В Триодиннадцатом царстве

Юрий Боганов
пьеса победитель 27-го международного конкурса "Время драмы. Зима 2020" в номинации "Пьеса для детей"



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
КАРЛ V – принц Ундерляндии
КОЛДУН ВОЛОСИЙ – обыкновенный волшебник
ИВАН – кузнец
МАРФА – его невеста
ЕРЕМЕЙ - селянин
СЕРАФИМА – его жена
ГЕНЕРАЛ – Министр обороны Его царского Величества
ЦАРЬ – просто Царь
ЦАРЕВНА ЛАТУТА – его дочь, невеста Карла V


ПРОЛОГ

Лес. Обычный смешанный лес, какой можно встретить где угодно. Не дремучий, вполне себе проходимый. Птички поют, бабочки летают, ягодки – грибочки под каждым кустиком произрастают. Умиротворение под каждым деревцем, в каждой травинке, в каждом листочке. И вдруг всю эту безмятежность нарушает крик человека. Крик отчаявшегося человека. Сейчас он появится… Сейчас… Еще раз крикнет и появится. Это принц Ундерляндии – Карл Пятый.

ПРИНЦ – Э-эй! Кто-нибудь!.. (прислушивается) Так не бывать!.. Э-э-эй!..  Три часа идти по этот проклятый лес, а он все не кончаться и не кончаться! Я хочу пить! Я хочу есть! Я хочу видеть люди. (кричит) В этом царстве есть люди? Или в этом царстве нет люди?

Из-за деревьев словно ниоткуда появляется старичок с посохом. Седые волосы, нечёсаная седая борода и взгляд с хитрым прищуром. С первого взгляда можно подумать, что это грибник, но не надо торопиться.

КОЛДУН – Что ж ты, милок, заходишься так?
ПРИНЦ – Человек! (бросается обниматься)
КОЛДУН – (отстраняя его посохом) Ну-ну, будет-то! Кричишь, будто режут. Птиц, вон из гнёзд поднял, зверушку напугал малую. А лес тишину любит. Понимать должен.
ПРИНЦ – Я уже ничего не понимать! Этот лес… он сводит меня с ума!!! Я три часа ходить по этот лес! И нет люди. Нет вода. Я хотеть пить. Я хотеть есть.
КОЛДУН – Родник прошел – чего ж не напился?
ПРИНЦ – Что есть родник?
КОЛДУН – Воду видел вон за теми соснами?
ПРИНЦ – Я! Я! Вода был. Но она течет по земля! Её нельзя пить!
КОЛДУН – Ишь ты, нате! Все пьют, а ему нельзя! Из заморских что ли?
ПРИНЦ – Я – да! Я принц Ундерляндии Карл V!
КОЛДУН – Ишь, ты! А тут чего?

Колдун снимает с пояса флягу и подает ее Принцу. Тот жадно пьёт.

ПРИНЦ – Я ехать на помолвка к царевна Латута. По дороге на меня напасть разбойники. Они отнять мой карета, мои лошади, они забирать все подарки для царевна. Они отнять вся одежда и еда. Они поступить ошень непорядочно! Их надо казнить!

Колдун достает из котомки скромную еду, на которую набрасывается принц.

КОЛДУН – Ишь, хватил! Чтоб казнить – поймать нужно. А как же ты их поймаешь, коли они по лесам прячутся?
ПРИНЦ – Но они так и будут грабить и воровать!
КОЛДУН – Конечно, будут. А как же? Промысел у них такой. Спасибо скажи, что в живых оставили.
ПРИНЦ – Это дико! Это ужасно! Это неправильно! Когда я жениться на царевна Латута, я издавать Указ! Я вырубать этот лес, я ловить этот грабитель и казнить, казнить, казнить.
КОЛДУН – Быстрый малый! Еще медведя не убил, а уже шкуру делишь?
ПРИНЦ – Я не собираться убивать медведь, я собираться казнить разбойник!
КОЛДУН –  Разбойник – разбойником, а лес не при чем? Тут ведь кроме разбойников жителей – тыщи.
ПРИНЦ – Ты надо мной смеяться? Я три часа ходить по этот лес и никого не видеть!
КОЛДУН – Потому что не смотрел. Зверей и птиц тут столько, что в жизнь не сосчитать. А муравьишки, а жучки разные? И для всех для них – лес – дом родной. А ты собрался его под топор? Кто ж тебе позволит?
ПРИНЦ – А кто мне помешать?
КОЛДУН – Да хотя бы я, к примеру.
ПРИНЦ – Ты есть.. как это?.. Егерь?
КОЛДУН – Навроде того. Лес – он ведь и кормит, и поит, и лечит порой. Люди сюда и по грибы, и по ягоды ходят. А кто и просто так – тоску развеять. К деревцу прижмешься, кручину ему свою расскажешь – оно тебе посочувствует, да и прогонит ту кручину прочь.
ПРИНЦ – Ваши люди разговаривать с деревом? Старик, ты есть один немного «ку-ку» или у вас здесь все такие?
КОЛДУН – Все! Как один. Даже не сумлевайся! Что ты! Бывало, столько народу в лес набьется, что на всех и деревьев не хватает. Так не поверишь – очереди выстраиваются. А кручин у каждого… прорва целая. Так днями и стоят – своего дерева дожидаются.
ПРИНЦ – С ума можно сойти!
КОЛДУН – Это успеешь. Ты у нас никак впервой?
ПРИНЦ – Да.
КОЛДУН – Ну, оно и видно. Ну, ничего! Пообвыкнешься. Еще не такие чудеса увидишь.
ПРИНЦ – Я не хотеть чудеса! Я хотеть жениться и править полцарство!
КОЛДУН – Неважный из тебя царь получится, если ты сразу начнешь лес рубить, да порядки свои наводить. Тут ко всему с душой надо. А коли души нет – так и не садись на трон.
ПРИНЦ – Кто ты, чтобы давать мне советы? Я учиться в лучших академия мира! Я владеть шесть языков. Я могу один управлять каравелла!
КОЛДУН – А в лесу, вон, от жажды и голода помираешь. Не всему, видать, твои академии учат, да?
ПРИНЦ – Ты мне надоел, старик! Покажи мне дорогу ко дворцу и проваливать свой сторона.
КОЛДУН – По всему видать – заморский. Наш бы человек спасибо сказал за хлеб-соль и в пояс старому человеку поклонился. Этому в академиях тоже не учат?
ПРИНЦ – Я кланяться мужику? Ты ничего не путать? Я – принц! Я – Карл V
КОЛДУН – Ну, что ж, Карл, тогда, видимо, мне перед тобой поклоны бить. Да мы не гордые, можем и поклониться. Благодарствуйте, что хлебом – солью моим не побрезговали, не побрезгуйте и подарком скромным.
ПРИНЦ – Что еще за подарок?
КОЛДУН – А ты протяни руку свою королевскую, да прими с благодарностью перстенёк вот этот.

