Хрустальный город Нострадамуса и Маркеса

Ирина Воропаева
         «Мелькиадес увяз в толкованиях катренов Нострадамуса. …Однажды ночью он вроде бы нашел предсказание о дальнейшей судьбе Макондо. Это будет сверкающий город с большими домами из стекла, где и духа не останется от рода Буэндия.
- Глупости, - сказал Хосе Аркадио Буэндиа. – Дома будут не из стекла, а изо льда, как мне привиделось, и род Буэндиа не иссякнет в веках».
          Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

          К Нострадамусу, сомнительному пророку прежних времен, можно относиться по-разному, но одно не получится отрицать: за последние полтора-два века его наследие стало частью культуры, в связи с чем это по меньшей мере следует иметь ввиду.

Нитью, на которую нанизаны события романа «Сто лет одиночества», являются два катрена Нострадамуса, что автор и не думал скрывать, описав, как двое его героев, загадочный мудрец Мелькиадес («этот чародей, который говорил, что знает истоки магии Нострадамуса») и основатель Макондо, Хосе Аркадио Буэндиа, занимаются изучением Центурий, после чего Мелькиадес пишет собственные пророчества, также зашифрованные. Они дублируют темы катренов, переплетая их между собой (отражая друг в друге, как в зеркалах).

И в катренах Нострадамуса, и в пророчествах Мелькиадеса говорится о стеклянном или зеркальном городе и о сроках открытия истины. Когда будут прочтены письмена, город погибнет, сметенный вихрем урагана, под которым нетрудно заподозрить вихрь времени, неузнаваемо меняющего лицо мира.

Вообще параллелей в тексте куда больше, чем одно или два. Мелькиадес – имя, вызывающее в памяти одного из библейских волхвов, Мельхиора. Родоначальник семьи Буэндиа окончил свои дни в состоянии безумия, приравниваемого к высшей, непостижимой для простых смертных мудрости, будучи привязан к дереву. Позднее рядом с этим же деревом умирает полковник Аурелиано Буэндиа, посвятивший себя делу революции и отвращенный «подлостями войны», самый выдающийся представитель рода, и через гротеск ситуации, сквозь шелуху суетного людского обихода явственно проступает основная мысль – умер, стоя в полный рост, возле Древа мира, познания, истины.

          Катрены Нострадамуса. Первый катрен - Центурия 9, номер 48 (IX,  XLVIII).

La grand' cite d'Occean maritime,
Enuironnee de marets en cristal :
Dans le solstice hyemal & la prime,
Sera tentee de vent espouuental.

Большой город у морского Океана,
Окруженный хрустальными топями.
Во время зимнего солнцестояния и весной
Подвергнется испытанию ужасным ветром.

          Второй катрен – Центурия 1, номер 48 (I,  XLVIII). 

Vingt ans du regne de la lune passes
Sept mil ans autre tiendra sa monarchie:
Quand le soleil prendra ses jours lasses
Lors accomplir & mine ma prophetie.

Когда минует двадцать лет правления луны,
Затем еще семь тысяч лет продолжится ее владычество,
Когда она устанет, и ее сменит Солнце,
Тогда, вероятно, сбудется мое предсказание. 

Толкование: «То есть, когда пройдет 360 лет от начала пророчества Мишеля Нострадамуса и исчезнут европейские королевства, тогда другой правитель (великий Монарх) вступит на трон к началу седьмого тысячелетия; к пророчествам станут прислушиваться, и они будут почти исполнены».

Центурии были опубликованы в 1555 году, и этот год часто берут за точку отсчета, то есть 1555 + 360 = 1915. Первая мировая, ураган которой смел с лица земли старый мир.
Еще один вариант расчета: 1557+360=1917. Великая Октябрьская социалистическая революция в России.

          Цитаты из романа:
Начальный этап, поход переселенцев, результатом которого стало основание Макондо.
«Хосе Аркадио Буэндиа в эту ночь приснилось, что в этом месте вознесся шумный город с зеркальными стенами домов. Он спросил, что это за город, и услышал название, ему не ведомое, но прозвучавшее колокольным звоном, - Макондо. … и там они заложили поселок».

Заключительная фраза: «Ибо было предречено, что зеркальный (или зазеркальный) город будет снесен ураганом и стерт из памяти людей в ту самую минуту, когда Аурелиано Вавилонья закончит чтение пергаментов, и что все написанное в них неповторимо отныне и навеки, ибо ветвям рода, приговоренного к ста годам одиночества, не дано повториться на земле».

          Таким образом, пророчества Нострадамуса нашли свой отклик на материке, противоположном его родине. Удивительно, как все в мире взаимосвязано, в том числе в отношении зеркальных отражений и хрустальных городов. 

(Февраль 2021)