8. 11 Борьба Иисуса с фарисеями

Лариса Болотова
                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

 (стр.383) «Два   года длилась эта галилейская весна, когда казалось, что слова Христа вызывали предрассветные зори восходящего Царствия Небесного пред толпами, напряжённо внимавшими Ему. Но затем небо потемнело, и на нём засверкали зловещие молнии, предвестники надвигавшейся грозы.

Но если ученики пришли в смятение, Иисус не был поражён, ибо Он ожидал грозы. Было невозможно, чтобы Его проповедь и Его растущая популярность не вызывали волнения среди религиозных властей евреев».

                Что представляли собой фарисеи и саддукеи?

«Фарисеи во времена Иисуса были сплочённым сословием, состоявшим из шести тысяч человек. Само имя их Perishin означало отдельные или знатные. Одарённые пылким патриотизмом, часто героическим, но узким и горделивым, они были представителями партии национальной идеи, которая возникла при Маккавеях. На ряду с писанным приданием, они допускали предание устное. Они верили в ангелов, в будущую жизнь, в воскресение, но эти проблески эзотеризма, достигшего до них из Персии, гасли во мраке грубого и материалистического толкования.

 Точные блюстители законов, но в смысле совершенно противоположном духу пророков, которые видели религию в любви, божественной и человеческой, фарисеи полагали благочестие в ритуалах и в церемониях, в постах и в публичных  покаяниях. Их можно было видеть проходящими по улицам среди бела дня с лицом, покрытым пеплом, выкрикивающими молитвы с сокрушённым видом и раздающими милостыню на показ. Живя в роскоши, домогаясь всеми средствами лучших мест и власти, они, тем не менее, стояли во главе демократической партии и держали в руках весь народ.

Саддукеи, наоборот, представляли собой священническую и аристократическую партию. Они состояли из семейств, которые считали за собой право преемственного отправления священнических обязанностей со времён царя Давида. Консерваторы до последней степени, они отвергали устные предания, признавая лишь букву закона, отрицали безсмерную душу и будущую жизнь. В то же время они осмеивали преувеличенную набожность фарисеев и их верование. Для них религия сосредоточивалась исключительно в священнических храмовых церемониях».

                Если первых можно отнести к верующим, то вторых – к атеистам. К чему это я? Сколько лет уже прошло, а осталось то же самое: верующие и атеисты, а между ними наука. Закон трёх.

«Это были люди жестокие, упорные, любящие хорошо пожить, имевшие лишь одно убеждение – уверенность в своём превосходстве, и лишь одно стремление – сохранить власть, которая им принадлежала по традиции.

В храмах, в этом средоточии верховной науки и посвящения, господствовало лицемерие священников, проникнутых агностическим невежеством, пользовавшихся религией как орудием власти. В школах и синагогах, вместо хлеба жизни царила корыстолюбивая мораль, прикрытая формальным благочестием, то есть ханжеством.  В общественной жизни - высоко -поднятый над всеми, царствующий в ореоле славы, всемогущий Цезарь, который в те времена представлял собою обожествление материи, единый бог современного мира, единый возможный властелин над саддукеями и фарисеями, все равно – хотели они его, или нет.

Иисус, принявший вместе с пророками от персидского эзотеризма идею Аримана или сатаны, не мог называть такое царствование иначе, как царством сатаны, в котором преобладала материя над духом и которое он стремился заменить царством духа. Как все великие реформаторы, Он боролся не с людьми, которые могли быть и дурны и хороши, но с доктринами и учреждениями, под влиянием которых формируется большинство людей. Необходимо было бросить вызов, объявить войну сильным мира сего. 

Он не начинал с нападения на своих противников, Он ждал их нападения, чтобы отвечать на него. И оно не заставляло себя ждать, ибо с самого выступления  Иисуса, фарисеи завидовали его исцелениям и его популярности. Вскоре они начали подозревать в нём опасного для себя врага. И тогда они начали обращаться с Ним с той насмешливостью, с тем коварным недоброжелательством, прикрытым лицемерной кротостью, которые были свойственны им.

В качестве учёных наставников, людей значительных и авторитетных, они требовали от Него отчёта относительно Его общения с мытарями и людьми дурной жизни. И почему Его ученики подбирали колосья в день субботний? Всё это было серьёзным нарушением их постановлений. Иисус отвечал им со свойственными Ему кротостью и широтой словами терпимости и великодушия. Он попробовал над ними Своё слово любви. Он говорил им о любви Бога, который радуется при виде одного раскаявшегося грешника более, чем при виде многих праведников. Он рассказал им притчу о потерянной овце и  блудном сыне. Смущённые, они замолчали. Но, решив напасть на него сызнова, они начали упрекать Его в противозаконном исцелении больных в день субботний. «Лицемеры! – возразил Иисус с негодованием, - не снимаете ли вы цепи с ваших быков, чтобы вести их на водопой в день субботний? А дочь Авраама не может быть в этот день избавлена от цепей сатаны?».

Не зная более что сказать, фарисеи начали говорить, что Он изгоняет бесов силою Вельзеула, на что Иисус возражает с одинаковою глубиной и находчивостью, что дьявол не может изгонять себя сам, и что грех против Сына Человеческого может быть прощён, но грех против Святого Духа не подлежит прощению. Он хотел этим сказать, что оскорблениям, направленным против Его личности, Он придаёт мало значения, но отрицание  добра и истины, когда она признана, доказывает внутреннюю испорченность, непростительный порок, неизлечимое зло.

Это слово было объявлением войны. … С этого момента борьба продолжилась, всё увеличиваясь в размерах. Иисус обнаружил в ней диалектику точную и сжатую, Его слово пронзало словно остриём меча.

К этому времени Он изменил свои приёмы: вместо того, чтобы защищаться, он нападал и отвечал на обвинения ещё более сильными обвинениями, не щадя главного порока своих врагов – лицемерия. «Зачем преступаете вы закон Бога и предпочитаете ему ваши предания? Господь повелел: чти отца твоего и матерь твою. Вы же разрешаете не выполнять этот завет, когда вам это выгодно. Вы служите Богу одними устами, в вашем благочестии нет сердца живого».

Иисус никогда не терял самообладания и в то же время Он ширился и вырастал в этой борьбе. По мере того, как на Него нападали, он утверждал всё громче, что Он – Мессия, посланник Божий. Он грозил храму. Он предсказывал несчастье Израилю, Он ставил им в пример язычников, Он говорил, что Господь пришлёт иных работников в Свой Виноградник.

После этого иерусалимские фарисеи начали волноваться. Убедившись, что Его нельзя было заставить замолчать, они также изменили свою тактику. Они решили вовлечь Его в западню. Они послали к Нему своих уполномоченных, чтобы уловить Его в ереси, которая дала бы возможность схватить Его как богохульника во имя закона Моисеева, или же осудить как мятежника перед римским правительством.

Убедившись, что Его трудно поймать, фарисеи попробовали запугать Его и начали преследовать Его на каждом шагу. И уже чернь, на которую они не переставали воздействовать, отвернулась от Него, видя, что Он не думает восстановит царство Израильское. Всюду, даже в незначительных селениях, Он встречал недружелюбное и подозрительное настроение шпионов, которые следили за Ним, и враждебных соглядатаев, которым было поручено лишать Его бодрости. Некоторые говорили Ему: «Удались отсюда, ибо Ирод Антипа ищет Твоей смерти». На что Он отвечал со спокойным достоинством: «Скажите этой лисице: не бывало никогда, чтобы пророк умер вне Иерусалима».