Принц протягивает руку, Колдун достает перстень и надевает его на палец Принцу. Принц рассматривает подарок. Колдун берет свой посох и читает заклинание.

КОЛДУН –               Силу перстня выпускаю -
                Принца в зверя превращаю.
                Поживи в обличье диком,
                Подчинись лесным владыкам!
                А когда царёва дочь
                Снимет перстень с пальца прочь
                Пропадет заклятье это
                Снова станешь человеком.
 
Принц превращается в Чудище.

КОЛДУН – Ну, вот, поживи-ка тут денька три-четыре. Пообсмотрись, с жителями лесными познакомься, а потом уж думай: рубить лес, или не рубить. А заодно подумай, как со стариками разговаривать. Брысь отседа!

Чудище оглядываясь, убегает.

КОЛДУН – Что ж такое?.. Только-только с горшка слез, а поди ж ты… принц!

КАРТИНА 1

Деревенский плетень. С горшками, лаптями, колесом от телеги, подсолнухом… Все как положено. Действовать – не действуют, но колорит создают. За плетнем дом. Тоже деревенский. Между плетнем и домом кузня. Время от времени вверх взмывает рука с молотом. Слышны удары по наковальне. Один сильный, два послабже. Перед плетнем, появляется запыхавшийся Генерал. Подбежал к плетню, ртом воздух глотает, сказать ничего не может. Токмо рукой машет.

ГЕНЕРАЛ - (руками показывая, что хочет пить) Ваня! Скорей! Пить!
ИВАН – Здорово, Генерал! Ух, ты, угорел, никак? На-ка, вот, кваску.
ГЕНЕРАЛ жадно пьет, прерываясь, чтобы перевести дух.
ГЕНЕРАЛ – Ой, Ваня, спасибо тебе! Ты меня, можно сказать, от смерти спас. Еще бы чудок –и все: нет Генерала… Хорош квасок! Я еще глотну?
ИВАН – Пей на здоровье! А ты куда это летишь так сломя голову?
ГЕНЕРАЛ – Прилетел уже. Чего мастеришь, Вань? Срочное что?
ИВАН – Да, нет, безделицу чудную мастрячу.
ГЕНЕРАЛ – Безделицу, говоришь? Так, может, подождёт безделица-то? Новость у меня для тебя.
ИВАН – Две минуты есть?
ГЕНЕРАЛ – Давай так: ты делай, пока я в свою голову твой квас допивать буду.

Перед плетнем появляется селянин. Оглядываясь, подбегает к кузнецу.

СЕЛЯНИН – (громким шепотом) Вань! А, Вань!
ИВАН – Чего, Ерёма?
ЕРЁМА – Ты это… Занят, что ли?
ИВАН – Ну, говори, чего?
ЕРЁМА – Выручай, Ваня, опять беда пришла, минутки последние на земле доживаю.
ИВАН – Серафима?
ЕРЁМА – В яблочко…

Из-за кулисы голос

ГОЛОС – Изверг ты окаянный! Я ж тебя всё одно – найду!
ЕРЁМА – Вона – беда! По пятам бежит, догоняет, слышь?
ИВАН – Ну, так прыгай за плетень!
ЕРЁМА – Да? А-а-а, ну, да! Ага…

ЕРЁМА прыгает за плетень, прячется, Иван продолжает работу. К плетню подбегает Серафима со скалкой в руках. Настроена она явно недружелюбно.

СЕРАФИМА – Ну, наказание, а не мужик… (смотрит по сторонам) Утёк! Но ничего, не век же тебе бегать, всё одно – домой вернешься.
ИВАН – Тю, Серафима. Чего кричишь?
СЕРАФИМА – Ерёма не пробегал?
ИВАН – Может, и пробегал, я не видел.
СЕРАФИМА – (Генералу) А ты?
ГЕНЕРАЛ – А чего, я? Я тут вот… квас пью… И… тоже не видел ничего…
СЕРАФИМА – Вот-вот, никто не видел. Все заняты, у всех дела – заботы. Только у него одного никаких дел. Скотина не кормлена, не поена, дрова на зиму не заготовлены. … Хочь работника нанимай.  Ай, да чего я… (машет рукой, берет у Генерала кувшин с квасом, делает несколько глотков, отдает обратно) Достану – покалечу!!! А ну, выдь, вражина окаянная. (размахивая скалкой, убегает. Ерёма высовывается из-за плетня)
ГЕНЕРАЛ – Огонь!
ИВАН – Это Серафима.
ГЕНЕРАЛ – Я и говорю – огонь!
ЕРЁМА – Ну, вот и все, Ваня. Смертушка моя пришла. Не пожил Ерёма на белом свете в своё удовольствие. Не повидал света белого…
ИВАН – Чего причитаешь?
ЕРЁМА – Али не слыхал? Достану, говорит – покалечу. А она, брат слово держит. Слово у неё, брат, не воробей: вылетит… Да у неё, и воробей- то не вылетит.
ИВАН – Чудак ты человек, Ерёма. Пока она тебя по деревне ищет, беги, да управляйся по хозяйству! Воротится Сима домой – а там все чинно да ладно – с чего ж ей тогда крик поднимать?
ГЕНЕРАЛ – Дело Ванька говорит, прислушайся.
ЕРЁМА – (Ивану) Это кто?
ИВАН – Генерал.
ЕРЁМА – Ишь, ты! Настоящий?
ИВАН – Настоящий.
ЕРЁМА - Ерёма. (жмёт руку Генералу) А ну, как она раньше воротится, чем я управлюсь?
ГЕНЕРАЛ – Коли одна нога здесь, а другая - тут, никогда не управишься.
ЕРЁМА – А, ну да… Ага… Так я побёг, значит. (убегает, но тут же возвращается)… Вань!
ИВАН – Ну?
ЕРЁМА – Вдруг чего, так ты её, значит, подзадержи, что ли.
ИВАН – Ну, сколько смогу.
ЕРЁМА – Ну да… Побёг я.

