60 По головам

Сергей Козюлин
Из динамиков магнитофона доносится слова песни "Земля в иллюминаторе, как сын спешит до матери", я смотрю, как крутятся бобины, мне интересно, как получается звук, хочу подойти и рассмотреть, как это происходит. Но мама отрывает меня от размышлений, уча:
 - Смотри, Серый, конь ходит буквой "Г" , он может скакать по головам, через любые фигуры, но ни в коем случае его нельзя ставить под удар противника. Запомни, это очень важная фигура, её нельзя терять, лучше поставить пешку под удар, а конём уйти. Иногда в очень сложных ситуациях только конём удаётся поставить мат! Вообще, офицер, тура считается наравне с конём, а там, кому что нравится, - и мама долго рассказывает, как ходят остальные фигуры и в чем заключается игра. А я все смотрю украдкой, как крутятся бобины, как светится лампочка где-то под крышкой магнитофона, думая, что "Иней" всё таки не техника, не магнитофон, а некая чудесная зверушка с хорошей памятью, а бобины это вроде как хвост у Ладушки (спаниэль) для радости, так бобины  для мыслей! Ну что-то вроде "шарики за ролики". Крутятся, значит думает! И я думаю, мы вместе думаем, только у него есть лошадиная прыть и сила маленького  жеребенка.  И я вдруг вспоминаю, как мама мне в шутку говорила
- Ты жеребенок!
Я смотрел на неё с удивлением в ожидании, что это значит и тогда она произносила по слогам:
- Ты же ребёнок! - И смысл менялся в корне. Вспоминая и радуясь этой шутке, стараюсь не отвлекаться, ставлю ладошку к щеке, прикрывая магнитофон от косого и случайного взгляда в сторону, на подобии шор у лошадей, когда те бегут тройкой. Внимательно смотрю на шахматную доску и для себя делаю открытие! Конь важнее всех, так как скакать умеет по "головам".  Мама расставляет шахматы и предлагает сыграть партию. Я соглашаюсь!
- Так как ты ещё играть не умеешь, даю тебе ходить первому, твои белые. Самый стандартный ход в новой партии - ходить пешкой с е2 на е4, - и мама делает за меня ход. Затем ходит своей пешкой попутно что-то рассказывая про шахматы, потом замечает, мол сейчас в СССР самые сильные игроки в шахматы это Карпов и Каспаров. Да и вообще игра в шахматы развивает ум и логику. Величайший Шерлок Холмс любил играть в шахматы. Даже в фильме показали, как Леванов (актёр, играющий Холмса) разыгрывает черными защиту двух коней.

Но для меня это самое "по головам" становится самым интересным в игре. Когда хожу конём,  обязательно прикоснусь "ногами" коня к голове фигуры через которую прыгаю. Для меня конь - это  живое существо на доске, потому что не такой как все, фигуры конечно все не такие, но конь самый не такой, и мне даже кажется, что он немного шабутной и балованый. Из уважения к этой фигуре морду его всегда поворачиваю на противника. Врага нужно знать в лицо! Мама удивляется и смеётся этому качеству во мне и повторяет своё учение:
- Серый, ты не на коня смотри, как он повернут, а думай как походить, как съесть ладью мою или туру, - и мама показывает возможные ходы с моей стороны.

Мы играем и я проигрываю. Расставляю заново фигуры, начинаю партию, прыгаю конём взад, вперёд, вправо, влево и снова проигрую. Снова начинаю партию и снова фиаско. У меня на глазах слезы я расскидываю шахматы, отворачиваюсь, дуюсь, мама смеётся.
- А ты думай, прежде чем походить, анализируй несколько ходов вперёд, предугадывай мои ходы! Взялся за фигуру ходи ей! Я поддаваться не буду, не умею, я не бабушка. Игра должна быть честной, а в поддавки играть  не интересно! - Мама снова ставит мне мат. У меня слезы бегут ручьём, я закрываюсь рукавом, чтобы мама их не видела, смотрю сквозь слезы на коня, поднимаю его с доски, наклоняю и вижу, как из под наклейки внизу просыпается песочек и мне кажется, что конь тоже плачет, только по своему.

- Всё, Серый, давай спать, утро вечера мудренее, ты уже устал, да и я тоже, а завтра на свежую голову сыграем ещё разок, хорошо?
Я киваю в ответ, ложусь в постель и смотрю на ковёр, который находится как раз над кроватью. Мне кажется, что ковёр представляет из себя лабиринт со множеством лошадок. Этот табун обязательно нужно вывести из коврового лабиринта, я вожу пальчиком по лабиринту прыгаю по головам птиц, ещё каких-то животных, рука моя уставшая сползает к подушке и я засыпаю. Лабиринт превращается в облака и я, наверное во сне, пою песенку с любимого мультфильма про тилимилитрямдию:

Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката,
Облака из неведомой страны,
К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака, белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки,
Не смотрите вы пожалуйста свысока,
А по небу прокатите нас, облака.