Шоно

Ольга Пинаева
                Шоно               
                рассказ
                (в переводе с бурятского волк)         
               
                автор Пинаева О.А.
            Как только золотистые лучи солнца ласково коснулись спящей земли и заиграли на каплях серебряной росы, Еремей затушил костёр и пошёл по следу, оставленному волком на мокрой траве. Этой ночью зверь зарезал нескольких овец и покалечил   коров. Хищник обошёл капканы, ловушки с самострелами, приманки с ядом. Охотник сразу понял, что его противник опытный, матёрый кочевник-одиночка.
Еремей долго жил среди бурят, охраняя их стада, прекрасно ориентируясь в лесостепи. Он до тонкостей знал своё дело, имитировал вой зверя так, что даже опытные звероловы поражались, а волки всегда принимали его за своего. Окружающие стали называть промышленника Шоно, что значит волк.
Не успел волчатник дойти до леса, как услышал гневный крик Арабжая:
-  Я доверил тебе свои стада, а ты отдаёшь их на растерзание хищникам!
Пришлось промысловику вернуться к юртам:
- Волк пришлый, осторожный, потребуется несколько дней для его уничтожения, пока дайте людей, чтобы костры ночью жечь.   
Арабжай владел многочисленными стадами домашних животных. В начале 20 века в бурятской семье среднего достатка было обычно 50 - 100 лошадей, в богатой – 100 - 200, самые зажиточные владели табунами в 500 голов.  Количество крупного рогатого скота достигало 100, овец же насчитывалось около 200 - 300.  Хозяин, имевший 10  коров и 3 лошади, считался бедняком, и был даже освобожден от уплаты налога.               
            Вскоре Галжан, дочь хозяина, привела работников для охраны стада. Юная бурятка выделялась среди сверстниц необычайной красотой и рассудительностью, она взяла на себя все хлопоты по хозяйству вместо умершей матери, руководила работниками, следила за покосами, закупками товаров и продуктов. Снохе Арабжай не доверял, на дочь же нарадоваться не мог. Долго он отказывал всем женихам, не желая расставаться с таким сокровищем, пока не посватался богатый старый монгол, предложивший огромный калым за невесту.  На осень назначили свадьбу. Галжан долго умоляла отца не отдавать её замуж, рыдая от горя, но отец был непреклонен, от богатства, шедшего ему в руки, он отказаться не мог, и старался не замечать слёз и просьб дочери, считая их глупыми детскими капризами. Мысли Арабжая витали вокруг сокровищ, получаемых за невесту. «Как можно отказываться от такого состояния?! - размышлял он сам с собой, - разве можно нищему быть счастливым?»  И он с удовольствием перебирал снова и снова подарки монгола к свадьбе, любуясь игрой самоцветов и блеском золота.
       Шоно знал Галжан с детства, он научил её стрелять из ружья, охотиться на лисиц, волков, изюбря, соболя. Во время ночёвок у костра, карауля табуны лошадей, объяснял значения русских слов, заставляя девочку правильно произносить звуки. Увидев заплаканные глаза своей воспитанницы, охотник усадил её у костра:
- Ты мне как дочь, рассказывай, что случилось.
Девушка пожаловалась, что её хотят выдать замуж насильно, а она любит бедного чабана, Амара, который к ней сватался, но отец даже слушать его не захотел, так как у пастуха нет калыма. Юноша предлагает ей сбежать из дома и заключить брак тайно.
Шоно задумчиво покачал головой:
- Вас найдут и тебя вернут домой силой!  Но если вы успеете покреститься и обвенчаться в церкви до того, как обнаружат побег, то за вас заступится священник, а на стороне православной церкви стоит закон. Первое время вам придётся жить в миссии, там вас никто не тронет, стражников побоятся, а жильё и пашни Селенгинский монастырь предоставит за небольшие деньги, поможет скотом и зерном.
- У меня много драгоценностей, продам их, - и Галжан вскинула голову, украшенную серебряными кольцами и золотыми монетами, связками сверкающих бусин, закреплённых к основанию височных кос и спускавшихся рядами почти до пояса. Завтра погоню табун к русской деревне и поговорю со священником. Шоно, расскажи, что значит стать крещеным.
- Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. Сын Божий стал Человеком, чтобы преподать людям учение веры, избавить их от власти греха и дьявола, победить смерть, сокрушив ад, открыть путь в Царство Божие. Верующий, при троекратном погружении тела в воду, с помощью Бога Отца, Сына и Святого Духа умирает для жизни греховной и возрождается в жизнь духовную, чтобы воплощать слова Господа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Во время таинства крещаемый отрекается от сатаны, и всех дел его, и всех демонов его, и всего служения его, и всея гордыни его и омывается от всех грехов, совершённых ранее.
В духовном мире действует закон – грех удаляет человека от Бога и делает пленником дьявола. Ты должна перестать общаться с шаманом, слугой сатаны.