Убегает, но тут же возвращается.

ЕРЁМА – Ваньк, слыхал, Чудище лесное у нас объявилось. Бабка Наташка видела. На том краю села коза доеная пропала, ага…
ИВАН – Ишь, ты, не слыхал.
ЕРЁМА – Вот, у Игната гуси исчезли, а у Митрохи жинка сгинула… Так он на радостях…
ИВАН – Сейчас Серафима вернется…
ЕРЁМА – Побёг…
ИВАН – Давай, давай! (продолжает работать, Генералу) Отдышался, что ли?
ГЕНЕРАЛ – Чего? А, да, отдышался. Долго тебе еще?
ИВАН – Две загогулины осталось, да три пимпочки примастырить. Да что за новость-то?
ГЕНЕРАЛ – Щас… не допил еще.

Иван продолжает работу. Подле плетня появляется девица Марфа. С любопытством смотрит за плетень какое-то время.

МАРФА – Ловко у тебя получается, Ваня!
ИВАН – Марфуша! Утро доброе! А я и не заметил, как ты подошла…
ГЕНЕРАЛ – Так, Ваня, не отвлекайся. (Марфуше) Вы, мамзель, по делу или как?
МАРФА – Тятька меня послал. Цепку справить просил. Черныш ночью, видать за лисой погнался, так вот цепку-то и порвал. Справишь?
ИВАН – Так, Генерал, ты сейчас вот не вмешивайся… (Марфе) Чего ж не справить? Давай (берет цепь, разглядывает) Ох, и силищи у вашего Черныша! Надо же так цепку разогнуть.
МАРФА – А это тебе. (дает лукошко с пирогом)
ГЕНЕРАЛ – (берет лукошко) Я ему обязательно потом передам, не волнуйтесь, всё будет в целости и сохранности. М-м-м, пахнет то как вкусно! (разворачивает, откусывает кусочек)
ИВАН – Никак пирог ягодный? Сама спекла? Благодарствую, краса ненаглядная, благодарствую…
ГЕНЕРАЛ – Вкуснотища-то какая!
МАРФА – (кивая в сторону Генерала) Так, глядишь тебе и не достанется. С голодного края, что ли?
ИВАН – Из дворца он. Там таких вкусностей отродясь не готовят. Правда, Генерал?
ГЕНЕРАЛ – Чего говоришь?
ИВАН – Приятного, говорю, аппетита! (Марфе) А цепку скуем. Дело не хитрое. К вечеру готова будет.
МАРФА – Побёгла я, Ваня.
ИВАН – Постой-ка… А Черныш что ж? Вернулся?
МАРФА – Нет, пока.
ИВАН – Так вернется, поди… А пока вернется, так и цепка готова будет.
МАРФА – Люди шепчутся, будто чудище лесное у нас объявилось.
ИВАН – Это тебе Ерёма сказал?
МАРФА – Нет, бабка Наташка нынче поутру видела…  Ну, пойду я…
Марфа убегает
ГЕНЕРАЛ – Кто такая?
ИВАН – Невеста моя, Марфуша. Вот цепку сделаю – свататься пойду.
ГЕНЕРАЛ – Ой, горемыка! Ведал бы про новость мою – планов бы не строил.
ИВАН – Да что за новость такая?
Вбегает Серафима. Запыхавшаяся.
СЕРАФИМА – Не пробегал?
ИВАН – Не, не пробегал.
СЕРАФИМА – Вот ведь ирод окаянный!
Берет у Генерала кувшин, делает несколько глотков, отдает обратно
ИВАН – А в овраге за околицей не смотрела?
СЕРАФИМА – Не… А чего ему там? Отсидеться, что ли надумал?
ИВАН – Да мало ли? Может, по ягоды пошел. Ягода нынче сильная!.. А может и отсидеться…
СЕРАФИМА – Ну, я ему покажу ягоду. Я ему такую ягодку покажу!.. Ещё и грибочками сверху отсыплю, паразит!.. (убегает)
ГЕНЕРАЛ – (смотря ей вслед) Закончу службу, Вань, к тебе переберусь поближе. Очень мне тут у вас нравится. И ягоды, и грибочки, и рыбалка, наверное, не плохая.
ИВАН - Всего понемногу, твое Благородие. Ну, кажись всё!  Глянешь?


КАРТИНА 2

Иван подносит Генералу на маленьком подносике что-то еле уловимое глазу.

