Пуштулим ч. 2 Эх, дороги...

Василий Рылов
                Начало  http://proza.ru/2021/03/15/178


  Учителя, в Пуштулимской средней школе, были более профессиональны, чем в Салме. Особенно хорошо преподавала математику Мухина и физику - Колегов. Учителем физкультуры был зять директора школы, Олег. Он не имел педагогического образования, но в армии служил в спортивной роте и был очень развит физически. Он хорошо работал на гимнастичеких снарядах и учил выполнять упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, на "коне". Почти каждый день, мы оставались после уроков второй смены и занимались, дополнительно, изучением приемов самбо, бокса, "таскали" штангу.  На любовном фронте была тишина. С рыженькой Катей, она училась в восьмом классе в Салме, разбежались. Она украла в интернате у девчонки часы и ее вычислили. Позор! В то время, воровство считалось большим грехом. После первого такого неудачного опыта, меня что-то не тянуло, пока, на любовные приключения. В девятом классе была в меня влюблена хорошая, симпатичная девчонка из нашего класса, жила она в соседнем от Пуштулима селе и каждый день ходила с ровесниками в школу. Не ответил на ее симпатии...наверное зря. 

Много читал, занимался в спортзале, на выходной обязательно домой, в свой поселок, где ждали родители и верный пес Тунгус, которого я взял щенком в соседнем селе Поповск, вырастил, выдрессировал, он стал мне помошником на охоте. Занятия в школе заканчивались около семи часов вечера. Пока я добирался до квартиры Танковых, переодевался, было уже около восьми. Домой, в дождливую погоду, добирался к двенадцати часам ночи. На велосипеде, в сухую погоду, уходило менее часа. Зимой, на лыжах, около двух часов. На лыжах было очень неудобно передвигаться по санной колее, колея от полозьев широкая, а посредине, следы от копыт, поэтому, там где можно было, делал лыжню напрямик через лес. В метель лыжню заносило снегом, приходилось снова ее прокладывать. Была еще одна опасность - это рыси. Волков в нашей местности не было, а рыси были. Рысь - опасный хищник, взрослая рысь может убить даже лося. Она прыгает ему на спину и рвет когтями лен на шее. Если лось не успевал забежать в чащу леса, где ветки могли сбросить рысь, то все, погибал. Рысь, чаще всего, прыгает на добычу сверху. Поэтому, прокладывая лыжню, старался, чтобы она не проходила под наклоненными или надломленными деревьями, создающими мостик. Кроме того,  я всегда одевал специально сделанный из толстой бычьей кожи корсет, закрывавший плечевой пояс и шею.  Во времена гражданской войны на территории Томской губернии проходили военные действия, поэтому, иногда, находили оружие. Я тоже, два года назад, нашел заржавевший штык-нож. Вместе с отцом мы, с трудом, очистили его от ржавчины, наточили и отец колол им свиней. Когда пошел учиться в Пуштулим, я сделал ножны для ножа и носил всегда его на поясе. Слава Богу, встречи с рысью не было. Один только раз, когда возвращался на следующий день в Пуштулим, увидел, что рысь  шла за мной по следам, примерно с километр, а перед нашим селом, где начиналось чистое место, остановилась, посидела и повернула назад.

За два года путешествий в Пуштулим и обратно было много всяких историй, однажды чуть даже не замерз. Пришел в субботу домой, а ночью начался снегопад и продолжался утром. Выпало очень много снега и я решил пойти в Пуштулим пораньше. Снега было так много, что ноги на лыжах проваливались в снегу почти до колена. Температура воздуха была чуть ниже нуля, идти было тяжело и вскоре вся моя одежда была мокрая от пота.   Когда до Пуштулима оставалось километров пять, подул холодный северо-западный ветер. В тайге он почти не ощущался, но через два километра тайга кончилась и я вышел на чистое место, степь. Ветер усилился, температура стала резко падать и через несколько минут появилось ощущение, что я иду совершенно голый, так продувал меня ветер в мокрой одежде. Каким-то усилием воли заставлял себя двигаться, понимая, что остановившись, я замерзну. Перед Пуштулимом находилась деревня Чистая Грива, расположенная на западном скате пологой горы. Дойдя до этой горы, спускаться на лыжах уже не было сил, замерзли руки, ноги, ветром валило с ног. Снял лыжи, лег на них и покатился вниз к деревне. Докатился до первого дома, на мое счастье из дома вышла женщина, увидела меня, подбежала, помогла подняться и завела в дом. В доме раздела, натерла тело самогонкой, одела свой шерстяной джемпер. В два тазика налила холодной воды, в один заставила опустить ноги, в другой, на табуретке, руки. Через несколько минут появилась сильная боль, как будто загоняют иголки под ногти.
- Терпи, казак, атаманом будешь! - сказала тетя Маша, так       звали женщину. Она налила мне полстакана самогонки и заставила выпить. "Иголки" колоть вскоре перестали, мне стало тепло и клонило ко сну. Тетя Маша постелила на русской печи, я забрался на нее и уснул. Утром проснулся рано, но тетя Маша была уже на ногах. За ночь вся моя одежда высохла. Переоделся, тетя Маша напоила меня чаем с пирогами, я поблагодарил ее и пошел в Пуштулим. После этого случая я часто заходил к тете Маше по пути в Пуштулим, передавая ей подарки от родителей, чаще всего это был мед. С детства везло мне на хороших людей! Спасибо, тетя Маша!

                Продолжение http://proza.ru/2021/03/15/1426