Импрессионисты. Николай Мещерин

Алина Алексеева-Маркезин
Николай Мещерин. Цветущая вишня. 1899. Собрание Е. В. Ляпуновой.

      Николай Васильевич Мещерин по праву считается одним из величайших русских импрессионистов. Большинство его работ были посвящены воспеванию красоты родной земли: степей, лугов и полей. На сегодняшний день сохранилось немногим более 40 работ художника.


    Некоторые из них осели в частных коллекциях, другие хранятся в Доме-музее Левитана в Плёсе, Музее изобразительных искусств в Казани, Киевском музее русского искусства и в нескольких не самых известных картинных галереях в разных городах страны. «Не избалован» Мещерин и персональными выставками: за последние сто лет их было всего две. А ведь имя этого художника входит в число тех русских живописцев, творчество которых и представляет русский импрессионизм.
   
     Николай Мещерин родился в 1864 году в Москве, в Замоскворечье, в патриархальной купеческой семье, регулярного художественного образования не получил, однако с детства полюбил рисование, заниматься которым продолжил в Московской Практической академии коммерческих наук, где этот предмет был обязательным.

 После ранней кончины отца шестнадцатилетний Николай вынужден был оставить учебу и со временем переехал в Дугино Подольского уезда, где его отец начал строительство усадебного дома с парком и оранжереей.

     Уютный, патриархальный дом, окруженный лесом и оврагами, живописные берега реки Пахры буквально влюбили в себя молодого Мещерина, который мечтал жить в своем райском уголке безвыездно.

       В усадьбе Дугино у Н. В. Мещерина бывали и подолгу жили многие художники: И. И. Левитан, А. С. Степанов, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков, И. Э. Грабарь. По словам И. Э. Грабаря, в Дугине у Мещерина перебывали «все московские художники», а сам Грабарь прожил в Дугине почти 13 лет.

     В. В. Переплётчиков писал: «Я знаю ещё одну местность, которую можно прировнять к Дугину по обилию живших в ней художников: это Саввинская слобода (окрестности г. Звенигорода)». В усадебном доме были даже оборудованы две мастерские: одна — для хозяина, другая — специально для гостей.

     Впервые работы Н. В. Мещерина были показаны на выставке Московского товарищества художников в 1899 году: «Осинки со снегом» и «Дубок». В этом же году им была написана картина «К весне», присланная на Передвижную выставку.

       Две его картины были приобретены в Третьяковскую галерею: «Избы» (1901) — в 1903 году и «На пашне» (1904) — в 1907 году. Одна из лучших работ — «Сирень» (1905) демонстрировалась на зимней выставке «Союза русских художников». Вскоре была написана картина «Осенняя лунная ночь» (1906—1907), пополнившая коллекцию В. О. Гиршмана.

      Скончался Н. В. Мещерин в своём имении, где последние 12 лет жил почти безвыездно. Похоронен был в близлежащем Крестовоздвиженском Лукинском монастыре. Поскольку его брак был бездетен, наследницей всего собрания картин стала его жена — Лидия Ивановна Горячева-Мещерина.

      На XV выставке Союза русских художников, в конце 1917 года, были показаны его 30 картин; многие были проданы так, что ныне известно местонахождение только 13 из них.

ВОСПОМИНАНИЯ О МЕЩЕРИНЕ.

     И. Э. Грабарь отметил: «Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина». Он «был ими захвачен…». Этот факт указывает на размер «мещеринского дарования, незаслуженно оставшегося в тени…».

    По мнению Грабаря, Левитан также был обязан Мещерину появлением такого пейзажного мотива как деревенские сараи: «Однажды он смотрел последние работы Мещерина… и сказал:
— Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует. Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой»

   Дочь И. Э. Грабаря, Ольга, вспоминала причуды Мещерина в вопросах питания: он искренно верил, что употребляя «мечниковскую», как её в то время называли, простоквашу, можно существенно продлить жизнь. К подобным панацеям он относил и редьку с квасом