ГЕНЕРАЛ – Это что?
ИВАН – Может чудо – чудное, а может диво – дивное. Я еще не решил.
ГЕНЕРАЛ – Так и что ж тут?
ИВАН – Иглу видишь?
ГЕНЕРАЛ – Иглу вижу. А чудо где?
ИВАН - А в ушке игольном что - видишь?
ГЕНЕРАЛ – А в ушке… без окуляров ничего не вижу.
ИВАН – По чести сказать, ты и в кулярах своих ничего не увидишь. Тут, брат ты мой, сильно увеличительно стекло нужно.
ГЕНЕРАЛ – Где взять?
ИВАН – Прилагается. (Достает увеличительное стекло)
ГЕНЕРАЛ - (смотрит в него) Ох, чтоб меня!..
ИВАН – Не надо!
ГЕНЕРАЛ – Как же это?.. Что же это?..
ИВАН – А что, не видишь? Паровоз это с тремя вагонами. В вагонах по сорок блох сидит. Все в сапожках подкованных. Чудо?
ГЕНЕРАЛ – (опешив) Чудо!
ИВАН – Диво?
ГЕНЕРАЛ – Такое диво, что и… да ты… этот… кудесник ты, Ваня!
ИВАН - А то!
ГЕНЕРАЛ – Ты у нас, Ваня, на все руки… Ты же, вон, - и паровоз в ушко игольное, и блоху подковать, а с половиной государства тем более справишься…
ИВАН – Ну, править – это ты хватил… править я не собираюсь…
ГЕНЕРАЛ – А, кто ж тебя, Ваня, спрашивать будет?..
ИВАН – Ты чего это за намеки тут намекаешь?
ГЕНЕРАЛ – И в мыслях намекать не было… Я тебе что, девица красная?.. Я тебе открытым текстом говорю. Дело уже решенное… Женишься ты сегодня на царевне нашей Латуте, и дело с концом. Вот тебе и новость моя.
ИВАН – Это с каких-таких радостей?
ГЕНЕРАЛ – А с таких… Третьего дня должон был жених заморский приехать. Уже и свадьбу назначили, и гостей на помолвку наприглашали. А он, шельмец, взял, да как в воду канул. Нет как нет. Царевна – в крик. Как это так? Никакого уважения к царской особе! Подать, кричит, жениха – и дело с концом. Царь её уговаривать стал, мол, другого выпишем, ответственного. А она нет, кричит, не нужно мне теперь заморских, желаю исключительно своих… И попадается ей на глаза трон царский, что ты делал – помнишь? Вот, кричит, к примеру Иван-кузнец и будет мне мужем. Царь, конечно поперва ни в какую: дескать за мужика замуж! Не бывать и всё! А она ж тожеть с норовом – вынь да полож ей Ваньку в красивой упаковке. Жить без него не могу и дело с концом. Бегает по дворцу, визжит, плачем исходится. Ну, так она три дня и три ночи поорала и сдался царь наш. Веди, говорит Ваньку во дворец. Зятем будет.
ИВАН – Так может это он в шутку то сказал?
ГЕНЕРАЛ – Какие уж тут шутки, Ваня? Не до шуток нынче царю-батюшке!
ИВАН – Да что ж это? Каждому ее капризу потакать что ли?
ГЕНЕРАЛ – Ты только, Вань, не горячись. Ты взвесь сейчас все плюсы на минусы. Дело то выгодное. Во дворце живешь – это раз, полцарством владеешь – это два. Обут, одет, как сыр в масле катаешься. Ну, чего тебе еще надо?

Появляется Ерёма.

ЕРЁМА – Вань, видал, что творится? У Марфы твоей Черныш пропал, я десятка кур не досчитал сейчас, а вчерась на том краю села коза доенная как сквозь землю провалилась. Ты не брал?
ИВАН – Думай, что болтаешь, Ерёма?
ЕРЁМА – Это я так… К примеру. А Генерал твой не брал?
ГЕНЕРАЛ – Что? Да как ты смеешь?!
ИВАН – Не кипятись… он же сказал – к примеру…
ЕРЁМА – Точно, Чудище объявилось. И пешие, и конные почем зря гибнут. Бабка Наташка говорит, что это чудище в овраге за околицей видела. Мужики сбираются сегодня в овраг пойтить, да поганца на вилы поднять. Ты пойдешь что ль? Так я… это… чего? Капкану у тебя никакого нету?
ИВАН – В сарае поищи, не мешай, мы тут с другом не закончили…
ГЕНЕРАЛ – Чего это не закончили? Я тебе позицию царскую изложил. Так что будь любезен к царю… С вещами…
ЕРЁМА – Ишь ты, к царю? На службу, что ль берет?
ИВАН – В родственники.
ЕРЁМА – Иди ты!
ИВАН – В сарае, говорю, капкан посмотри.
ЕРЁМА – А, да… ага…
ИВАН – В общем, вот тебе слово моё: Коли царь так хочет, пущай сам ко мне приходит, потолкуем..
ГЕНЕРАЛ – Так и передать?
ИВАН – Так и передай.
ГЕНЕРАЛ – У тебя головы, что ли две, что ты царю ультиматумы ставишь?
ИВАН – Еще пару ночей бессонных проведет, а там, глядишь точно прибежит, как миленький. Всё, генерал, кончен разговор наш.
ГЕНЕРАЛ – Ну, ладно, Вань. Моё дело маленькое – слова твои передать, а там сам решай.
ЕРЁМА – (выходит из сарая) Как думаешь, этот подойдет? (показывает капкан)
ИВАН – Этот на лису, маловат будет.
ЕРЁМА – А этот? (показывает другой)
ИВАН - Этот подойдет. Этот на медведя.
ЕРЁМА – А ружжо дашь?
ИВАН – Ружжо мне и самому, видать пригодится. Рогатину дам.
Иван уходит в дом, уносит свою безделицу.
ЕРЁМА – Ну и на том спасибо… Рогатина - тоже ружжо в умелых руках.


КАРТИНА 3

Шум за сценой. Вбегает Царь, с царевной.

ГЕНЕРАЛ – Смир-р-рр-на! Ваше Величество, за время вашего отсутствия…
ЦАРЬ – Зато за время твоего отсутствия много чего произошло, доложить?
ГЕНЕРАЛ – Никак нет. Сам уже догадался.
ЦАРЬ – Молодец… Так… ну и где он? (увидел Ерёму) Вот этот да? Ну-ка, подойди к Царю, дай на тебя посмотреть (смотрит на Ерёму) Да-а-а, дочь, ну и вкус у тебя! Здорово, что ли, богатырь!
ЕРЁМА – Здорово, царь, коль не шутишь!
ЦАРЕВНА – Папенька!
ЦАРЬ – Не перебивай Царя! Ты мне и так три дня покою не давала! Теперь – стой и молчи, как невесте положено!.. Ну, что, богатырь, в зятья ко мне пойдешь.
ЕРЁМА – Я?..  С превеликим удовольствием, батюшка, да только не могу я.
ЦАРЬ – Генерал, запиши – пререкается с Царём.
ЕРЁМА – Я – нет! Ты что?.. Я пререкаться с детства не умею.
ЦАРЬ – А чего тогда? Али невеста не приглянулась?
ЕРЁМА – Да ну, невеста – что надо! Невеста – дай бог всякому! (Царевне) Здрасте!
ЦАРЬ – Может, полцарства маловато?
ЕРЁМА – Чего ж маловато? В самый раз!
ЦАРЕВНА – Папенька!
ЦАРЬ – Цыц, сказал!.. Ну так и в чем дело?
ЕРЁМА – Тут ведь что… Я думаю, Серафима против будет.
ЦАРЬ – Серафима? Против царской воли? А я её на каторге сгною.
ЕРЁМА – Себе дороже. Она сама там кого хошь сгноит.
ЦАРЬ – О, как! Интересно! А что ж это у нас за Серафима такая?
ЕРЁМА – Жена моя.
ЦАРЬ – О, как!!! Ах, ты негодник эдакий! Значит мало того, что ты женат, так ты еще и позволяешь себе царским дочерям нравится? Генерал, ну-ка рубани ему башку, чтоб впредь неповадно было!
ГЕНЕРАЛ – Я, Царь-батюшка, ты же знаешь… за тебя и в огонь, и в воду, только прости, не буду я ему башку рубить.
ЦАРЬ – Чего так?
ГЕНЕРАЛ – Ну, во-первых, Серафима шибко осерчает. Ну, а во-вторых, не Ванька это вовсе.
ЕРЁМА – Точно Генерал говорит – не Ванька я.
ЦАРЬ – А кто ж?
ЕРЁМА – Ерёма я, Еремей то есть.
ЦАРЬ – А чего ж ты, Еремей, мне голову морочишь? (царевне) А ты чего молчишь?
ЦАРЕВНА – Я ж невеста – вот и молчу.
ЦАРЬ – Молчит она! Я не пойму, тебе все равно куда замуж выходить?.. А где же Иван? Выньте его, окаянного сюда, да положьте!
ЕРЁМА – Пойду я, а то Серафима вернется…