- Какой же он слуга?!  Шаман – наш целитель, помощник в делах, а обращается только к духам огня, леса, реки, – удивилась Галжан.
- Духи - это население воздушного царства демонов.  Шаман, являясь посредником между миром бесов и людей, втягивает последних в контакт с безжалостной и злой силой, ценой этого общения становятся психические расстройства, злодеяния, самоубийства и вечная погибель самого дорогого, что имеет человек: собственной бессмертной души. Сам Господь сказал: «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, обаятель, вызывающий духов, волшебники и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Богом всякий, делающий это». Некоторые шаманы, формально приняв крещение, стали называть себя экстрасенсами, но находясь во власти одержавших их демонов, продолжая камлать, включают в свои действа христианские молитвы, призывают имя Божье и святых. А это уже наихудшая разновидность колдовства, наиболее кощунственная и греховная по тяжести. Целые народы могут находиться под властью духов тьмы.
                Так проговорили они всю ночь, вокруг животных пылали костры, люди караулили с ружьями до рассвета, но зверь не появился. Зато соседские пастухи принесли известие, что на них напал лесной разбойник, порезал коз и овец и ушёл невредимым. Шоно решил не дожидаться новых нападений кочевого хищника, а попытаться выманить его подвоем и поспешил к лесу. В раннем утреннем свете уже можно увидеть волка и прицельно стрелять. Спрятавшись в кустах на возвышенности, Еремей сложил ладони рупором и, склонившись к земле, сымитировал вой волчицы.  Вскоре недалеко раздался громкий крик сороки, которая, увидев в лесу крупное животное или человека, стремится сообщить об этом другим.  Прошло несколько тягостных минут и раздался ответный вой. Приглядевшись, промышленник заметил неторопливо идущего огромного волка с  опущенной  головой. Он изучал запахи. Но вот неприятная неожиданность! Следом за вожаком из травы показались спины еще двух или трех сообщников, видимо, он уже обзавелся стаей, которая была почти незаметна в высокой траве. До матёрого было метров 20, зверолов вскинул ружье и произвел выстрел. Взвыв от боли и свирепо зарычав, зверь понесся на обидчика. Шоно вскинул ружьё и выстрелил почти не целясь. Разъярённый самец с оскаленной пастью, страшно хрипя, упал в прыжке прямо на человека, сбив того с ног, но, к счастью, не причинил вреда, так как охотник успел выхватить нож и ударить им в шею раненого противника.  Переярки же скрылись в лесу, как только прозвучал выстрел.
             В это время Галжан и Амар не мешкая погнали табуны к Кударе, где была православная церковь. Иерей Владимир, выслушав молодых, не стал рисковать и, объяснив, что крещаемые и венчаемые, дав клятву Господу жить по Заповедям, должны будут исполнять обеты, данные Богу, иначе их ждут психические и физические страдания, сразу же совершил таинства. По совету священника новобрачные решили не покидать охраняемую территорию и поселились в миссии, поручив крестьянину за вознаграждение перегнать табуны Арабжаю и сообщить о свадьбе дочери.
              Узнав о коварном предательстве своей любимицы, бурят впал в неистовую ярость. Схватив из костра горящую головню, он стал наносить ею удары работникам, пока не выбился из сил. Терять золото он был не намерен и приказал вернуть беглянку во что бы то ни стало, велев своим батракам окружить село и ждать появления дочери. Но всё было напрасно, молодые не покидали миссию.
Совсем обезумев от ярости, Арабжай ревел, как раненый зверь, наводя ужас на окружающих. Он бегал по степи, кляня и ругая себя за недосмотр, выл, тряся кулаками невидимым обидчикам, яд сребролюбия мучил и терзал его бедную душу. Преподобный Иоанн Златоуст писал: «Сребролюбие делает людей безумными и безрассудными, бесстыдными псами, вернее же сказать, злее и самих псов, и из псов делает демонами.»
Люди, видевшие его таким, принимали за сумасшедшего и с опаской обходили стороной, приговаривая: «Настоящий шоно!»
               Арабжай отрекся от дочери и лишил её наследства. Как ни пыталась Галжан, получившая при крещении имя Галина, помириться с ним, у неё ничего не выходило. Желание богатства способно изгнать из самого верного сердца любовь и открыть дверь ненависти. Ум его одурманился жаждой сокровищ, и только в них он видел смысл жизни. Огненным вихрем выжигал гнев душу его, забирая остатки разума, превращая в зверя.
             Прошло несколько лет. Еремей переселился в Кудару, чтобы быть поближе к своей приемной дочери и нянчить внучат.
А в Бурятию пришла новая власть, объявившая всех крупных владельцев земли и скота классовыми врагами, подлежащими отправке в ссылку или в лагеря с полной конфискацией имущества.