Мы тебя не забудем. Источник гордости и чистоты

Алексей Ульянищев
               «…Быть гордым, по-моему, - значит быть  честным и справедливым;               
               меня никогда не коснется никакая грязь: я не допущу ее к сердцу!»
                З.С. Страхова.               
  Зинаида Сергеевна Страхова… К сожалению, я не знала ее, о ней мне рассказал ее муж,  Алексей Сергеевич Ульянищев, с которым мне посчастливилось познакомится при интересных обстоятельствах. Дело в том, что мы живем в старинном доме, который когда-то принадлежал деду Алексея Сергеевича и служил дачей для его семьи. Ульянищевы — воронежский купеческий род, довольно известный. Прадед Алексея Сергеевича Сергей Алексеевич Ульянищев (ок. 1857 — после 1917) торговал тканями, был владельцем дома, где размещалась торговая (хлебная) биржа, а также, усадьбы с биржевой гостиницей в центре Воронежа. В 1887 — 1891 г.г. был Гласным Воронежской городской Думы.
       Переехав  в Воронеж в 1928 г., моя прабабушка купила дом у потомков одного из сыновей купца С. А. Ульянищева. Так моя семья оказалась владельцем усадьбы с давней, интересной, а порой и драматичной историей. Документов о купцах Ульянищевых в архивах Воронежа практически не сохранилось, т. к. большая часть архивных фондов погибла в Великую Отечественную войну. Через много лет я стала разыскивать сведения о своих предках, и одним из направлений моих поисков, естественно, стала задача выяснить как можно больше фактов о моей усадьбе — «даче купца Ульянищева».
         Однажды, в июле 2017 г., раздался звонок от нашего воронежского краеведа Ольги Рудевой. Она-то и сообщила мне, что нашелся потомок купца С. А. Ульянищева, дед которого и был когда-то владельцем нашего дома. Зовут его Алексей Сергеевич и живет он в Мичуринске. В конце августа того же года состоялась наша встреча с Алексеем Сергеевичем Ульянищевым, который приехал в Воронеж с огромным желанием побывать в родном городе и увидеть дом своего деда, где впоследствии жили его отец и две тети. Встреча была приятной, общение простым, а самое главное, - интересовавшая меня информация о доме и его бывших владельцах, купцах Ульянищевых, подтвердилась и дополнилась некоторыми новыми сведениями. Алексей Сергеевич подарил книгу об истории своей семьи. Вот тогда я и узнала о его жене Зинаиде Сергеевне Страховой. Через год он приехал вновь со своей внучкой Екатериной, помощницей во всех делах, и вновь привез подарок: несколько книг, среди которых были стихи и воспоминания его любимой жены.
            После прочтения рассказов, стихов, а главное — дневников З. Страховой, мне уже легче было представить образ этой необыкновенной женщины. Не перестаю удивляться чувственности ее души. Как она понимала природу, как относилась к ней! Природа для нее — живой, развивающийся организм. Она ощущала ее дыхание, чувствовала жизнь в каждом растении, в каждом живом существе. Зинаида Сергеевна разговаривала с деревьями, полями, травами… Только человек с поэтической душой способен так тонко воспринимать, воспевать окружающий мир и радоваться ему.
             А ее дневники! Такой чувствительной натуре было не просто существовать в тяжелое время 50-х годов прошлого века. Дружба — бескорыстная и верная, честность, искренность, требовательность к себе и окружающим — вот основные, на мой взгляд, качества и жизненные принципы Зинаиды Сергеевны. Взрослая не по годам, тем не менее, она говорила, что совсем не знает жизнь и хочет знать как можно больше, хочет изучить характеры людей, с которыми общается. И это ей практически всегда удавалось. В дневниках она глубоко раскрывает свои чувства и описывает отношения с самыми разными людьми : со сверстниками, с товарищами по учебе, близкой подругой, случайными знакомыми.
           З. С. Страхова была талантлива во многих областях. К 18 — 19 годам она уже написала 90 стихотворений и 3 рассказа, отлично училась, была прекрасным преподавателем, пользовалась огромной любовью и уважением своих учеников. Она мечтала об артистической карьере. Играя в студенческом драмкружке, полностью вливалась в тот или иной сценический образ, отдавая все свои чувства роли, и имела большой успех. «Парус», «душа мечтаний безутешных», «Демон», «огонь», «вода», «лед» - это я. Да, это я!» - так писала Зинаида Сергеевна о себе в дневниках. К сожалению, желанию стать актрисой не суждено было сбыться. Судьба распорядилась иначе, по семейным обстоятельствам она не смогла поступить в театральный институт. А, может быть, оно и к лучшему? Да, не удалась карьера актрисы, но посчастливилось встретить на своем жизненном пути настоящего, преданного, верного друга и мужа — Алексея Сергеевича Ульянищева. А в жизни женщины это   значит очень много. Читая строки дневников понимаешь, насколько светлым и чистым было ее чувство к этому замечательному человеку.
             Такой предстала передо мной Зинаида Сергеевна Страхова — неординарная личность, талантливая женщина, любящая жизнь и людей, требовательная к себе и окружающим.    
               
                Марина Константиновна Белинова,
                ведущий библиограф отдела редких книг Научной
                библиотеки Воронежского гочударственного
                университета
 Её семья бережно сохранили в прежнем дореволюционном виде дом моего деда, в котором проживал и мой отец. Этому дому 120 лет. Он является объектом экскурсий и в котором они живут всей семьёй.