Из дома выходит Иван

ЦАРЬ – (к Ерёме, показывая на капканы) А это тебе зачем?
ЕРЁМА – В овраге за околицей, говорят, чудище лесное объявилось, животинку деревенскую таскает, так вот я думаю, капканы поставить. Глядишь попадется.
ИВАН – Вот ведь! А я же твою Серафиму в овраг-то как раз и отправил – тебя искать.

Пауза

ЕРЁМА – Пойду, мужикам скажу, чтоб в овраг нынче не ходили… Серафима-то с утра не в духе. Не пришибла бы кого…
ЦАРЬ – Так, Генерал, а почему это царь про такое безобразие последним узнает? В царстве невесть что творится, а Царь знать ничего не знает. Как это понимать прикажешь?
ЕРЁМА – Ты Генерала-то не вини – он тоже только что узнал. Да что – он? Я только утром от бабки Наташки нашей услышал. Она по грибы раненько пошла, да нос к носу с этим поганцем-то и встретилась. Я еще думаю: чего-то она шибко быстро вернулась, и без грибов… бледная, трясется вся, слова вымолвить не может, руками только водит, мычит что-то несуразное, ага… Ну, потом её маленько отходили, вот она то и поведала что да кто…
ЦАРЬ – И давно это тут у нас такое?
ЕРЁМА – Так второй день уж, почитай.
ЦАРЬ – Ты посмотри! Отродясь такого не было, и вот – опять! Генерал, слушай указ царский! Чудище изловить, победить, на каторге сгноить. Ну а кто геройством отличится, тому дочку нашу замуж и полцарства, как и положено – в придачу.
ГЕНЕРАЛ – Виноват, твоё Величество, ты ж вроде царевну за Ивана хотел выдать?
ЦАРЬ – Если ты забыл – я тебе вспомню, что у нас этих дочек приблизительно две, поэтому какую куда – сами… решать… я... буду!
ГЕНЕРАЛ – Еремей! Зови мужиков!

КАРТИНА 4

За сценой шум, крик. Верхом на Чудище лесном въезжает Серафима, погоняя его скалкой.

СЕРАФИМА – Ванька, цепь давай! Сил моих больше нет! Вырывается вражина!.. Вали его, вяжи, стреноживай!

Образуется куча мала. В обездвиживании Чудища участвуют все, кроме Еремея и царевны.  В конце концов Чудище обездвижено и посажено на цепь. Ерёма прячется за плетень, царевна остолбенела от происходящего.

СЕРАФИМА (Чудищу) – Ну, что, Ерёмушка, попался? (Ивану) Как ты и говаривал, Вань, в овраге за околицей прятался. (Чудищу) Сколь не бегай, от меня не убежишь! Нет, вы посмотрите, люди добрые! Напялил шкуру звериную на себя, думал, не узнаю? Я тебя, где хошь найду, где хошь узнаю. Сымай шкуру, оборотень поганый.
ИВАН – Серафима!
СЕРАФИМА – Не встревай, Ванька, а то и тебе достанется.
ЦАРЬ – Ишь, бравая, какая!
СЕРАФИМА – А ты ещё кто такой?
ГЕНЕРАЛ – Царь это наш, ты что?
СЕРАФИМА – Царь? Видал, какие подданные у тебя? От жен бегают, по дому не помогают.
ЦАРЬ – Так давай его на каторгу сошлем…
СЕРАФИМА – Я тебе сошлю! Я тебе так сошлю! Сама разберусь как-нибудь.

Чудище пытается вырваться

СЕРАФИМА – А ну, сиди, не рыпайся, чучело огородное!

Царевна отошла от ступора, разглядела Чудище и давай во всё горло орать.

ЦАРЕВНА – А-а-а-а! Папенька! Убери эту образину отсюда! Мне страшно!
ЦАРЬ (Серафиме) – Действительно, дамочка, шли бы вы домой.
СЕРАФИМА – Это ты мне? Это я-то, образина? Это я-то дамочка? Ах, ты супостат эдакий! Я тебе сейчас покажу дамочку!

 Серафима начинает гоняться за царём. Царь убегает.

