Первый опыт Александра Варнека

Владимир Варнек
Варнек А.Г. Портрет А.В. Ступина. Х.м. 52,2х43,3. 1804. Государственная Третьяковская галерея

Такими словами, приведенными в заголовке миниатюры,  художественный критик П.П. Каменский   хотел, вероятно, подчеркнуть, в своем списке 1839 года, что  портрет основателя  Арзамасской школы живописи, Ступина Александра Васильевича (13.02.1776 -01.08.1861- по ст. стилю), является самым первым в творчестве А.Г. Варнека [1].  Однако, судя по дате написания портрета (см. выше), он, строго говоря, таковым не является. Но одним из первых малоформатных портретов художника его, конечно, можно назвать. 

Намерение написать миниатюру об А.В. Ступине и его раннем портрете возникло  после того, как я осознал, что многочисленные  сведения о самом портретируемом и его портрете разбросаны  по крупицам в разных печатных изданиях и интернете, и их было бы желательно объединить в компактном виде в одном месте. Замечу при этом, что одним из самых информативным биографическим источником информации об основателе Армавирской школы живописи является, по моему мнению, словарь Половцова, но о портретах запечатлевших облик основателя школы в нем, понятно, никакой информации нет.

Кроме того, в настоящей миниатюре я хотел бы показать, что  роль А.В. Ступина в живописи не ограничивается  лишь созданием первой региональной школы живописи, в  которой стали получать художественное образование молодые люди с российской глубинки.  Знакомясь с многочисленными академическими отчетами периодов 1802 –1815 и 1833 – 1855 гг., опубликованными сравнительно недавно  [2,3],  обратил внимание, насколько  часто в академических  отчетах этого периода упоминается фамилия Ступина.   

В результате подсчета числа упоминаний фамилий живописцев и граверов, являющихся педагогами, не сильно отличающихся по годам их рождения, определил  группу  из десяти лидеров.   Имена их названы  ниже:  1) Шебуев В.К. (85);  2) Толстой Ф.П. (77);  3) Уткин Н.И. (71);  4) Егоров А.Е.  (67);  5) Варнек А.Г. (49);   6) Ступин А.В. (27);  7)  Кипренский О.А. (24);  8) Ухтомский А.Г. (17);   9) Угрюмов Г.И. (10);   Щукин С.С. (9). Для всех представителей, вошедших в данную группу, в скобках указано число упоминаний их имени.

Видно, что Ступин, написавший за свою жизнь сравнительно мало сохранившихся до настоящего времени картин, оказался в середине приведенного списка, и связано это с тем, что упоминания  его имени (прежде всего, как педагога) на академических заседаниях связаны с деятельностью его, как организатора Армавирской школы живописи. Процитирую некоторые фрагменты из опубликованных в [2,3] отчетов.

Знакомясь с формулировками в текстах самих отчетов, можно понять причину вхождения Ступина в число лидеров цитируемости их имен на академических собраниях.  И связано это с тем, что Ступин, приехавший в Академию художеств впервые в 1800-ом году с желанием «поучиться в ней» и просьбой о поддержке Арзамасской школы живописи, привнес постепенно в умы академиков совершенно новую для тех времен идею. Академики поняли, что реализация этой идеи на примере города Арзамаса  и  создание в регионах России подобных школ может стать в дальнейшем одной из важнейших направлений деятельности самой Академии (ее брэндом, говоря на современном языке).

Самое первое упоминание имени Ступина на академических заседаниях случилось 11 декабря 1802 года, когда «посторонний ученик Академии» за свои успехи в числе 23-х других учеников получил  вторую серебряную медаль. Замечу, что такую же медаль (за рисунок) Ступин получил и годом раньше, но академический отчет за 2001 год просто не был помещен в [2]. 

