Пуштулим ч. 3 Прощай школа

Василий Рылов
                Начало http://proza.ru/2021/03/15/178 

В девятом классе я стал комсомольцем. Обычно в комсомол вступали в четырнадцать лет, в седьмом классе, но в Салме ко мне было много замечаний по поведению, да я и сам, если честно, не рвался особо, потому как, в комсомоле только числились, дел никаких реальных не было.  В школе Пуштулима комсомольская работа велась, не могу сказать, что все было замечательно, но все таки, например, была создана агитбригада и мы, комсомольцы, с номерами художественной самодеятельности, ездили по селам Пуштулимского совхоза и выступали с концертами перед местными жителями. Я читал стихи, говорили, что у меня это хорошо получалось.

В девятом классе нам преподавали "Основы машиностроения", мы изучали все сельскохозяйственные орудия труда, производимые в Советском Союзе - плуги, бороны, культиваторы, сеялки, жатки, комбайны и трактора. В школе был свой трактор ДТ - 54, на котором мы  учились работать. Учебных часов по этой дисциплине было очень много, занятия не интересные и мы, довольно часто, с них сбегали, потому, что не хотелось лишний раз месить грязь, добираясь до МТС и обратно.

На следующий год, из трех девятых классов, набралось учеников только на два десятых. Наш был 10-Б класс. Не знаю, по какой причине, но одноклассники нового класса выбрали меня комсоргом. Старался оправдать их доверие - установил связь с райкомом комсомола в Ельцовке и мы участвовали в комсомольской жизни района. Иногда ездили на машине, когда удавалось выбить у руководства совхоза, а чаще пешком, за пятнадцать километров, участвовали в фестивалях, спортивных соревнованиях по волейболу, шахматам, шашках. Организовали в своей школе секцию борьбы Самбо и тренировали ребятишек из младших классов. Устраивали школьные вечера с номерами художественной самодеятельности и конечно с танцами. Танцевал я совсем даже не плохо, особенно вальс, девчонкам нравилось.

Когда ты молод, все иначе...на небе солнце светит ярче. В общем, закрутилось, завертелось и я...задружил с девчонкой из нашего класса, тогда это так называлось. Поскольку на свидание друга не берут, я стал передвигаться по территории Пуштулима один, без Леньки Лыткина, поэтому столкновение с местными должно было состоятся, рано или поздно. Состоялось сегодня. Учился в школе в восьмом классе местный Сомов, ростом метр с шапкой и его использовали для провокаций. Он начинал обзывать будущую жертву, ему давали по морде, но вечером встречали толпой обидчика и избивали. Сомов на перемене начал меня провоцировать, специально коверкая мою фамилию. Я подошел и врезал ему пощечину, понимая, что вечером после школьного бала меня будут встречать местные. Отсиживаться и прятаться я не собирался и решил сегодня дать бой. Перед походом на школьный вечер, я нашел у Танковых кусок железа с отверстием, размером в половину ладони. Привязал веревочку, примерил на руке, пойдет, другого все равно ничего нет. Положил железку в карман полупальто и пошел на вечер.

Наш класс сегодня дежурил на вечере, следил за порядком в школе. Часов в девять пришли местные во главе с Федосеевым, по кличке Федос. Федос, работал в совхозе, ему было более двадцати лет, здоровенный детина, ростом выше меня на целую голову. Вели себя нагло - сидели в шапках, пытались закурить в школе. Совместными усилиями парней нашего класса пришлось их успокоить, чтобы вели себя более менее прилично. Вечер близился к концу, я сказал своей девчонке, что сегодня не пойду ее провожать, оделся и вышел из школы. Пройдя метров тридцать я увидел, что за мною бегут двое парней. Я узнал их, это были Федос и  Кисель (Киселев). Надев на руку железку, я приготовился их встретить, продолжая движение. Когда они уже почти догнали меня, я вскочил на плотный снежный бруствер дороги, развернулся и влепил подбежавшему Федосу по голове железкой через его шапку. Федос упал, я, потеряв равновесие, съехал с бруствера вниз и Кисель, тычком, ударил меня в лицо. Веревочка на железке порвалась и  она слетела с руки. Вставая на ноги я, очень удачно, ударил Киселю снизу вверх в лицо, он тоже упал. Оглянувшись, увидел, что от школы к нам бежит еще толпа парней. "Оружие" я свое потерял, кулаками от такой толпы не отобьешься, надо удирать, что я и сделал, оставив свою шапку на "поле боя."

На следующее утро губа немного припухла, а в школу пришлось идти без шапки. На вопрос тети Шуры соврал, что потерял ее в раздевалке. В школе, во время урока, кто-то постучал в дверь, учительница, а это была наш классный руководитель, Галина Афанасьевна, вышла в коридор и вернулась назад уже с шапкою в руке. Подошла к моей парте и протянув шапку сказала: "Вот, просили передать! " На перемене парни окружили меня, стали расспрашивать, но я ничего не стал рассказывать и пошел в коридор. В коридоре увидел Сомова и схватив за шиворот, затащил в темный угол, где хорошенько встряхнул его и пригрозил, что если он еще хоть раз попробует натравить на меня Федоса с компанией, я засуну его в очко в туалете. Туалет у школы был на улице, в сельском исполнении. Подействовала моя угроза или местные решили больше со мной не связываться, не знаю, но Сомов провокаций больше не устраивал, Федос не организовывал засады,  наступило негласное перемирие, продлившееся до окончания школы.

Быстро пролетела зима, а весна еще быстрее, наступила пора экзаменов. Экзаменов не боялся, зубрежкой не занимался, но готовился. Немного не повезло, играя в футбол на поляне, умудрился наступить ногой на ржавый гвоздь, торчащий из обрезка доски. Нога распухла, нарывала, сидел дома и не ходил на свидания и консультации. Сдали экзамены, очень порадовало меня то, что за сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, получил пятерку, из двух выпускных классов нас было только двое, впереди был выпускной, нога зажила, настроение прекрасное.  На выпускной из своей деревни приехал с мамой, бригадир расщедрился и дал лошадь. Утром собрались человек десять парней и на школьной машине съездили на реку Чумыш, наловили рыбы. Родители почистили и наварили к вечеру ухи. Столы поставили в коридоре, было и спиртное. После торжественной части и вручения аттестатов, началось застолье с танцами, а потом гуляние на Пуштулимском пруду, где встречали восход солнца и начало новой, неизведанной жизни, полной радости и огорчений, побед и поражений, но такой желанной. Прощай Пуштулим, прощай школа!