2. Закон невырубаемости абсурд

Александр Белоусов
§ 2. Александр Белоусов. Закон невырубаемости абсурда

Белоусов А.В. Законы обращения абсурда: http://proza.ru/2021/03/17/367
Продолжение. Предыдущий параграф: § 1. Александр Белоусов. Закон вездесущности абсурда http://proza.ru/2021/03/17/324
Первоисточник: https://bav005.narod.ru/absurd_2.htm

Формулировка закона невырубаемости абсурда: Абсурд, написанный пером, не вырубишь и топором...

Довольно часто в так называемых научных публикациях доказательством чего-либо является не конкретный факт и его толкование в ряду других фактов, а просто авторитет некоего мэтра. В таких случаях часто заявляют, что Тот-то и Тот-то считает так-то и так-то... и далее – не только топором, но и ацетиленовой горелкой не выжжешь (разве что попробовать точечные бомбардировки... водородными бомбами максимальной мощности?)

Вместе с тем давным-давно известно, что «только тот не ошибается, кто ничего не делает» и что «человеку свойственно ошибаться...» Как это ни покажется странным, но ошибаться (или заблуждаться) могут не только простые смертные, но и великие умы... Тем не менее, в науке вольно или невольно господствует, положение, при котором абсурдное мнение, высказанное специалистом, считающимся непререкаемым авторитетным, изначально не может быть абсурдом, а потому несмотря ни на что будет благополучно существовать и столь же благополучно совершенствоваться...

Оставим в стороне марксистко-ленинскую теорию, которая верна, потому что верна всегда... Для наглядности рассмотрим пример из «нейтральной» психологии...

В 1934 году один из классиков советской психологической школы Лев Семёнович Выготский в своей всемирно известной монографии «Мышление и речь» «доказал» революционное положение: «На основе эгоцентрической речи, отщепившейся от социальной, возникает затем внутренняя речь ребёнка, являющаяся основой его мышления...
Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней; вот почему она представляет такой огромный теоретический интерес. Вся схема принимает, следовательно, такой вид: социальная речь – эгоцентрическая речь – внутренняя  речь» /3, 56 – 57/.

Переводим. Согласно теоретическим построениям классика советской психологии, ребёнок сначала овладевает диалогической формой речи (общение со взрослыми), затем – монологической формой речи, проявляющейся во время игр или при размышлении вслух. После чего последняя разновидность речи переходит во внутреннюю форму, которая и становится известным всем «орудием мышления». Налицо явная ситуация, когда телега оказывается впереди лошади. То есть малыш сначала разговаривает со взрослыми не думая (не думает, когда просится в туалет, не думает, когда клянчит конфету, когда просит есть или пить и т.п.). Потом в результате развития ребёнка одна разновидность внешней речи переходит в другую разновидность всё той же внешней речи. И только после этого на пороге школьного возраста внешняя речь трансформируется во внутреннюю, и ребёнок начинает думать (мыслить)...

Такой порядок формирования видов речи для нас является абсолютным абсурдом, который не может вырубить не только автор настоящих заметок, но, например, и довольно известный психолог, которого, правда, в настоящее время (в отличие от Л.С. Выготского) некоторые теоретики и практики считают мало актуальным... Так вот, неактуальный Теплов Борис Михайлович в ещё в 1947 году в своей работе «Психология музыкальных способностей» разъяснял: «Пока не создалось представления звука [a], представления, отражающего фонематическое своеобразие звука, но свободного от всех тех не относящихся к делу звуковых признаков, которыми необходимо отличается всякое конкретное произнесенное [a], до тех пор невозможно ни понимание речи, ни тем более активное владение ею...» /6, 169/.

То есть налицо совершенно противоположная точка зрения: Б.М. Теплов совершенно справедливо считает, что сначала происходит формирование представления, в том числе и представления звуковой оболочки слова (внутренняя речь) и только потом на основании ранее сформированного представления происходит внешнее действие (внешняя речь), а без того никакого активного владения внешней речью быть не может!

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА НЕВЫРУБАЕМОСТИ АБСУРДА

Основоположник советской нейропсихологии А.Р. Лурия в 1982 году (через 35 лет после выхода в свет упомянутой работы Б.М. Теплова) в послесловии к новому изданию монографии Выготского разъясняет: «Настоящий том, как и предыдущий, даёт представление об общепсихологической теории Л.С. Выготского и включает в себя ряд произведений, образующих единую систему, в которых в ёмкой и выразительной форме содержатся основные общепсихологические идеи Выготского и результаты, полученные им в этой области. Сюда входит классическая монография Выготского «Мышление и речь»...

«Мышление и речь», несомненно, один из главных трудов Выготского. Посвящённая проблеме соотношения мышления и речи, работа является важнейшим исследованием, развивающим основные положения той общей теории, которую создал Выготский… Экспериментальные данные Выготского прочно вошли в психологическую литературу… Эгоцентрическая речь с последующим переходом её во внутреннюю речь, говорит Выготский, означает не отмирание  речи, а порождение новой формы речи...» /5, 466 – 475/.

