Русские импрессионисты. Пётр Нилус

Алина Алексеева-Маркезин
      Нилус Пётр Александрович (1869-1943) «Портрет А.П.Чехова»1902 г. Холст, масло. 29 x 37.5 см Государственный Литературный музей

 ПЁТР НИЛУС.(1869-1943)
В России конца XIX – начала XX вв., впитывая творческие идеи французских импрессионистов, художники создавали полотна, впоследствии получившие известность под общим названием – «Русский импрессионизм».
Большее развитие импрессионизм получил в творчестве таких художников, как:
Левитан, Исаак Ильич
Коровин, Константин Алексеевич
Архипов, Абрам Ефимович
Мещерин, Николай Васильевич
Серов, Валентин Александрович
Малявин, Филипп Андреевич
Рылов, Аркадий Александрович
Грабарь, Игорь Эммануилович
Жуковский, Станислав Юлианович
Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Юон Константин Федорович
Пастернак Леонид Осипович
    
     Периоды обращения к импрессионистским методам живописи имели место и в творчестве В. Борисова-Мусатова, Н. Богданова-Бельского, П. Нилуса. Хрестоматийные представления о классическом французском импрессионизме в картинах русских художников претерпели некоторые изменения, в результате которых направление приобрело ярко выраженную национальную специфику.

        Сегодня хотела вам представить творчество П. А.Нилуса.
Нилус Пётр Александрович (1869-1943)
– русский художник и литератор, член Товарищества передвижных выставок и организатор Товарищества Южнорусских художников, член Союза деятелей русского искусства во Франции.
В 1915 году в Одессе состоялась его персональная выставка. И. Е.
     Репин писал И. А. Бунину:
… Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!
   

     Петр Нилус родился в Подольской губернии, через 7 лет его семья переехала в Одессу. До 6 класса Петр обучался в реальном училище им. Св. Петра и Павла. В 1883 году по настоянию учителя рисования Г. Ладыженского будущий художник перевелся в Одесскую рисовальную школу. С успехом ее окончив, Нилус решает продолжить художественное образование и поступает в Академию Художеств Санкт-Петербурга в класс И. Репина. Разглядев талант и яркую индивидуальность Нилуса, прославленный мастер посоветовал не стеснять творчество рамками Академии и скорее начать выставочную деятельность.
      
     Последовав совету Репина, в 1890 г Петр вернулся в Одессу, где стал центральной фигурой местного сообщества художников. Вместе с единомышленниками он организовал Товарищество южнорусских художников, составил его Устав и активно выставлял здесь свои работы. Преимущественно, это были разнообразные жанровые сценки и реалистические пейзажи.
      
      Живя в провинции, художник не терял связей с творческий жизнью столицы – с 1891 года он показывал свои работы на выставках передвижников, а спустя 8 лет стал членом этого Товарищества.
В 1898 году состоялось значимое в жизни художника знакомство с И. Буниным, переросшее в крепкую долгую дружбу. Бунин посвятил другу одно из своих самых лиричных стихотворений «Одиночество», художник же в 1917 году написал «Портрет И.А Бунина».
      
     В начале XX века художник совершил ряд заграничных поездок и открыл для себя мир нового современного искусства. Впечатленный работами европейских мастеров, Нилус постепенно отходит от бытового жанра и создания картин на общественно-значимые остросоциальные темы. Все мысли художника с этого времени занимают пейзажи, написанные в живописной манере импрессионистов.

       В 1915 году в Одессе прошла персональная выставка Нилуса, сборы от которой он передал военным беженцам с западных районов страны.
    
     Победное шествие революции 1917 года художник встретил с воодушевлением, но вскоре изменил свое мнение. Своим творчеством он поддерживал сторонников монарха – создал серию антибольшевистских плакатов, посвященных Добровольческой армии А. Деникина. В итоге Нилус в 1920 году вынужден был покинуть Россию. С 1923 года художник проживал в Париже в одном доме с Буниным.
            
     В период эмиграции Нилус не прекращал творческой деятельности: организовал 11 европейских выставок, где были представлены преимущественно работы в символико-романтическом стиле.
В 30-х гг художник создавал городские и провинциальные пейзажи, натюрморты, психологические портреты. В большинстве своем это были серии работ, среди которых наиболее известной стала «белая серия».

       Умер в оккупированном Париже; похоронен на кладбище Банье.
Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, в Одесском художественном музее, Одесском литературном музее, в Государственном Литературном музее (Москва), в Областном художественном музее им И. Н. Крамского (Воронеж), в Днепропетровском Художественном Музее, в частных коллекциях.
      
      В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода — 73 произведения живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги — по решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, были переданы из Парижа в Воронеж для Художественного музея им. И. Н. Крамского и литературного музея (для будущего музея И. А. Бунина)