ЦАРЬ – Э-э-э, простите, бабушка, скалочку-то опустите…
СЕРАФИМА – Бабушка?..
ЦАРЬ – Э-э-э… девочка… девушка! Как же вас…
СЕРАФИМА -  Я тебе сейчас….
ЦАРЬ – (убегая) Генерал, что ж ты стоишь? Наше Величество сейчас по царской морде получать будет, а ты стоишь? Башку снесу!
ГЕНЕРАЛ – Ваше Величество, мне мою генеральскую морду не меньше вашей жалко.
ЦАРЕВНА – А-а-а-а! Образина ворочается! Страшно, папенька!
ГЕНЕРАЛ – А-а-а! Ваше Величество, её Высочество не Серафиму имело ввиду, а вот это.
ЦАРЬ - Ну так и скажи это ей!
ГЕНЕРАЛ – Смир-р-р-р-на! (Все застывают по стойке «смирно») Серафима, образина – это не ты, а вот это вот. Её Высочество, видишь ли, вот Это испугалось.
СЕРАФИМА – (немного успокоившись) На себя давно в зеркало смотрела? Образина! Да он у меня, между прочим, красавец, каких поискать. Правда, Ерёмушка? Да сними ты эту шкуру уже! Смотреть тошно… А ей передай, пусть себе мужа найдет и его как хочет, так и обзывает.
ЦАРЬ – Собственно, по этому вопросу мы тут и собрались. (Серафиме) Вы позволите, мы продолжим?
СЕРАФИМА – Продолжай, чего ж.
ЦАРЬ – (Генералу) С тобой отдельный разговор будет. (показывает на Ивана) Этот что ли Иван?
ГЕНЕРАЛ – Он самый.
ЦАРЬ – Ну, другое дело! Совсем другое дело!!! И статен, и плечист. Одобряю, дочка, целиком и полностью одобряю твой выбор. Ну, что, Вань, собирайся, в зятья ко мне пойдешь.

Ерёма, выйдя из своего укрытия, потихоньку уходит.

СЕРАФИМА – А чего я тут пропустила? Ну-ка, аж интересно стало.
ИВАН – Хорошенькое дело! А меня никто не о чем спросить не хочет?
ГЕНЕРАЛ – Ваня, не начинай.
ИВАН – Женитьба, Царь, дело серьезное…
ЦАРЬ – А мы что тут – шутки шутим, что ли?
ИВАН – Похоже на то… Где ж это видано, чтобы к жениху сваты ходили? Али ты, царь порядков не знаешь?
ЦАРЬ – Я сам тут порядок, ясно? Долго мне, что ли, указ подписать? Плёвое дело, Вань. Вчера к невесте сватов засылали, а завтра будут к женихам слать. Обычаи, Вань, дело наживное.
СЕРАФИМА – Так что происходит-то, что-то я в толк не возьму?
ИВАН – Да вот, Серафима, царь за меня свою дочку сватает.
СЕРАФИМА – (отошла от Чудища) Ишь, ты! А как же Марфа?
ЦАРЬ – Что еще за Марфа? Кто такая?
ГЕНЕРАЛ – Разреши, Ваше Величество? Я тут в некотором роде со стороны жениха… Дело то прошлое. Влюбился Ванька до беспамятства в девицу соседскую – Марфушу.
ЦАРЬ – Как же это он посмел, негодник?
ГЕНЕРАЛ – Так ведь когда он в эту самую Марфушу влюблялся, он знать не знал, что её Высочество соизволит влюбиться в него. Ежели б он знал, да он бы не в жизнь… Правда, Вань?

Во время этого диалога Чудище потихоньку пытается скрыться

ЦАРЬ – (Генералу) А ты чего еще здесь? Чудище царство мое колобродит, селян обижает, а Генерал тут лясы точит, Ваньку защищает.
ЦАРЕВНА – Папенька, я передумала! Ну его – Ваньку! Ну её – свадьбу эту! Я медвежонка хочу. Вот этого. (показывает на Чудище, которое уже почти уползло)
СЕРАФИМА – (Ловя Чудище) А куда это мы собрались?
ЦАРЬ – Час от часу не легче! Какой же это медвежонок, доченька? Он и не похож на медвежонка-то.
ЦАРЕВНА – (Топает ножкой) Медвежонок, медвежонок! Топтыжка!
ЦАРЬ – Хорошо, пусть медвежонок, но доченька, девочка моя, как же мы возьмем этого медвежонка, если он тете Серафиме принадлежит?
ЦАРЕВНА – Купи-и-и… Медвежонка хочу-у!
ЦАРЬ – Зачем он тебе? Грязный, вонючий, волосенки слиплись…
СЕРАФИМА – Кто это тут вонючий? Кто это тут грязный?
ГЕНЕРАЛ – Серафима!
ЦАРЕВНА – Купи-и-и!
ЦАРЬ – (Серафиме) Сколько?
СЕРАФИМА – Чего – сколько?
ЦАРЬ – Не валяйте дурака. Сколько за вашего… медвежонка?
СЕРАФИМА – (оглядев Чудище, почесав в затылке) Двадцать рублев.
ЦАРЬ – С ума сбрендила? Двадцать рублей… за это?
СЕРАФИМА – Не-е, не за это. За твое спокойствие.
ЦАРЬ – Не понял.
СЕРАФИМА – (царевне) Не будет у тебя медвежонка, не хочет папенька тебе его покупать.
ЦАРЕВНА – А-а-а-а!!! Хочу-у-у! Хочу медвежонка!
ЦАРЬ – (достает кошелек) Здесь 25. Хотя моё спокойствие стоит дороже.
СЕРАФИМА – Остальные потом отдашь. Забирай. Но как только он ей надоест, чтоб накормили как следует и до дому доставили, ясно?
ЦАРЬ – Сговорились.
СЕРАФИМА – Смотри у меня!
ИВАН – Я так понимаю, меня уже в зятья не берут?
ЦАРЬ – Острить, Ваня, на каторге будешь, ясно? Женитьба пока откладывается, но далеко от дома не уезжай – видишь – у нее семь пятниц на неделе. Вдруг завтра-послезавтра опять понадобишься.
СЕРАФИМА – (тянет Чудище за цепь) Пошли, недоразумение! Хоть какая-то от тебя польза.
ЦАРЕВНА – (хлопает в ладоши) Медвежонок! Медвежонок! Топтыжка!