Следующее упоминание имени Ступина произошло  в академическом отчете лишь 1 сентября 2009 года (через 7 лет  после упоминания его имени в отчете 2002 года). Но многое случилось за это время, как в Армавирской школе живописи, так и в Академии художеств.  И на этот раз «тогдашний» конференц-секретарь  ИАХ  Алексей Федорович  Лабзин  (1766-1825)  в своей речи 1809 года впервые поднял вопрос о художественной школе А.В. Ступина в Арзамасе. Он подробно описал истоки возникновения школы, сформулировал цели и задачи этого учебного заведения, и отметил уже достигнутые успехи. (Вступ. статья составителя сборника [2] Н.С. Беляева ).

Текст же выступления самого А.Ф. Лабзина представленный  в Описании его доклада, процитирую дословно ниже: « Что круг художественный в нашем Отечестве со дня на день расширяется, чему свидетельство поставил, кроме умножающейся ежедневно склонности к художественным произведениям, следующий случай. Арзамазский мещанин Александр Ступин по страстной любви своей к художествам, оставив дом, жену и детей, приехал сам в Петербург. И на своем иждивении, обучаясь в Академии, заслужил за успехи свои в рисунке с натуры серебряную медаль.
Потом, по решению его сиятельства г-на президента Академии, (высочайшему его императорского высочества указу), будучи исключенным  из звания мещанского, с предоставлением ему прав художников, выходящих из Академии,  7 лет тому назад,  был выпущен с аттестатом художника 14 класса.

По возвращении его в свой город он не только оставил своих упражнений, но еще завел там Рисовальную школу, присоединив к оной по возможности воспитание и обучение некоторым и другим первоначальным познаниям; и ныне в приезд его сюда представил Академии рисунки и некоторые картины своих учеников, также и аттестаты от отцов и воспитателей оных, равно и от местного начальства, свидетельствующие как порядок и устройство арзамасского его училища, так и благодарность многих отцов за сие новое в том краю заведение.  Причем он просил Академию принять его с заведением в свою зависимость.

Академия, уважая ревность и усердие  к художествам г-на Ступина, засвидетельствованную  не только собственным его поведением, но и разными о нем свидетельствами, и приняв его с заведением в свое покровительство, рассудила «за столь новое, общеполезное и в том краю необыкновенное дело, наградить его званием академика.  Решено также одному из лучших его учеников послать серебряную медаль, и сына его принять в воспитанники Академии на казенное содержание» [2].

В своем очередном академическом отчете от 1 сентября 1811 года Лабзин А.Ф. словно продолжил свою речь, процитированную выше: «Источник радости неистощим, когда отверзается он в недрах самого Отечества. По сему я надеюсь, м.г., что вы с удовольствием примете еще новую благую весть об оказавшихся  некоторых плодах от рассадника художеств, самого юного, самого малого, в краю отдаленном. Я хочу сказать о небольшой школе в Арзамасе, заведенной частным человеком, приватно обучавшимся в Академии и заслужившим звание академика ее, г. Ступиным. Сие младое наслаждение, под покровительством Академии, при  ревностных трудах насадителя его спеющее, начало являть уже плоды». 

Далее «плоды» эти перечисляются: « Трое учеников Ступина поступили рисовальными учителями в народные училища в Нижнего Новгорода, Арзамаса и Балахны. Вновь в Академию представлены картины и рисунки учеников Арзамасской  школы. Число учащихся школы достигло 18-ти человек. Начато рисование с гипсовых фигур. В Академию принят выпускник школы Коринфский М.П. (1789-1828), будущий архитектор и педагог». В итоге по представлению г. конференц-секретаря  «г. академику Ступину в воздаяние за труды и рвение его к чести художеств решено послать серебряную медаль с дозволением ему вручить оную лучшему из своих учеников».

В отчетах последующих лет регулярно говорится о тех или иных достижениях Арзамасской школы, с упоминанием имени Ступина, а в отчете 1814 г. сообщается  об установлению контактов ИАХ с Казанским главным народным училищем.  В последнем академическом  отчете за 1815 г., включенном в сборник [2], говорится о процветании школы академика Ступина и присланных в Академию работах учеников. Сообщается также о том, что «в воздаяние за труды г. Ступина и к чести художеств и пользе того края, и для вящего поощрения учеников школы его, следует послать к нему вторую серебряную медаль с тем, чтобы он вручил оную достойнейшему из учеников своих, как по успехам, равно и по поведению». 