То, что это совсем не единичное мнение, и то, что точка зрения Выготского по этому вопросу «прочно вошла в психологическую литературу», подтверждает ещё «более свежее» высказывание известного отечественного психолингвиста Е.С. Кубряковой, которая в 1991 году констатирует: «Школа Л.С. Выготского оставила после себя богатейшее наследство в освещении пути «от мысли к слову» и в выделении последовательных этапов; или стадий, в протекании речевой деятельности» /13, 24/. И далее: «Существенную часть развиваемой нами концепции составляет понятие «внутреннего слова», выдвинутое Л.С. Выготским...» /4, 24/. Вспомним раздел «Об эксперименте по созданию абсурда» предыдущего параграфа: в нашем случае мы также имеем дело с рецензируемым научным трудом, который был издан очень солидным научным издательством /4/. 1991 год – прошлый век? Что ж. Продолжим наши изыскания...

Год 2005. В учебном пособии «Современные проблемы науки о языке» Н.Ф. Алефиренко разъясняет: «Внутренняя речь – результат и преобразованное достижение обычной естественной звуковой речи. Мышление с помощью языковых средств не может появиться раньше, чем ребёнок овладеет звуковой речью…» /4, 134/.

Да-а-а? А как же быть с теми людьми, которые по разным причинам от рождения не имеют возможности говорить, то есть порождать внешнюю форму акустической речи, но при этом прекрасно понимают обращённую к ним устную речь, адекватно реагируют на просьбы собеседников, смотрят (и слушают) телевизор и т.п.?

Наш ответ: а никак не быть... Просто они делают всё перечисленное не думая...

«Наше время»
Неизвестный автор под коллективным псевдонимом ВикипедиЯ разъясняет: «...В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвящённая исследованию этой проблемы, является основополагающей для советской психолингвистики...» /7/.

«...Внутренняя речь развивается через интериоризацию внешней речи и становится формально и функционально другим типом речи. Промежуточная стадия этого развития в онтогенезе – эгоцентрическая речь ребенка, наблюдаемая Жаном Пиаже. Эгоцентричная и внутренняя речь, по Выготскому, сохраняют социальный характер внешней речи, хотя служат не для диалога с другими людьми, а для разговора с самим собой. ...» /7/.

При этом несколько выше у того же автора находим: «...ситуация характеризуется как «пузырь Выготского», иначе: «Vygotsky bubble» (также, неформально, the «vygo_bubble») и фундаментальный кризис в мировой «выготскиане». Причины этого кризиса ещё не до конца ясны и широко обсуждаются в научных кругах...» /7/.

Всё ещё не ясны? Всё ещё обсуждаются?

Ещё в 2006 году в своей монографии «Основы единой теории мышления» /2/ А. Белоусов на 864 страницах на пальцах объяснял, что
1. «Необходимой предпосылкой протекания любой внешней сознательной деятельности является эквивалентная ей внутренняя деятельность! Отсюда наличие внутренней речи, как разновидности сознательной деятельности, является необходимой предпосылкой возникновения речи внешней!» А совсем не наоборот /2, 705/.
2. «Всё, что возникло из абсурдной предпосылки, будет абсурдным! Данную неведомую академической науке закономерность мы назвали законом сохранения абсурда». Но этот закон будет рассмотрен позже. А пока – сплошная невырубаемость, из которой следует, что очень меткое выражение: «пузырь Выготского» – в России это какая-то фантастика («шельмование известного учёного») /2, 345/.

Единственно, что утешает в сложившейся ситуации, так это то, что западные специалисты перед обедом не читают советских газет. У них там свои заморочки!

Далее наше повествование закономерно перетекает на страницу § 3. Александр Белоусов. Закон выбора абсурда http://proza.ru/2021/03/17/288

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусов А.В. Интерпретация проблемы возникновения внутренней речи в свете теоретической концепции Б.М. Теплова // Сборник материалов научно-практических конференций. «Тепловские чтения в Туле», посвящённой 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова (16 – 17 ноября 2011 года), и «Интонация как проблема музыкального искусства», посвящённой Дням Даргомыжского в Тульском колледже искусств (14 февраля 2012 года). / Редактор-составитель: Кудряшова И.А., зам. директора по научно-методической работе Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского; ответственный за выпуск: В.А. Зюкин, директор Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского. – Тула, 2012. – С. 72 – 77.
2. Белоусов А.В. Основы единой теории мышления. Часть 1. Язык и мышление. – Тула, 2006. – 864 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова. –  М.: Педагогика, 1982. –  С. 6 – 361.
4. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991. – 240 с.
5. Лурия А.Р. Послесловие. // Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова. –  М.: Педагогика, 1982. –  С. 466 – 479.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985. –  С. 42 – 222.
7. Выготский, Лев Семёнович // ВикипедиЯ. – [Электронный ресурс. Обращение 10.01.2021]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Выготский,_Лев_Семёнович