Крук в Сьерра-Мадре, май 1883г

Юрий Дым 61
          Крук в Сьерра-Мадре, май 1883г.

    https://www.facebook.com/wmichaelbooks/

 


Генерал Джордж Крук, решив вернуть чирикауа-апачей из групп  чоконен и чихенне из Мексики в резервацию Сан-Карлос, исчез в  провинции Сонора 1 мая 1883 года. Он вел пять вьючных обозов (350 мулов, включая  76 вьючных), войско состояло из 193 пеших скаута апачей, 48 конных кавалериста, трех армейских офицеров-разведчиков, командира скаутов и трех переводчиков. О нем не было никаких известий в течение шести недель. Не зная, где находятся лагеря апачей в Сьерра-Мадре, кампания Крука по всей вероятности была бы напрасной. Однако, по счастливой случайности у Крука имелся туз в рукаве. Тсои (Пичес) - апач из Белой Горы - который знал где находятся тайные места стоянок апачей в Сьерра-Мадре, согласился показать их Круку. Тсои был среди людей Локо, которых похитили из резервации и увезли в Мексику чирикауа во главе с Ху и Джеронимо. Год спустя Тсои участвовал в рейде за оружием и боеприпасами, под руководством Чато и Бонито, в южную часть штата Нью-Мексико и Аризону. Его лучший друг был убит во время этого рейда, а ранее, после того как он сам был ранен и потерял двух жен и ребенка, (когда его загнали в Сьерра-Мадре с людьми Локо), Тсои показалось, что его магия шепчет ему, что он должен немедленно вернуться в Сан-Карлос, чтобы позаботиться об остатках своей семьи.   Чато, не желая спорить с тем что говорил кому-то бог апачей Уссен и другими апачами, участвовавшими в набеге, дал Тсои кое-какие припасы и отправил его восвояси. Пойманный в укрытии, допрошенный в Сан-Карлосе лейтенантом Бриттоном Дэвисом, а затем отправленный в Уилкокс, штат Аризона, чтобы присоединиться к генералу Круку, Тсои сказал Круку, что в Сьерра-Мадре сидят очень много апачей, которые хотят вернуться обратно в Сан-Карлос, и что он готов отвести Крука к их лагерям.

 

Экспедиция Крука следовала по реке Сан-Бернардино до реки Бависпе, где примерно в тридцати милях к югу от границы она сделала большой поворот с севера на юг. Следуя по восточному рукаву Рио-Бависпе, Тсои повернул на восток в Уачинера к высоким горам, которые апачи называли «Голубыми Горами» - к величественным и ужасным Сьерра-Мадре. Им нужно было подняться на узкую длинную гряду - единственный способ добраться до вершины горы. Тропа была такой узкой, что по дороге в пропасть свалился  мул, нагруженный вьюками и прочим скарбом. Высота была так велика, что не было предпринято никаких попыток поднять груз. Когда они добрались до вершины хребта, они обнаружили трех коров в очень плохом состоянии, которые вероятно сбежали из стада,  когда-то угнанного чирикауа.

 

Той ночью они разбили лагерь возле источников, которые показал Тсои, и провели следующие четыре дня готовя хлеб и другую еду для будущего использования. После приготовления еды пятьдесят разведчиков и караван вьючных мулов во главе с командиром разведчиков Элом Сибером были отправлены вперед, а остальная часть экспедиции следовала на некотором расстоянии позади. Они двигались гуськом: десять разведчиков, затем мул, снова десять разведчиков и еще один мул. Они обнаружили несвежие  старые, последовали за ними к месту у истоков Рио-Бависпе, где видимо был проведен военный танец, после чего следы разошлись в разные стороны. Они прочесывали горы в поисках следов, пока не нашли еще один лагерь чирикауа, заброшенный двумя днями ранее. Эл Сибер и скауты остались на склоне горы для поиска  других следов,  до следующего дня. Пока одни скауты готовили пищу, другие в бинокли осматривали хребет через долину к прилегающей горе, и вдруг заметили лагерь чирикауа на вершине хребта. Они видели много лошадей, пасущихся на близлежащем плоском лугу, и несколько апачей в лагере. Сибер сообщил, что следовало поторопиться и подняться той же ночью, и они прибыли к месту на следующее утро, 15 мая 1883 года.

 

Сибер разделил разведчиков на три группы. Одна группа пересекла долину и поднялась на дальний гребень справа, другая группа пошла налево, а  третья поднялась посередине, прямо к лагерю. Некоторые из скаутов, испугавшись, начали говорить что у них болят колени, чтобы оправдать свою трусость и  остаться в тылу. Лагерь принадлежал вождю Чиуауа, и он и его брат  Джолсанни (он же Ульзана) только что вернулись  из рейда с хорошим стадом коров.