КАРТИНА 5

Вбегает разъяренная Марфа с дрыном

МАРФА – А ну признавайсь, кто тут царь будет?
ЦАРЬ – (Снимает корону, прячет её за спиной) Это еще кто?
ГЕНЕРАЛ – Марфа. Невеста Ванькина.
ЦАРЬ – (прячась за Генерала) Конфликты – это ж, вроде по твоей части? Так что иди – договаривайся.
МАРФА – Кто царь, спрашиваю?
ГЕНЕРАЛ – Я… вместо него буду.
ИВАН – Ты чего, Марфуш?
МАРФА – Не лезь, Ваня. Не надоть тебе сейчас под горячую руку. Что ж тут делается такое? Среди бела дня женихов из-под носа уводят?
ГЕНЕРАЛ – Уже никто никого не уводит. Давай-ка успокоимся…
МАРФА – А ты чего ж, тетка Серафима? Видела всё и молчала?
СЕРАФИМА – Ты меня, девка, в свои страсти не впутывай, у меня своих –хоть бадьёю черпай. Положь оглоблю – прибьешь еще кого ненароком.
ИВАН – Правда, Марфуш, положи. Всё уже само собой уладилось.
МАРФА – А чего ж дядька Еремей говаривал, будто царь тебя пришел в зятья забирать?
СЕРАФИМА – Кто говаривал?
МАРФА – Дядька Еремей.
СЕРАФИМА – Когда?
МАРФА – Да вот, минут пять назад.
СЕРАФИМА – Ну, врать-то! Еремей! Он отсюда и не уходил никуда. (поворачивается к чудищу) Или уходил?!
ЕРЁМА – (Из-за Марфы) Как же не предупредить было, когда тут такое…

Пауза.

СЕРАФИМА – Ерёма?
ЦАРЬ – О, как! У тебя их два, что ли, получается?
СЕРАФИМА – Ничего понять не могу!
ЦАРЬ – Ну-ка, Ерёма, держи ответ перед царём, как это ты из медвежонка в Ерёму превратился, а медвежонок Ерёмой остался? Молчишь? Тут что-то одно -  или он (показывает на Чудище) уже не Ерёма. Или ты уже не медвежонок.
СЕРАФИМА – (на Чудище) Так кто ж это тогда?
ЕРЁМА – Бабку Наташку надо… для опознания… Только она его видела.
ИВАН – Ты думаешь, что это…
ЕРЁМА – У нас, Вань, что хошь случиться может, сам знаешь… Серафима, ты его держи покамест, крепко держи, а я до бабки Наташки и обратно.
СЕРАФИМА – А ну-ка, постой, ирод окаянный! Стой, сказала!

Еремей убегает, Серафима в погоне за ним, тоже скрывается за кулисами.

ЦАРЬ – Когда кто-нибудь поймёт, что происходит, дайте знать.
ГЕНЕРАЛ – Разрешите изложить догадку, Ваше Величество? По вашему приказанию чудище лесное Серафимой изловлено и побеждено. Ждёт отправки на каторгу.
ЦАРЕВНА – Какая еще каторга? Это мой медвежонок! Это мой Топтыжка.
ЦАРЬ – Какая каторга? Думай, что говоришь! За него деньги плачены!.. Кстати… А деньги-то… вроде ж как за Еремея плачены были, а теперь что ж получается? Надо бы эту Серафиму догнать… хотя нет, не надо… Будем считать наградили за поимку. Верно говорю, генерал?
ЦАРЕВНА – (гладит Чудище) Ты их не бойся! Сами не знают, что говорят. Я тебя никому-никому не отдам, мы теперь с тобой дружить будем. Мы с тобой путешествовать будем! Весь мир объездим! Топтыжечка!
ЦАРЬ – Чего это ты, доченька удумала? Какой мир?
ЦАРЕВНА – Уж больно, батюшка, зверь диковинный, почему бы его не посадить в клетку и не показать всему миру? Двадцать пять рублей как-то вернуть надо!
ЦАРЬ – (всем присутствующим) Слышали? Вся в отца! Всё о казне да о казне печётся. На такую дочь и не страшно трон оставить!
МАРФА – (Ивану) Спужалась я сильно! А ну, как тебя в царевичи бы забрали, чтобы я без тебя делала?
ИВАН – Не кручинься ты так, Марфушенька! Не нужны мне вовек те палаты царские? Да я бы сбёг оттуда, честное слово, сбёг бы.
ЦАРЕВНА – Глянь, папенька, какой перстенёк на нём! Искусного мастера работа. (Чудищу) Ты где перстенёк этот взял?

Чудище начинает плакать и тихо поскуливать.

ЦАРЬ – Эх ты, зверь неразумный! Чего ж убиваться так?
МАРФА – Ишь, ты! Зверь, а плачет, что человек.
ИВАН – (разглядывая перстень) Так это моей работы перстенёк. Точно помню! Я его для Волосия ковал.
ЦАРЬ – Совсем в уме решился Волосий! Зверям перстни дарит!
ИВАН – Может то и не зверь вовсе? Может то человек в образе диком? Сними, царевна, перстень с него. Вдруг он в принца превратится?
ЦАРЬ – Вот народ у нас! Начитаются сказок, а потом в каждом заморыше принца видят.
ЦАРЕВНА – А может там и правда – принц? Давай-ка попробуем!

Царевна пытается снять, у нее ничего не получается.

ЦАРЕВНА – Крепко сидит – не провернёшь.
ГЕНЕРАЛ – А давайте, мы ему палец… того… (достает саблю)
ИВАН – Не надо, сейчас и без сабли снимем. (убегает и тут же возвращается с мылом и водой) Намыливай палец, да в водицу опускай.
ЦАРЕВНА – Сейчас, сейчас снимем!.. Ты не скули так жалостливо! О! Пошел! Еще намыливай! Идет, идёт родимый!
ЦАРЬ – Лишь бы глупостями заниматься! Увидела цацку – все приличия позабыла. О! О! Лишь бы зверушку помучить! Как дети, а вроде взрослые люди! Кто замуж собирался, кто куда!

Царевна снимает перстень с пальца Чудища. Дым, всполохи света. Чудище превращается в Принца. Словно из ниоткуда появляется Колдун. Но пока стоит в сторонке.

ПРИНЦ – Я не Топтыжка! Я – Карл V! Я – принц Ундерляндии, и я не позволять с собой так обращаться! Сначала меня грабят, потом я ходить по лес, потом меня превращать в зверя, потом сумасшедший женщина сажать меня на цепь. Хватит! Женитьба отменяться! Я не намерен сочетаться браком с царевна неадекватного царства.
ЦАРЬ – Говорливый какой, надо же!
ЦАРЕВНА – Карлуша! Папенька, это же Карлуша!
ПРИНЦ – Не подходи!
ЦАРЬ – У меня примерно два вопроса: как это его так угораздило? И кого, значит, наказывать будем?
КОЛДУН – Так тут ведь… Дозволь слово сказать, царь?
ЦАРЬ – Волосий! Как ты тихо всегда появляешься-то!

