Жуковлянские камни

Анатолий Вылегжанин
Моя Планета - РГО

ЖУКОВЛЯНСКИЕ  КАМНИ
Взгляд ученых

Многие поколения котельничан и любители природы Вятского края знают это урочище «Жуковляне» на территории Александровского сельского поселения. Летами здесь, у истоков реки Ацвеж, регулярно бывают группы школьников и взрослых туристов, где любуются живописными каменными развалами здешнего бывшего песчаного карьера в виде плит, шаров и бесформенных образований размером до двух и более метров.
 
Известно, что в начале 80-х годов прошлого века они были вскрыты в ходе карьерных разработок гравийно-песчаных материалов для нужд реконструкции железнодорожного полотна Транссибирской магистрали. В процессе разработок большая часть плит и валунов была сдвинута бульдозерами из рабочих зон в основном в центральную и северную часть карьера, где они образовали каменные развалы наподобие японских «садов камней». Иными словами, в создании этих живописных картин, наряду с природой принимал участие и человек – нечастый удачный пример спонтанного сотворчества в духе идеологии ландшафтного дизайна.
 
Годы паломничества сюда любопытствующих, в числе которых бывали и желавшие поживиться здешними валунами для украшения личных коттеджных территорий, вызвали необходимость защиты и сохранения этого места как рекреанта, и в 2017 году одному из участков бывшего карьера площадью около 2,1 гектара придали статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) - памятника природы местного значения под названием «Жуковлянские шаровидные конкреции».

Эта «техногенная часть» происхождения «жуковлянских валунов» давно известна, в том числе и по многочисленным публикациям в районной газете «Котельничский вестник» и ряде областных печатных СМИ. Что же касается аспекта природного, то среди местного населения на этот счет ходит немало домыслов. По одной из первых гипотез, в этот район, находившийся в ледниковый период в границах максимального оледенения, эти «валуны» могли быть принесены ледником или стали результатом «препарирования» им или талыми водами местного каменного материала. Это последнее и стало побудительным мотивом для уточнения природы такого феномена.

Так, несколько лет назад активисты регионального отделения Русского географического общества: доктор сельскохозяйственных наук, профессор Вятского государственного университета Алексей Михайлович Прокашев, доцент кафедры Алексей Сергеевич Матушкин, ассистент Игорь Александрович Вартан, и аспирант Антон Павлович Потанин изучили историю становления природно-техногенных геосистем урочища «Жуковляне». Результаты их научного труда позволяют расстаться с былыми домыслами и представляет здешнее «каменное прошлое» в свете исторической истины.

Кристаллический фундамент района исследований лежит на глубине около 1900 метров и перекрыт многочисленными наносными ярусами пород возраста от 250 миллионов до 800 тысяч лет до нашей эры. Однако, по мнению руководителя экспедиции, профессора Алексея Прокашева (в нашем переводе с его сугубо научного языка на общедоступный), строительным материалом для здешних камней послужили породы, «рождённые» энергией земных недр далеко к востоку от вятской земли – на ныне древнем и несколько «одряхлевшем» Уральском каменном поясе.
 
Около 225 миллионов лет назад там закончились активные горообразовательные процессы в результате сближения далеко лежащих друг от друга древних Русской и Сибирской платформ. Это привело к «закрытию» в конце палеозоя – начале мезозоя разделявшего их Урало-Монгольского океана. Одновременно с этим «срослись» и другие древние платформы и возникла великая суша – единый, позднее распавшийся материк – Пангея.
 
Несмотря на сухой и теплый климат, с вершин молодого и высокого Урала реки, текшие на запад, принесли сюда много песка и глины, как это можно наблюдать и ныне где-нибудь в предгорьях Тянь-Шаня, кстати «одногодка» Урала, только в большей степени «омоложённого» около 25 - 1  миллиона  лет назад. Эта «минералка» и осела в дельтах рек, впадавших в мелководные солоноватые моря-озера или даже в отмиравших «слепых» устьях.
 
Здесь она слежалась, уплотнилась, частично или полностью «схватилась», что вполне возможно в условиях сухого климата и обилия в таких ситуациях природных цементирующих веществ, особенно карбонатов. Образовались пласты и блоки, от которых позднее при выветривании и частичном растворении тех же карбонатов и возвратного превращения песчаников в рыхлые, сыпучие пески, остались дошедшие до нас фрагменты тех «доисторических» блоков в виде песчаниковых сфероидов.
Пески в конце ХХ века пошли на отсыпку второй линии местного участка Транссиба, а «крепкие орешки», оказавшиеся не по зубам горной технике и образовали всем известные ныне каменные развалы. Вознесенные бульдозерами как досадная помеха, многие из них величественно восседают ныне на бортах заброшенного карьера. Впрочем, некоторые из нетронутых машинами конкреций и сейчас можно видеть на стенках в естественном залегании, что видно на одном из фото.
 
В результате полевых наблюдений, бурения и физических, химико-минералогических анализов грунтов учёными были воссозданы основные этапы геологической истории нашего района.
 
А что касается ледников, то они, вернее их обильные талые воды, возможно «слизали» выветрелые палеозойские пески и обнажили некогда лежавших глубже песчаниковых «супостатов». В послеледниковье, то есть в последние 12 - 10 тысяч лет назад, в наши дни, эти процессы продолжаются, только не за счёт ледниковых, а дождевых и талых снеговых вод. Любой внимательный путник, следуя по полевой дороге в северном направлении от Жуковлян к Карпушиным может наблюдать выходы песчаниковых пластов и плиток на близлежащих склонах междуречья верхнего течения Большого и Малого Ацвежа. Кое-где встречаются на этом пути и блоки почти чистого известняка, подтверждающие сказанное.
 
Словом, благодаря своей прочности дошедшие до нас песчаниковые сфероиды стали украшением урочища «Жуковляне», которое, хотя и в урезанном виде, по праву включено в число местных памятников природы.

Такова ситуация на сегодня, но ученые, сделав первые шаги, ставят вопрос о необходимости дальнейшего углубленного научного исследования урочища. Расширения и юридического, документального и технического закрепления границ охраняемой территории с перспективой перевода её в категорию памятника природы регионального значения с отбивкой новых границ на местности, сооружением указателей, информационных щитов.

Чтобы места эти получили статус научно-познавательного эколого-просветительского объекта, регламентируемого туристско-рекреационными нормами, например, для организации однодневных пеших походов по маршруту п. Карпушино – д. Корабли – с. Александровское.

Однако, в таких случаях желания всегда выше возможностей, и остается лишь надеяться на лучшее.

Анатолий ВЫЛЕГЖАНИН.
Писатель.
Член Русского географического общества.