Братская любовь

Тамара Ненчина
            Так давно хотела написать свои воспоминания. Хотя за давностью лет уже многое сгладилось, забылось и ещё забудется, если я не решусь это сделать.
            Думаю: мои воспоминания смогут кому-то пригодиться, а с меня спадёт тот груз, который я ношу много лет...
            После гибели нашего папы и единственного кормильца в семье при исполнении служебных обязанностей в 1955году, наша мамочка в свои 29 осталась вдовой с тремя детками без работы, без образования, (до войны успела закончить с отличием только 7 классов!) и без крыши над головой...
            Мне, самой маленькой, ещё трёх лет не было, Вале - восемь, Коле - почти одиннадцать. Брат, из нас троих, был самым счастливым, потому что дольше всех жил в полноценной семье. Целых одиннадцать лет. Мне повезло меньше всех. Я почти не помнила папочку...
             Сложнее всего было нашей маме. Она металась между нами и необходимостью зарабатывать, чтобы одеть и накормить своих несмышлёнышей, хорошо бабушка Дарья, оставив родные места, приехала, чтобы помочь. Пенсию по утере кормильца назначили мизерную, 22 рубля. Зарплаты в то время даже у офицеров милиции были небольшие. 1955 год. Страна ещё не встала из руин.
             Брат Колюня рос очень активным и шкодным подростком. Они с мальчишками устраивали вылазки и налёты на колхозные сады и поля, за что маму частенько вызывали для разборок. Кроме того и соседским огородам доставалось, значит, соседи были недовольны, особенно помню вредного соседского деда, который кричал через забор: "Отец - милиционер, а сын вором растёт". Этого мама боялась больше всего. Помню её слёзы бессилия... Мы всегда плакали все вместе и даже Коля подключался. Дед был настолько вредным, что если наша курица случайно забредала к ним во двор, он сворачивал ей шею и бросал на нашу территорию. Кроме того, в селе от налётов мальчишек страдали голубятники и чужие голуби частенько оказывались у нас и у его друзей дома. Папины друзья посоветовали маме после 6-го класса отдать брата в суворовское училище, там и полное государственное обеспечение и строжайшая дисциплина. Не забалует!
              Но на заседании комиссии при поступлении, когда попросили рассказать о папе, Коля так разрыдался, что его долго не могли успокоить. Рана после гибели папы, свалившегося сиротства, настолько была свежей, прошло-то всего несколько месяцев,  настолько саднила, что мальчишка просто не выдержал... Они долго ещё с мамой плакали вместе, безутешные. Так и вернулись ни с чем после неудачного собеседования.
              Папины друзья, чувствуя ответственность за судьбу сына погибшего коллеги, всё разузнали и с 1 сентября 1957 года Колюня уже учился в Одесском интернате для полу-сирот с частичной оплатой за пребывание, т.е. половину нашей пенсии мама перечисляла интернату. В интернате была хорошо поставлена спортивная работа и брат сразу стал заниматься самбо. Именно это ему очень помогло в дальнейшей жизни.
              В интернате он проучился два года. Стал кандидатом в мастера спорта по самбо, которым очень увлёкся в интернате и всё свободное время посвящал тренировкам. Мы иногда ездили в Одессу его навещать, продавали на Привозе выращенные овощи и фрукты, мама кормила нас вкусняшками на вырученные деньги, т.е устраивала нам маленькие праздники, да и Коля каждые выходные приезжал домой, а также проводил с нами все свои каникулы. Приезд брата всегда был праздником для нас, мама к его приезду готовила что-то вкусненькое, особенно пельмени, которые очень любил Колюня. Два года быстро пролетели и по совету тренера Николай поступил в профтехучилище для приобретения рабочей специальности столяра, где была сильная спортивная база, т.к видел желание и большие успехи своего ученика в освоении самбо и верил в его спортивное будущее. К сожалению в моей памяти, за давностью лет, стёрлись имена и  фамилии тех людей..., а жаль.
               Дважды в год братец приезжал из училища на каникулы и его приезд всегда был большим сюрпризом для нас, т.к. он никогда не сообщал о дате приезда. Учиться в училище было 4 года, как раз до призыва в армию.
               Однажды к нам, почти одновременно с Коленькой, на летние каникулы приехал наш двоюродный брат Володя из Дагестана, г.Кизляр, где жила семья маминой средней сестры Екатерины. Они одно время жили с нами по соседству, на Украине, но потом, почему-то, решили уехать на родину. У меня ярко в памяти засел один случай.
               Стоял жаркий август. Мальчишки копали картошку, а мы, младшие сестрёнки, выбирали. В селе дети рано начинали работать. Мне очень не нравилось это "выбирание", рукам было так неприятно, они противно шуршали от засохшей грязи и пыли, но ...
               Мы шутили, смеялись, баловались, кидались мелкими картохами, за большие от мамы досталось бы на орехи. Было это в 1960 году, я готовилась к школе.
Тут наша соседка, т.Маня, немка, начала придираться к своей свекрови, покрикивая на старенькую. Мы рассказали Володе, что она издевается над русской бабушкой, та живёт у них в чулане без окна, в котором вмещается только кровать-односпалка и табурет. Мы иногда тихонечко, носили бабушке еду, т.к. её очень жалели все. Сын у неё был бесхребетный и, как говорили в селе, у жены-немки под пятой. Братья с гневом обсуждали это известие и притом, на их глазах происходило издевательство над бедной бабулей.
