Я не мог поступить иначе

Ваагн Карапетян
Участковый врач Анна Арташесовна прошла в диспетчерскую получила список вызовов. Мельком пробежала по нему. Мысленно определяя очередность посещений, задумалась. К ней подошла старшая медсестра Надя и указав на одну фамилию в списке попросила:
- Будьте к нему повнимательнее, его в Арцахе  ранили. Он воевал там.
- А я к нему и собиралась в первую очередь пойти.  Он рядом, на соседней улице живёт. - ответила она старшей медсестре и добавила, - Не беспокойтесь, я и не могу иначе.
Затем Анна Арташесовна прошла в аптеку, собрала необходимые медикаменты, передала портфель своей напарнице и они, облачившись в теплые пальто, вышли из поликлиники.
Через несколько минут, подошли к жилому дому , поднялись на третий этаж и постучали в дверь. Тот час же дверь широко распахнулась и врачи увидели глаза пожилой женщины, полные грусти и печали.
Конечно, это мать, согласилась с собой  Анна Арташесовна и как можно приветливее обратилась к ней.
- Нам пройти можно?
- Да, да, доктор, - женщина неловко посторонилась, пропуская в дом гостей и вслед им потухшим голосом произнесла, - ему очень плохо.
- Не волнуйтесь, - обратившись к ней, ответила Анна Арташесовна. И бодро, чтобы снять царившее напряжение в квартире, добавила:
- Мы его быстро на ноги поставим.
Врачи поспешно скинули верхнюю одежду и, несмотря на сопротивление хозяйки, разулись и прошли в квартиру. Присели на предложенные стулья возле больного. На металлической старомодной кровати  лежал с закрытыми глазами небритый, осунувшийся молодой человек. Анна Арташесовна взяла его за руку, прощупала пульс и не скрывая своего недовольства состоянием больного, тяжело вздохнула, стала выкладывать на соседний стул шприцы, лекарства.
Сделали два укола и, попросив у хозяйки воды, дали больному несколько таблеток. Тот безропотно, кряхтя и постанывая, присел, проглотил таблетки и запил их водой.
Анна Арташесовна достала стетоскоп, попросила больного снять майку и лечь на живот, чтобы легкие послушать. Когда тот оголился, врачи,  увидев покрытое багровыми ранами тело, с ужасом переглянулись.
Закончив хлопотать над больным, Анна Арташесовна обратилась к матери, та  затаив дыхание ждала результата обследования.
- Мы немножко посидим, хочу ещё раз измерить давление. У Армана произошёл кризис на нервной почве. Не беспокойтесь, у него молодой крепкий организм, так что это не страшно.
И обернулась к больному:
- Ну вот, я вижу уже и цвет лица изменился, щеки зарумянились. Улыбаетесь, уже хорошо.
Она умело поправила больному подушку под головой и спросила:
- Ваши раны, это оттуда?
- Да, мы стояли под городом Джабраил. Нам приказали вернуть воинскую часть, которую заняли наёмники-арабы.
Арман снова закрыл глаза и замолчал, пауза затянулась. Подошла мать, взяла сына за руку:
– Сыночек, может не надо, ты волнуешься, да и врачам идти нужно.
– Мама не мешай, я должен рассказать, – он открыл глаза и с мольбою посмотрел на мать.
– Ему, наоборот, нужно выговориться, не волнуйтесь, – успокоила её врач, – пусть рассказывает.
Мать вытерла краем платка глаза и прошла на кухню....
- Нас было тридцать человек. Ночью мы подошли вплотную к городским стенам и ворвались в город, начался рукопашный бой, тяжелый и беспощадный. Только были слышны стоны и автоматные очереди.
Арман поудобнее улёгся и продолжил свой рассказ:
- Бой закончился, когда уже начало светать. Несмотря на большие потери мы уложили всю группировку. Осматривая поле боя, я не заметил подле себя раненого араба, тот лежал под кустом крыжовника и ждал, когда я поближе подойду. Неожиданно я увидел, как в воздухе блеснула лимонка.  Откинуть её от себя я бы успел, но  вокруг меня собрались наши бойцы, оставшиеся в живых, после этой ужасной мясорубки.. Они едва держались на ногах и не смогли бы мгновенно среагировать. Я решил накрыть лимонку собой.
В эту минуту я думал только о своих друзьях, хотел, чтобы они живы остались и я упал на лимонку. На моё счастье между мной и лимонкой оказалась саперная лопата, её  я постоянно за поясом носил и поэтому меня не разорвало в клочья, а основательно потрепало. Остальное я не помню, так как потерял сознание. Спустя несколько часов в полевом лазарете пришел в себя. Открыл глаза, а вокруг врачи, медсестры снуют и мои шесть товарищей, что живы остались сидят рядом, с тревогой и волнением за мной наблюдают.
В том бою мы недосчитались двадцати трех товарищей, но выполнили задачу, освободили воинскую часть и отправили на тот свет восемьдесят арабов-наёмников.
Арман с минуту задумался, затем добавил:
- Мой отец в первую войну рядом с Монтэ воевал, я не мог иначе поступить.
Этим закончил свой рассказ герой, самоотверженный поступок которого должны помнить люди, обязаны помнить.
Анна Арташесовна взволнованная услышанной историей смахнула с лица накатившуюся слезу, погладила Армана по руке и собирая медицинские инструменты сказала:
- Дай Бог, чтобы ты жил долго, очень долго и счастливо.


___________________

1 -Монте «Аво;» Мелконян; - Национальный герой Армении и герой Арцаха, активный участник Первой Карабахской войны, один из организаторов и руководителей армянских сил в Нагорном Карабахе.