Сказители. 1 часть

Александр Москвитин 1
В культуре каждого народа присутствует устная традиция передачи информации от поколения к поколению. С древнейших времён сказки, былины, предания, легенды, исторические песни и другие художественные произведения передавались от старших младшим, сохраняя народную память о предках, истории племени, рода, общества. Передачей этой важной информации занимались особые люди – сказители. В разных культурах они именуются по-разному: калика перехожий (на Руси); кобзарь (Украина); менестрель и вагант (Западная Европа); бард (кельты); ашуг (Закавказье); манасчы (сказатель киргизского эпоса «Манас»); жыршы (Казахстан); акын (поэт-импровизатор в Средней Азии); ракуго (Япония) и т.д.
Сказительство было развито в допечатную эпоху, а также во времена всеобщей безграмотности. В ХХ веке этот вид фольклора стал отмирать, поскольку передачей информации от поколения к поколению вплотную занялись органы государственной пропаганды. До наших дней в сильно искалеченном виде дожил только один представитель этого вида – анекдот. Однако существовал в ХХ веке период, когда сказительство процветало буйным цветом. Речь идёт о первых трёх-четырёх десятилетиях Советской власти, времени правления Иосифа Сталина. Одним из феноменов сталинской эпохи можно назвать появление и расцвет советского сказительства.

Большевики, взявшие власть в октябре 1917 года, были полны решимости полностью переформатировать старый мир. Они были готовы отказаться от тех многих явлений и реалий дореволюционной России, которые они считали устаревшими и отжившими. В первые годы Советской власти фольклор народов бывшей империи не особо привечался большевиками. Многие новаторы новой социалистической культуры были готовы «сбросить с корабля современности» не только Пушкина, Толстого и Достоевского, но и устное народное творчество.

Однако очень скоро ситуация изменилась. В 1931 году с подачи советского литературоведа Юрия Соколова начался процесс возрождения устного народного творчества. В советском Агитпропе сидели, конечно, мудаки, но отнюдь не дураки. Сталинские пропагандоны поняли, что пришла пора «подчинить пролетарскому сознанию стихийный процесс устного творчества народа». Соколов призывал «осуществлять классовое планомерное руководство литературой, не оставляя устное творчество на произвол стихии». Так Советская власть возродила фольклор, поставив его себе на службу: возрождение устного народного творчества осуществлялось параллельно с его идеологизацией.

В Союзе писателей СССР появилась секция фольклора. Выступая на Первом съезде советских писателей (август 1934 г.), Максим Горький заявил о «важности связи устного народного творчества с желанием советских людей облегчить свой труд и добиться высокой его производительности».

Поскольку советского фольклора ещё практически не было, его следовало оперативно создать. К этому делу привлекли специалистов: литературоведов, фольклористов, этнографов, которые отправились в глубинку – разыскивать исполнителей фольклорных произведений и собирать образцы устного народного творчества. Произведения фольклора популяризировались в прессе, в школах, исполнялись на радио. В различных регионах Советского Союза были найдены оригинальные авторы и исполнители сказок, песен, былин, легенд, поэм, плачей и т.д. Исполнители устного народного творчества были взяты на заметку, с ними работали специалисты, присланные из Москвы, Ленинграда и других столичных городов СССР. Народы Советского Союза узнали о существовании «гомеров ХХ века»: Сулеймана Стальского, Джамбула, Марфы Крюковой и десятков других современных сказителей.

В отличие от сказителей прошлого, сталинские мастера фольклора были известны всему народу, их прославляли на всю страну, осыпали званиями и правительственными наградами. В ответ на заботу родной Советской власти сказители должны были заниматься восхвалением советских вождей и героев, колхозов и пятилеток, Красной Армии и индустриализации, сталинских соколов и социализма. С задачами, которые власть возложила на сказителей, они замечательно справлялись. Советскими сказителями был создан целый пласт социалистических псевдонародных песен, стихов, былин, легенд, сказок и плачей. Советские былины получили название «новины». Архаические образы традиционного эпоса сочетались в «новинах» с современной тематикой: индустриализацией, коллективизацией, строительством социализма. Вместо былинных богатырей героями «новин» стали советские вожди: Сталин, Киров, Ворошилов, Чкалов, Чапаев, Отто Юльевич Шмидт, Калинин… В 1937-1938 годах сказители обличали троцкистов, бухаринцев и других «врагов народа». В 1940-х годах советские акыны и сказители получили мощный импульс к написанию новых патриотических произведений – началась большая война. Сказители бросились воспевать подвиг советского народа, сражавшегося с гитлеровскими захватчиками.

После войны сказители воспевали восстановление народного хозяйства, разрушенного войной; 70-летие великого Сталина; борьбу против очередных «врагов народа» и т.п.
Советское сказительство закончилось практически сразу после смерти Сталина. Во время хрущёвской «оттепели» по отечественному сказительству были нанесены мощные удары. Литературоведы, фольклористы и этнографы раскритиковали и осудили советскую сталинскую фольклористику. В прессе и на научных кафедрах началась дискуссия по вопросу о самом существовании советской фольклористики, как истинно народного жанра устного творчества. Некоторые сталинские фольклористы признались в подлоге и фальсификациях при написании советских былин – «новин». Выяснилось, что при написании «новин» за основу брались старинные былины, в которых заменялись имена героев, обстоятельства действия. В итоге почти все «новины» сталинской эпохи были названы псевдофольклором, а также признаны подделками. «Новины» нельзя было относить к народному творчеству, поскольку у них, как правило, имелся индивидуальный автор. Кроме того, нельзя было считать «новины» и устным творчеством, поскольку изначально они появлялись и распространялись посредством письма.

В настоящее время большинство учёных сходятся во мнении, что значительная часть советского фольклора является псевдофольклором (фейклором).
Советские былины – «новины» - фактически были раскритикованы и преданы забвению. О советских сказителях тоже со временем стали забывать. Однако имена некоторых иногда всплывали: например, творчество казахского акына Джамбула Джабаева было тщательно почищено цензурой и вновь допущено до светлых очей советского народа. В 1978 году в серии «Библиотека поэта» вышел сборник произведений аварского поэта Гамзата Цадасы. В 1988 году сибирские панки неожиданно вспомнили о дагестанском поэте Сулеймане Стальском и записали в его честь целый альбом, который так и назывался – «Сулейман Стальский».

Предлагаю вспомнить некоторых из советских сказителей, а также познакомиться с бессмертными их творениями.

P.S. Иллюстрация - Комар и Меламид "Рождение соцарта".
Использовалась как обложка альбома "Сулейман Стальский", проект "Коммунизм", 1988 год.

Продолжение следует