Володя изрёк: "Если бы моя жена так издевалась над моей мамой, то я бы её сразу выгнал!"
- "Я тоже!" сказал Николай. Они ещё долго возмущались увиденным и услышанным и поклялись друг другу никогда не о допускать, чтобы мамы, давшие им жизнь, вырастившие, недосыпавшие и недоедавшие терпели подобное от будущих невесток.
Я эти слова запомнила на всю жизнь и до сих постоянно вспоминаю.
               Коля, приезжая домой, всегда привозил нам, сестрёнкам, и мамочке небольшие скромные подарки. Не знаю, кто ему внушил, что так надо. Но так было всегда, вплоть до его женитьбы. Когда я пошла в первый класс, время стало лететь быстрее от четверти к четверти, от одного приезда брата до следующего. Однажды, это меня мучает всю жизнь,  я поступила очень плохо, заложила Колю перед мамой, когда увидела, что он курит и где прячет сигареты. Мне так не хотелось, чтобы у брата в 16 лет появились вредные привычки, которые будут ему подрывать здоровье в старости. В тот момент я думала, что поступаю правильно... Мама сильно расстроилась и брату здорово досталось. Я как могла извинялась, разорвала найденную пачку сигарет, но ничего не помогло, даже ухудшило ситуацию. Как впоследствии признался брат, он начал курить с 14 лет, в училище. Там курили все ребята. Этот случай мне до сих пор не даёт покоя.
                В армию Коля пошёл немного раньше срока. Мы очень удивились, получив от него письмо уже из армии, хотя после окончания училища он должен был заехать домой, т.к. мы хотели проводить его в армию, как принято у нас, всем селом.
                Потом брат всё прояснил... Оказывается, защищая незнакомую девушку, ребята из секции "САМБО" вступили в драку с обидчиками и Коля сломал руку одному из пацанов, применив приём самбо, что категорически было запрещено. Они даже подписку давали о неприменении. Чтобы не "затаскали" по милициям и судам сына офицера милиции, тренеры решили ему организовать службу на пару месяцев раньше. Конечно, это было лучше судимости...
Несколько раз за время службы Коля приезжал домой на побывку. А служил он в десантных войсках, т.к. был сильным, обученным, выносливым и на службу пошёл уже мастером спорта. Такие люди, как он, были находкой для армии.
                Всегда из армии братик привозил шоколад кусковой, это входило в их рацион и так меня с детства пристрастил к нему, что до сих пор не могу избавиться от шоколадной зависимости. Даже мама называла меня "шоколадным наркоманом", настолько я любила и до сих пор обожаю шоколад. Брат активно участвовал в спортивных соревнованиях, отстаивая честь своей части. Однажды, как снег на голову, свалился..., как обычно, без предупреждения. Были  соревнования по самбо в Одессе, а у него вес на пару кг превысил весовую категорию, в которой он должен был выступать. И его из части отправили домой на недельку вес сбрасывать. Всё происходило на моих глазах. Строжайшие ограничения в еде. Ел солёную рыбу и не пил жидкости...  Я диву давалась: какая сила воли! Я бы так не смогла. Прыгал в фуфайке через канат, который мы с младшей сестрой Леночкой крутили. До соревнований лишний вес был сброшен. Цель была достигнута. Я всегда гордилась своим братом, он после гибели папы заменил нам, мне и старшей сестре Валентине, отца. Так было принято в нашем, казачьем, роду.
                А вскоре и первая любовь к нему пришла-нагрянула. По соседству жила мамина лучшая подруга. Её дочку Верочку, нашу с Валей подружку, полюбил наш Николай. Она верно ждала его из армии и два года, до ссоры,  из военного училища, в которое после армии он поступил. Их все считали женихом и невестой. Такая была любовь! Он посвящал ей стихи, писал счастливые письма..., а мы уже её считали почти сестрой.
                Однажды во двор зашёл, хромая, молодой мужчина. От брата почти 2 месяца не было писем. Мы очень волновались. Успокаивая себя списывали всё на предстоящий дембель, готовится домой, некогда писать. Коля наш - не особый любитель писать письма, просто делал это только потому, что тогда не было возможности общаться иначе и чтобы маму не волновать. Видно было, что каждый шаг даётся молодому человеку с большим трудом. Вид у него был болезненный, измождённый, я еле узнала своего братика и кинулась навстречу. Да, это был Николай. Оказалось, а служил брат в десантных войсках, после неудачного прыжка с парашютом на боевых учениях, он завис на дереве, запутавшись стропами... А ноги доставали до болота. Его искали около 12 часов. После этого он провёл 2 месяца в госпитале. Грозила инвалидность, но только благодаря силе воли и желанию полноценно жить, а также отменному здоровью, он выкарабкался и приехал домой на побывку. Начальник части сказал: "Ты пришёл в армию здоровым, таким мы тебя должны вернуть матери!" И предложил ему остаться сверхсрочно на годик, для реабилитации в родной части в должности старшины. Через год, полностью подлечившись, Коля поступает в ПВСТУ, военное училище в г.Пушкин, Ленинградской обл. За его плечами уже была ВПШ или высшая партийная школа, которая в то время многое давала для карьеры.

Продолжение следует. №2.



               

...