О пользе плохой учёбы

Виктор Гранин
          Если ты, мой друг читатель, посещал хотя бы обязательные минимально уровня образовательные учреждения не абы как, а, с пользой для себя и общества, благополучно продираясь сквозь частокол вопросов всё более технологичных экзаменов,  чтобы какими-то замысловатыми ходами получить основания с гордостью заявить о себе, что вот, мол, я – декан. Подразумевая при этом вовсе  не должность  главы факультета; непосредственно руководящего учебной, воспитательной и научной работой. А, элементарно выпавшее из твоей головы  учёное звание, как высшая мера самооценки, потому что, в натуре, ты, например, знаменитый спортсмен, окончивший  д е к а н а т ы  по двум специальностям высшего образования (!)). Учёба в двух вузах у этого человека прошла настолько безболезненно, что состав гранита наук представлен был только необходимостью хоть иногда посещать деканат.

          Если  же ты, товарищ, ещё и дочитал до конца мой предыдущий абзац, то , вероятно, и в твоей памяти надолго, если не навсегда,  может быть да сохранились сакраментальные строки знаменитого русского поэта:
- Он до смерти работает /До полусмерти пьёт.

          Правда, нынче, подсказывает нам статистика, мало кто пускается в такие крайности. И работает не всякий до последнего дня своей жизни, некоторые успевают ещё насладиться жизнью на заслуженном отдыхе; да и горькую пьют уж без такой крайности энтузиазма. 
          Но и подгулять не упустят возможности. Тем более что трудная и сложная работа наконец-то заказчиком принята, расчёт закончен по полной - суммой кэша настолько не слабой, что, действительно, живи да радуйся весьма продолжительное время.
          Ну вот и гульнули всей командой. Оттопырились не слабо. Сколько уж там дней и ночей? – то знают календари. Теперь пора возвращаться в семью. А уж там достоверно прогнозируется допрос:
-Где был?
- Где? Где? Да везде! – такой предполагается не озвучиваемый ответ.
          Тут бы самое время и козырнуть наличными.
          И, если их окажется достаточно для того, чтобы ошеломить женщину на взводе, то перемены былых твоих локаций предстанут забавными, и тебя окружат заботой: ванна, чистое бельё, на столе – скатерть-самобранка с борщом и даже оздоровительной чарочкой; и уж дальше-то… (ну, уж о ласке-то здесь умолчим).
          Это – если да. А если - нет. То есть жидковаты окажутся козыри-то.  Ну да тут уж и чемодан собран - стоит в прихожей, наполненный преимущественно экспрессивными посланиями во всевозможные На и В;
 -Иди догуливай! И чемодан – на лестничную площадку, да дверь на засов.

          Вот так, в преддверии грядущих событий,  остро встаёт когнитивная проблема: человек хочет познать, как действительность, существующая в кармане, отразится не только в его сознании, но и на субстанции до боли материальной; то есть  - элементарно надо бы узнать, сколько же денег осталось у него после веселых дней и ночей загула.
          А из этой проблемы на первый план естественно выдвигается гносеологический аспект извлечения знания.
          Хорошо бы если тот мученик страстей, в учении был бы даже двоечник – уж он-то бы нашёл нетривиальный способ выкрутиться. Плохо отличнику. Его привычка думать уж могла бы сыграть здесь злую шутку. С бодуна ли, в состоянии ли нервной прострации вздумалось бы ему обратиться за помощью к людям высоких умственных достижений.
         А уж они-то давно поджидают души, страждущие знания.
Истина - говорят они - определяется различными видами познания, которые каждый из них наделён специфичным статусом.
Да изрекут ещё продвинутые знатоки аспектов познания, что это может быть:
- гадание на разного рода предметах;
- интуитивное прозрение;
- языческое камлание;
- религиозное откровение;
- наука.
          Последняя наделена особым эпистемологическим статусом, обусловленным высокой надёжностью и однозначность её выводов. Но даже и здесь степень вероятности точного ответа - и на жизненно даже важный вопрос  - не удовлетворяет человека в минуту бифуркации, когда, например, не ясно куда же устремится траектория его жизни – с моста ли в реку, или в объятия тёплой бабы.
           И что же тогда: кидать ли кости; медитировать ли на похмелье; приискать ли себе популярного шамана, или же в храм наведаться с корыстной целью узнать сколько денег у себя в кармане?

           А вот автор думает, что правильно поступит наш страдалец, когда, не заморачивая себя поиском добротного эпистемологического статуса, выберет себе среди улицы укромный уголок, да уж там, использовав знание начал арифметики, элементарно пересчитает оставшиеся денежки.
          Если их окажется мало, то тут уж я ему не советчик. А если достаточно, то я бы порекомендовал от этой суммы отделить немного в заначку – ну и пусть радушие жены немного приуменьшится. Зато хоть немного да прибавится удовольствие пожить ему безо всяких там побуждениям к использованию учёных заморочек. Которым, учёным, нам остаётся только посочувствовать в их блужданиях в чащобе ими же придуманных условностей формализованного знания, хоть и подмывает иногда, в целях отрезвления горячечного ума, взять да выпороть принародно, как сидорову козу, дабы не возмущать им уж разум обывателя   высказываниями, в которых-то и сами чего-то вроде бы как немного не домыслили. Или перемудрили.
              Мне так кажется.

17.03.2021 13:22