В самом начале второго сборника академических отчетов за 1817-1859 гг. приводится информация о том, что академик Ступин, заведший и содержащий более двадцати лет художественную школу Нижегородской губернии в городе Арзамасе за пользу, принесенную сим заведением юношеству, пожалован орден Св. Анны 3 класса.  А в самом последнем академическом отчете данного тома за 1855 год, в котором упоминается имя основателя Арзамасской школы, говорится: «Содержатель живописной школы в Арзамасе, академик Ступин, в награду полезной его деятельности по образованию и поддержанию своей школы, всемилостивейше  пожалован ордена Св. Анны 2-й степени» [3].

В итоге регулярного упоминания имени Ступина в ежегодных академических отчетах  за много лет он и опередил по числу таких упоминаний  почти всех академиков  ИАХ (педагогов, живописцев и граверов), исключая лишь пятерых из них, в том числе Александра Варнека, выполнившего самый первый портрет своего друга, приложенный к настоящей миниатюре. 

Другом Варнека назвал Ступина автор монографии В.С. Турчин, говоря о портрете последнего на стр. 19. Искусствовед отметил, что данный портрет, написанный, судя по датировке, в 1804 году,  перед самым отъездом Варнека в Италию, является, скорее всего, его подарком Ступину.  Однако с датировкой  дело обстоит не так просто.  Оба Александра  повстречались впервые весною 2000 года, когда арзамасец впервые   появился в Академии художеств.
Валентин Пикуль очень живо описал этот период жизни в своей миниатюре «Музы города Арзамаса» : « Весною 1800 года Ступин решил ехать в Петербург, тут заплакала Анисьсья , в голос завыла жена, рыдал и младенец в люльке. – Ой, да на кого покидаешь нас, родименький? – причитали женщины. – Али мы тебя не тешили, не голубили?...Ступин отъехал. «Цель моя была, – писал он, не столько заняться для себя, сколько для пользы учеников моих».

Прямо скажу: в храбрости ему не откажешь. Сначала его приютил дядя по жене, Степан Турин, а в Академии художеств арзамасца  приняли на правах «постороннего ученика». Ступин почти ревниво наблюдал за своими товарищами – Кипренским и Варнеком, обладавшими таким хватким талантом, о каком Ступин даже помышлять не смел. Очень хотелось ему попасть в классы ректора Ивана Акимова, но тот прежде спросил его: – Какими средствами владеешь, голубчик мой? <…>».

Думаю, что Ступину очень повезло, что он попал именно к Акимову.  Александр Бенуа так писал о нем : «По возвращении из чужих краев этот сын простого наборщика получил, благодаря своей образованности и умению жить, все возможные в то время для художника почести. Он был директором Шпалерной мануфактуры, давал уроки детям цесаревича, наконец, был избран в 1796 году в директоры Академии».  В целом ученики Академии его любили за доброту, и выбор Ступина оказался вполне удачным. 

Но вернемся к портрету Ступина 1804 г. С его датировкой и бытованием полной ясности у меня нет. Как отметила в своей монографии Целищева Л.Н., данный портрет в числе трех портретов А.Г. Варнека  выставлялся летом 1804 г. на академической выставке [5]. Но Ступин, запечатленный на данном портрете, получив еще  12 декабря 2002 г.  серебряную медаль, уехал  в Армавир.

В результате возникают  такие вопросы: «1) А как тогда в 2004 году мог быть написан его портрет»? «2) А как художник, написав портрет, мог подарить его Ступину в 1804 году, если тот уже давно находился в Армавире»? Версий по этому поводу у меня две-три, но окончательной нет.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
3.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1817 – 1859)/ сост., авт. вступ. И примеч. Н.С. Беляев; БАН, – СПб.: БАН, 2015. – 768 с.
4. Александр Бенуа. Русская школа живописи. Издание 1904 г.
5. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979.

15.03.2021