Пуштулим ч. 1 Знакомство

Василий Рылов
 После окончания восьмого класса нужно было решать - куда пойти учиться дальше? Мне хотелось поехать в город и поступить в монтажный техникум потому, что добираться в школу за двадцать километров в Пуштулим, мне очень не хотелось. Родители настаивали, чтобы я закончил десять классов, особенно мама, пуская в ход даже слезы. Устоять против материнских слез было трудно.  В августе мы с мамой съездили в Пуштулим, я записался в школу, а мама нашла где проживали Танковы и уговорила взять меня снова к ним на постой. Так что с первого сентября я пошел в девятый класс Пуштулимской средней школы.

Пуштулим был большим селом, в нем находилось правление совхоза "Пуштулимский", МТС (машино-тракторная станция), маслозавод, животноводческая ферма, пекарня, больница с поликлиникой и стационаром, большой клуб, столовая, почта-сбербанк, заготовительная контора, отделение от Ельцовского комбината бытового обслуживания, сельсовет.  Главная улица села тянулась от МТС до выезда на Ельцовскую дорогу, километра на два с половиной. Основная часть жилых домов располагалась по краям этой дороги. Было еще несколько небольших улочек. Дороги на улицах были грунтовые, когда было сухо, на них, особенно на центральной, было по щиколотку пыли, если шел дождь, то дорога превращалась в сплошное месиво. Передвигаться и в сухую и в дождливую погоду можно было только в сапогах. Если попадала встречная машина или трактор, то ты или глотал пыль, или на тебя летела грязь, потому как, отбежать некуда, тротуаров нет. Расстояние между нашим поселком и Пуштулимом было в двадцать один километр, шесть километров до села Бахта и пятнадцать от него до Пуштулима. В распутицу приходилось добираться пешком, в хорошую погоду - на велосипеде, зимой - на лыжах.  Жители Пуштулима, в большинстве своем, неряхи, выбрасывали мусор между дорогой и своим жилым домом, здесь же пилили дрова и на земле валялись  хлысты привезенных деревьев. По сравнению с нашим ухоженным поселком, Пуштулим, был просто свалкой. К большому сожалению, за два года моей учебы, в селе ничего не изменилось. Пуштулим, так и остался в моей памяти чужим, загаженным селом, мачехой, и я для него пасынком.

Танковы встретили приветливо, как родственника. Дядя Андрей, по прежнему, работал в сельпо, развозил товары по близлежащим селам. Тетя Шура, работала в пекарне. Руфина, училась уже в десятом классе, симпатичная, с большой черной косой, но очень боялась пополнеть и поэтому мало ела. Ленька, возмужал, стал с меня ростом, для него авторитетом был отец и он старался во всем ему подражать. Мы здорово сдружились и у нас не было никаких конфликтов. Витя, младший сын, учился в школе играть в струнном оркестре. Иногда у Вити с Ленькой были ссоры, но я не вмешивался, сами разберутся. Младшей, Гале, исполнилось три года и ее водили в детский сад. Дом Танковых стоял на берегу маленькой речушки. На другой стороне ее было несколько жилых домов, а за ними начинался хвойный лес. Дом был почти такой же, как в Салме, две комнаты, сени чуток побольше, с лестницей на чердак. Около дома был сарай для скота и баня, которая топилась "по-черному." Я очень любил париться в таких банях, в них такой пар, что кажется, что он проходит через твое тело. В нашем поселке такая баня была только у наших соседей, Логиновых. И мы, повзрослевшие пацаны, ходили париться только к ним.

Здание школы находилось почти рядом с центральной площадью села. Здание было деревянное, с большим крыльцом и очень широким коридором внутри. По одну сторону коридора располагались классы, а в конце коридора, налево, находилась учительская, в правом конце коридора - спортивный зал. Перед крыльцом, с двух сторон, располагались мойки для обуви с травяными мочалками, потому, что ходили в школу чаще всего в сапогах. Девятых классов оказалось целых три, мне выпало учиться в 9-В. В классе не было учеников из Пуштулима, только из разных деревень и поселков. Видимо поэтому, особой дружбы между учениками не было, как это бывает, когда десять лет из класса в класс учатся одни и те же ученики. В Пуштулиме было много своих учеников и взрослых парней и если кто-то из чужаков проявлял, с точки зрения местных, "неуважение" к ним, то они встречали толпой и избивали. Под такой "замес" попадал и я. С нашего поселка я был один мужского пола, девчонки были старше меня и учились в другую смену, с утра, а я с обеда. Поэтому в школу и из школы, в родное село, я всегда добирался в одиночку. Из других сел тоже были небольшие группы учеников. Естественно, что все мы были разобщены, немногочисленны и жили в разных концах села, что облегчало местным контролировать ситуацию. В нашем поселке и в Салме, если дрались, то всегда один на один и до первой крови, лежачих не били. В Пуштулиме, никакого кодекса чести не было, нападали десять человек на одного. Поэтому я и мой друг, Ленька Лыткин, стали повсюду ходить вдвоем. Он жил на квартире в соседнем с Танковыми доме, у Зыковых. Мы сидели с ним за одной партой еще в Салме и сейчас тоже сидели вместе. В учебе он был слабее меня и я ему помогал. Зато физически он был здоровее   - крепкий такой "боровичок" и на нас двоих местные нападать уже видимо опасались, боясь получить отпор. Шакалы смелые, только в стае.


                На фото девчонки 9-В класса

                Продолжение  http://proza.ru/2021/03/15/1047