Все кланяются колдуну согласно своему рангу. Иван с Марфушей в пояс, Генерал и Царь, преклонив голову. Карл прячется за плетень.

КОЛДУН – Рассердил меня поганец эдакий! Лес наш рубить собрался. Так я маленько вразумил парнишку…
КАРЛ – Это он! Этот мужик превращать меня в зверя! Его надо немедленно казнить!
ЦАРЬ – А ну-ка, повежливей со старшими, казнильщик! Это знаешь кто? Это ж!.. Волосий это! (Колдуну) Ты Волосий, с воспитательной стороны, может, конечно и прав тыщу раз, но вот со стороны политики, палочку-то маленько перегнул. Лицо заграничное, к нашим обычаям мало подготовленное. Может не понять.
КОЛДУН – Да, нет, должон понять! Сказывал, что в лучших академиях учился…
ЦАРЬ – Ну, учиться и понимать – вещи разные. Я тоже чему только не учился… А понимать – не дано… Что это мы всё обо мне? (Принцу) чего ж ты, Высочество там, за плетнем то сидишь? Иди к нам, обнимемся, разговоры поговорим, дипломатию соблюдём, значит… О женитьбе, опять-таки, вспомним.
ПРИНЦ – Женитьба не будет!
ЦАРЬ – (Генералу) Ну, что, Генерал, опять придется Ивана сватать.
ИВАН – Еще чего! (хватая принца за шиворот) Напрасно ты, брат, от женитьбы отказываешься. Женитьба – вещь хорошая. С какой стороны не посмотри. Ну сам посуди: во дворце живешь – это раз. Обут, одет, накормлен – это четыре. Да еще и полцарства – это пять. Правильно я рассуждаю, Генерал?
ГЕНЕРАЛ – Так ведь… А ведь Ванька дело говорит, а, Царь?
ЦАРЬ – Конечно, дело! Наш гость просто не до конца еще осознал, какое счастье на него свалилось.
МАРФА – (с дрыном надвигаясь на принца) Ты, Высочество хорошенечко подумай, посмотри повнимательней – ты такой жены во всём свете не сыщешь. И складна, и красна и голосиста…
ЦАРЬ – А рукодельница какая! Латута, чего молчишь? Скажи ему.
ЦАРЕВНА – Я ж невеста – вот и молчу.
ГЕНЕРАЛ – Не прогадаете, Ваше Высочество! С ней - как за каменной стеной будете.
ПРИНЦ – (плача) Я домой хочу! 
ЦАРЬ – Сынок, считай, что ты уже дома! Что ты в Ундерляндии своей не видел? А у нас, ты посмотри, весело как! Жизнь, что в сказке! А у вас что?
ИВАН – Мы тебя, конечно не торопим, но ты подумай… крепко подумай!
КОЛДУН – Обратно ехать той же дорогой будешь – того и гляди опять к разбойникам попадешь.
ЦАРЬ – Это какие такие разбойники? Лесное братство, что ли? Бородатые такие?
ПРИНЦ – Да! Они грабить меня, они отобрать всё, даже подарки царевне.
ЦАРЬ – Ай-яй-яй! Опять шалят, ребятишки! Ну, ничего – мы с ними как-нибудь договоримся! Вернут, всё вернут, да еще и с извинениями.
ГЕНЕРАЛ – Слышал? Тебе Царь слово дал, соглашайся, Твоё Высочество!
ИВАН – Соглашайся, а?
ПРИНЦ – Ну, если только всё вернут, то я, пожалуй, соглашусь!
ЦАРЬ – Ну, вот другое дело! Латута, чего стоишь? Бери, под белы ручки, пока тепленький и во дворец проводи гостя. В порядок его привести надо, пообносился он у нас чего-то. Так! Всех приглашаем на свадьбу! Когда–чего – сообщим дополнительно. Ты, Волосий, тоже приходи. Приглашение отдельное, отказы не принимаем!
КОЛДУН – Не по душе мне пиры да застолья, но так и быть, приду… при одном условии. Коли две свадьбы в один день справите. Тут ведь еще одна свадебка намечается, так ли?
Иван с Марфушей отводят глаза.
ЦАРЬ – Тебе же разве откажешь? Ну, быть по сему!
КОЛДУН – Перстенёк я свой заберу. Вещь моя, пока никому не завещана.
ЦАРЕВНА – Вот, возьмите, дедушка Волосий. Знатный перстенек, красивый.
КОЛДУН – А к свадьбе в качестве подарка обещаю два перстня вам сладить.
ИВАН – Постойте! И у меня для вас подарок свадебный есть.
Убегает в дом и тут же возвращается, неся чудо чудное.
ЦАРЬ – Что это за подарок такой? Прямо интересно…
ГЕНЕРАЛ – Если это то, о чем я думаю…
ИВАН – Не побрезгуйте умением нашим, Ваше Высочество! Чудо это чудное, диво ль это дивное – то вам решать, как зваться сему. А как тут этим всем пользоваться Генерал вам потом всё покажет.
ГЕНЕРАЛ – С превеликим удовольствием, Вань!

Из-за кулисы выбегает Ерёма.

ЕРЁМА – Братцы! Спасите, ведь не пожил, не повидал свет белый.
ИВАН – Серафима?
ЕРЁМА – В яблочко!
ГЕНЕРАЛ – Теперь-то что?
СЕРАФИМА – Ах, ты, Ирод окаянный! Всё одно – далеко не убежишь!.. (видит собравшихся) И чего стали? Чего рты поразинули? О! Волосий, а ты тут как? Чего за собрание, спрашиваю?
КОЛДУН – А у нас свадьбы тут!
 
Стучит посохом, начинает играть музыка, все становятся в хоровод вокруг молодоженов.
 
Танец.

ЗАНАВЕС


2019-2020 г.               
yury.boganoff@yandex.ru