся у нас дома. Мама достала её откуда-то из шкафа и радостно положила на праздничный стол. Коробка конфет сделала наш праздник.

Сейчас, хотя мой народ живет в перемирии, в состоянии ни войны ни мира, по-прежнему неспокойно на границе моей маленькой, очень дорогой родины, но слава богу, всего полно в магазинах. Армяне привыкли роскошно встречать Новый год, даже маленькая зарплата и низкие пенсии не помеха.

В советское время, живя в России, мы так же изощрённо встречали этот праздник. Мама пекла пахлаву, армянскую гяту с орехами, готовила национальные блюда. Друзья, коллеги моих родителей каждый Новый год приходили к нам в весёлых карнавальных костюмах и масках, со своими друзьями, будучи уверенными, что их встретят по-армянски тепло и радушно.

А ещё, под этот праздник стучались к нам в дверь группа детей и колядовали... В первый раз мама не поняла, что означает этот обычай, но папа сказал, что за поздравления надо угощать сладости. Затем на каждый Новый год мама заранее готовила детям полный кулёк сладостей.

Скажу, русские умеют по-настоящему веселиться, с радостным блеском в глазах. В отличие от них, у нас, у армян, даже при самом веселом празднике присутствует притаившаяся грусть в глазах. Наверное, это отражение отпечатка трагического прошлого народа, которая до сих пор кровоточит незаживающей раной в душе.

В народе говорят, что как встретишь Новый год, так целый год и проведешь. Поэтому, наверное, веря народной примете, и желая весь год провести в достатке, люди изо всех сил стараются, чтобы в этот день всего было вдоволь.
Сейчас у нас, хочется верить, что и у всех моих соотечественников, довольно пышный праздничный стол, но каждый раз, накрывая её, мне вспоминается тот, под 1993-й...

После войны в Арцахе (Карабахе) осенью 2020 года мне совершенно не хотелось встречать 2021-й год. Тогда я, как и все мои соотечественники, стала беженкой и арендовала квартиру в Ереване, со мной были мои дети и больная мама. Моя ереванская родственница сказала, что так нельзя, должен быть какой-нибудь символ Нового года. Из-под кефирной белой пластиковой баночки я вырезала ёлку, из фантика от конфеты вырезала звёздочку и приклеила к ёлке. Маленькую ёлочку поставила на тумбочке у телевизора. Настроение было фиговым, таким же была и встреча Нового года. А когда я роскошно встретила 2020-й, но он оказался смертоносным для моего народа, то какой смысл вообще его справлять?

Все-таки, состояние ни мира ни войны в нашем регионе было лучше, чем война и ее ужасные последствия. Но некоторые ненасытные, наверное дьяволы в образе людей, считают, что война - это единственно верное решение всех конфликтов.

Но все-таки, под каждый этот праздник первое, что я желаю - это мир моей родине и всему человечеству на земле. Люди наконец должны осознать, что мирная жизнь возможна только благодаря доброте, милосердию, любви к ближнему.
Мира нам всем!

С теплом из Арцаха.