 
Скауты атаковали лагерь, но некоторые из них открыли огонь слишком рано, и это стало предупреждением для многих, кто отсутствовал в самом лагере, но мог слышать звуки выстрелов. Девять апачей в лагере были убиты (Джон Роуп, который был скаутом, вспоминал о четверых убитых), а трое девочек и два мальчика взяты в плен. Чирикауа забивали украденный скот, и полосы мяса были развешены повсюду на кустах для просушки. Свежеприготовленный мескаль тоже ждал своего часа, а в корзинах было много ягод можжевельника и орехов. Разведчики взяли все что хотели, и подожгли лагерь.

Курьер капитана Кроуфорда, отвечавший за одну группу скаутов  достиг Крука, который быстро подошел, но уже после того как  лагерь  был взят и сожжен. Разведчики отправились в лагерь Крука с лошадьми, нагруженными добычей, взятой из лагеря чирикауа - золотыми и серебряными часами, альбомами с фотографиями, красивым оружием и одеждой, разной едой, большим количеством американских и мексиканских денег, а также с пленными детьми апачей. Крук расспрашивал детей, которые «вели себя очень хладнокровно, с учетом их нежного возраста». Самая старшая дочь Бонито по имени «Антилопы приближаются к ней», которая позже вышла замуж за брата Алчиса (вождя апачей Белой Горы,  и одного из любимых разведчиков Крука) сказала, что люди были  крайне встревожены тем, что их цитадель была обнаружена, и еще больше расстроятся когда узнают что Тсои, знавший все места их тайных стоянок, привел туда Крука. Она сказала Круку, что большинство воинов были в рейдах - некоторые ушли рано утром в тот день - но она была уверена что Локо и Чиуауа будут рады вернуться в резервацию, но не так уверена в Джеронимо, Чато и Ху, так они все еще были непокорными, хотя большая часть группы Ху и  была перебита мексиканцами. Очень важным для Крука стало ее известие о том, что маленький белый мальчик по имени Чарли, захваченный Чато во время недавнего набега, был в лагере и сбежал с женщинами. Она считала, что если она сможет связаться с ними, то сможет привести всю группу, включая Чарли. Крук послал ее и другую  пленницу постарше на лучшей из пойманных лошадей, чтобы найти группу и передать сообщение Чиуауа, что американцы пришли только для того, чтобы забрать людей обратно в Сан-Карлос, а не для того чтобы воевать, и что нападение на его лагерь был случайностью, и не означало войны.

На следующий день в лагерь стали приходить женщины с белыми тряпками на палках. Среди них была сестра Джеронимо, вероятно мать Джейсона Бетцинеза, На-тле-тла (Nah-thle-tla). Она сказала Круку, что Чиуауа хочет подойти тоже, и пытается собрать своих людей, которые были рассеяны внезапным нападением. Она сказала, что разведчики взяли белую лошадь с мексиканским седлом, с парой черных седельных сумок и серебряными удилами и уздечкой.  Если Крук хотел подружиться с Чиуауа, то он должен был отдать ей это, чтобы она вернулась к Чиуауа.
 

Крук нашел у скаутов лошадь, седло, серебряное удило и уздечку, забрал их и отдал ей. Она увела лошадь и снаряжение обратно в горы к чирикауа. На следующий день Чиуауа  приехал на белом коне в лагерь Крука. На конце хвоста лошади была полоска красной ткани, другая полоса свисала с уздечки, так же как и с наконечника его копья, и два револьвера были заткнуты за его пояс. Лошадь въехала в  группу скаутов, которые разошлись в стороны. Чиуауа спросил старшего офицера, и они указали на палатку Крука, куда он проехал мимо солдат и офицеров, и куда бежал уже Микки Фри, в качестве переводчика. Крук вышел из палатки, Чиуауа спешился, и они обменялись рукопожатием. Чиуауа хотел знать, почему разведчики убили старуху, которая была его тетей, когда они напали на лагерь. Ему казалось, что если бы Крук хотел дружить, то он бы ничего подобного не сделал. Крук заверил его, что это был несчастный случай, и что он просто хотел, чтобы люди вернулись обратно в Сан-Карлос, и дал Чиуауа немного еды и табака, чтобы он забрал с собой в лагерь. Чиуауа послал гонцов к группам, бывшим в рейдах, чтобы сказать им чтобы они возвращались, а тем временем, несмотря на желание его женщин которые хотели сдаться, он переместил свой лагерь, чтобы его было труднее найти и атаковать. К ночи того дня (18 мая) сорок пять мужчин, женщин и детей чирикауа вошли в лагерь Крука и получили пайки. К следующему дню сдавшихся была ровно сотня. Крук переместил свой лагерь ближе к крутому гребню, который был около воды и имел намного большую открытую площадку, где люди могли разбить лагерь не толкаясь в тесноте. Женщины разрывали белые мешки с мукой и привязывали их к шестам, чтобы подать сигнал возвращающимся воинам, что все мирно. Были признаки того, что Чиуауа не был полностью готов сдаться и мог объединить силы с вернувшимися воинами, чтобы атаковать лагерь Крука. Скауты подтаскивали для возможных баррикад камни и сосновые бревна, и держали оружие наготове. Джеронимо и его воины подошли той ночью.