Сказание о Вещем Олеге

Светлана Шакула
   Князь Олег, которого называли Вещим, был чрезвычайно успешным и мудрым политиком, иначе он никогда бы не стал героем многочисленных легенд, сказаний и других произведений искусства. Но позже, когда монахи переписывали историю, они, выполняя официальный заказ, приписали Олегу лишь роль регента при князе Игоре – наследнике якобы «законного» князя Рюрика…

   Исторические предания гласят о том, что Олег был воеводой и родственником князя Рюрика, и хотя Рюрик, Олег, Игорь, Аскольд, Свенельд – это скандинавские имена, они свидетельствуют лишь о том, что племена Северной Европы (викинги, варяги, норманны) постепенно перемещались во все уголки Европы и принимали культуру местных племён, более высокую в духовном смысле, то есть, не захватническую…      

   У племён Восточной Европы в 9 веке завершался переход от первобытнообщинного строя к феодализму, и в этом переходе огромную роль играла торговля. Ещё со времён скифов был известен путь из варяг в греки, и мудрость Олега состояла в том, что он сделал Киев, торговый центр на Днепре, столицей восточнославянского государства, а поводом к этому послужил местный переворот – бояре-заговорщики убили Аскольда, наследника князя Кия.

   Но после Аскольда остался его сын Дир, которого Олег переименовал в Игоря и сделал якобы наследником князя Рюрика – именно этим и объясняются похожие легенды – о Кие и его братьях и о Рюрике и его братьях. Но!.. создавать легенды – это удел летописцев, а Олегу надо было заниматься государственными делами, в частности, заключением торговых соглашений с соседними странами – Византией, Хазарией и т.д. А внутренней политикой, не менее успешной, занимались Игорь и Ольга – родственница Олега.

   Сын Игоря и Ольги, Святослав, продолжил политику Олега, поэтому вошёл в историю, как Святослав Храбрый, но Вещий Олег БОЛЬШЕ удостоился внимания искусства (поэма Пушкина, картины Васнецова, народные былины о Вольге), потому что был примером удивительной Личности, магия которой заключалась не только в силе и военном искусстве, но и в Мудрости.
   Об этом говорит и имя Олега – Вещий, то есть, Святой…, Провидец…, а придуманная монахами-летописцами смерть от укуса змеи – это иносказательное отражение зависти к успехам и доброте князя, которого многие люди любили искренне…

   О следующих жизнях Вещего Олега было сказано ранее – http://proza.ru/2021/01/23/135