Федоровский собор Пушкин 13. 03. 2021

Григорий Аванесов
                Федоровский государев собор

Фёдоровский (Государев) Собор (Пушкин). Собор Феодоровской иконы Божией Матери, Академический проспект, дом 34, у Фермского парка.
Координаты 59°43;32.65; с. ш. 30°23;25.92; в. д., 59.725736° с. ш. 30.390533° в. д.

Архитектурный стиль – неорусский, автор проекта В. А. Покровский, основатель Николай II. Строительство (1909—1912).

Приделы: главный — Фёдоровской иконы Божией Матери; северный — святителя Алексия, митрополита Московского (не был освящён); нижний — преподобного Серафима Саровского.

Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александрой Фёдоровной. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников.

Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.

Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни.

Императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора.

Основной объём храма четырехстолпный кубический, крестово-купольной системы. Однообразные плоскости стен нарушаются слегка выделяющимся лопатками, легким аркатурным поясом и лепными российскими гербами на царском крыльце. Фасады украшены мозаичными панно, изготовленными в мастерской В. А. Фролова.

Парадный западный вход декорирован большим мозаичным панно с изображением Фёдоровской иконы Божией Матери с предстоящими святыми. Над этим входом находится небольшая звонница с тремя арками и колоколами. В стене по сторонам от входа были вделаны доски с датами закладки и освящения храма. В храм ведёт лестница красного гранита.

С южной стороны здания находились два входа:
• вход для офицеров и чинов конвоя, решённый в виде трехступенчатых арок и украшенный мозаичным изображением Георгия Победоносца на коне;
• отдельный вход для императорской семьи в пещерный храм. Вход был украшен иконой (не мозаичным панно) с изображением преподобного Серафима Саровского.

В юго-восточном углу здания находится вход, ведущий в верхний храм, ранее предназначенный также для императорской семьи. Он оформлен в виде каменного крыльца с шатровым синим верхом, завершенным золоченым орлом на скипетре (точная копия изображения в Патриаршей палате Кремлевского дворца).

Над входом — иконы святого благоверного князя Александра Невского, Марии Магдалины, святой царицы Александры.

На северной стороне собора два входа:
• основной — посередине стены, ведущей в верхний храм и служивший общим входом для прихожан и нижних чинов летом. Сейчас — также основной вход. Над ним находилось мозаичное изображение Архангела Михаила на красно-огненном коне в боевом вооружении.
• вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Сейчас над входом мозаика с изображением преподобного Серафима Саровского, что не соответствует исторической действительности.

Под колокольней находится небольшая дверь, которая ведёт в нижнюю часть храма. Небольшие двери находятся также в северо-восточном и юго-западном (в покойницкую) углах храма.

На восточной стороне, над алтарной стороной, в абсиде, мозаика Господь Вседержитель.

Верхний храм

Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столпов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.
Он имел пятиярусный иконостас, выполненный по проекту В. А. Покровского.

Высота иконостаса составляла 11 метров. В иконостасе размещались иконы, исполненные в Москве с древних образцов в мастерской Н. С. Емельянова (ныне находятся в Государственном музее истории религии).

Утварь верхнего храма в стиле XVII века изготовила фирма П. И. Оловянишникова сыновья. Мебель для обоих храмов была изготовлена резчиками по дереву Сергиева Посада.

Н. С. Емельяновым в 1914 году были начаты пробы росписи верхнего храма. Успели расписать 4 столпа на высоту человеческого роста, однако вследствие сырости стен и начавшейся войны эти работы пришлось остановить.

В верхнем храме от прихожей была отделена молельня императрицы. Специальная лестница соединяла её с молельней при пещерном храме.

Нижний храм

По первоначальному проекту архитектора В. А. Покровского, пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и ныне им занимаемое место предназначалось для устройства отопления и раздевальни для нижних чинов.

Утварь и иконы временной Серафимовской церкви готовились к перенесению в верхний храм. Тем не менее было решено перенести её в целости в Фёдоровский собор в виде пещерного храма, с сохранением престола преподобного Серафима.

Для церкви был углублён и расширен подвал, определённый ранее заложенным фундаментом. Над его обустройством трудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов, под руководством князя А. А. Ширинского-Шихматова.

В стенах присутствуют углубления для икон. Все стены от пола до потолка обтянуты темной материей, панели украшены синей набойкой с темнокрасными цветами древнерусского рисунка. По северной и южной стенам были подвешены ряды лампад, ближе к стене располагался второй ряд лампад.

Потолки сводчатые (высота около 3,6 метров), покрыты фресковым орнаментом в характере ярославской церкви Иоанна Предтечи XVII века с преобладанием светло-золотистой охры.

В алтаре стены обтянуты светло-золотистой парчёй без рисунка. На выступе восточной стены алтаря был расположен ряд небольших икон в слабо вызолоченных окладах. В связи с небольшой высотой храма иконостас состоял из одного яруса местных древних икон, дополненных деисисом.

На правом клиросе против южных дверей алтаря находилось особое кресло, показывающее Царское место. Рядом располагалась «комната Их Величеств», она примыкала к южной части храма, представляла собой продолговатую комнату, будучи продолжением солеи. Комната была украшена иконами, шитыми пеленами и крестами.

Из царской комнаты дверь ведёт в верхний храм, а рядом — небольшой коридор, который, изгибаясь, приводит в алтарь. В этом коридоре в центре изгиба находилась молельня императрицы.

Территория собора

Парадной площадью собора считалась площадь перед его южным фасадом. Императорская семья всегда подъезжала к храму через эту площадь.
Площадь была освещена фонарями.
На этой площади все члены семьи императора посадили по одному дубку, всего было семь дубков. В настоящее время сохранилось только четыре.

19 мая 1993 года здесь произошла закладка, а 16 июля 1993 года — открытие и освящение бронзового бюста императора Николая II (скульптор В. В. Зайко).

Чтимые святыни

• Древний список чудотворной Фёдоровской иконы Божией Матери, преподнесённый 13 марта 1910 года Николаю II московской депутатцией в память пятнадцатилетия его царствования.
• Ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского

Почётным настоятелем собора был протопресвитер военного и морского духовенства Г. И. Шавельский.
Ктитором (церковный староста) Феодоровского собора был полковник Дмитрий Николаевич Ломан.

ДОПОЛНЕНИЕ

в Царском Селе Феодоровского Государева собора, в котором пещерный храм представляет собрание русской церковной старины, а верхняя церковь дает воспроизведение в новом храме икон и утвари по древним подлинникам, по всей справедливости следует считать крупным шагом в деле воскресения в русском искусстве начал древнерусского художественного творчества...