Тамерлан. Триумф фарса над истиной

Базарали Двесов
 
     "Когда по обязанностям своей профессии или по призванию много размышляешь о сущности человеческой, случается испытывать тоску по приматам. У них, по крайней мере, нет задних мыслей".  Альбер Камю.  "Падение".
 
     9 апреля этого года исполняется 685 лет со дня рождения одного из известных завоевателей прошлого эмира Тамерлана. Считать ли его великим полководцем и правителем или же злодеем из злодеев - у кого как получится. Но дата его рождения вряд ли останется вне внимания большей части общественности, а юбилей - 690-то летие завоевателя, который уже не за горами, уверен, пройдет с величайшей помпезностью даже на уровне ЮНЕСКО. Сбываются пророческие слова, высеченные неизвестным мастером над входом одного из последних наследий Тамерлана, оставленную им своим потомкам, мавзолеем Ахмеда Яссави в Туркестане: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гургана – да продлит Аллах его повеления на века!». Но не только над входом мавзолея Ахмеда Яссави оставил он о себе память. Лозунгов, восхваляющие личность и подвиги Тамерлана, встречаются по всей территории бывшей его империи. Но вот что интересно, подобное отношение к великому завоевателю бытует и в наши дни, хотя вроде бы уже давно не секрет вселенская кровожадность и лицемерии этого «властелина, любимого Аллахом», которому его вера в Творца никогда не мешала строить пирамиды из отрубленных голов Его верных рабов - во время походов на Ближний Восток и Иран Тамерлан перерезал половину населения исламского Востока, проявив ужасающую жестокость даже по меркам тех далеких времен. Имя Тамерлана вселяла страх еще долго даже после его кончины.  Возможно этот страх породил и современную легенду о самаркандских старцах, пытавшихся уговорить антрополога Михаила Герасимова не беспокоить дух Тамерлана. Историк В. Бартольд внес такое определение личности завоевателя в "Энциклопедие Брокгауза и Ефрона": "В жестокостях Тамерлана, кроме холодного расчета, проявляется болезненное, утонченное зверство".
     Но все бы ничего, если бы «великие и малые деяния во имя великих и малых идей» подобных правителей оставались в рамках прошлых истории или фольклора, а не начинали, с легкой руки некоторой части ученых, просачиваться в область современной науки и приобретать «благородный» характер. Реабилитация Тамерлана на научном уровне перевела его из разряда злодеев в разряд добродетелей. Теперь «воинствующий дух» Тамерлана, как спасителя цивилизации и реформатора, триумфально шествует по миру. Еще нелепее выглядит «решение ЮНЕСКО «О праздновании в 1996 году во всем мире 660 годовщины рождения Амира Темура – основателя одного из крупнейших империй в истории человечества».
     Дурной пример заразителен. Желание «сказку сделать былью», теперь довольно часто встречается в работах и других ученых. Для примера, «не отходя от кассы», можно рассмотреть историю личности Ахмеда Яссави, ставшего исламской знаменитостью благодаря тому же Тамерлану. Личность Ахмеда Яссави преподносится теперь некоторой частью ученых как «знаменосец» в деле по распространению учений ислама не только среди кочевых народов к северу и востоку от Мавераннахра, но и по всему тюркоязычному миру.
     На самом деле «дарами» в виде мавзолея Ахмеда Яссави и именами «выдуманных» святых Тамерлан довольно успешно укреплял свою власть на завоеванных им территориях. И делал он это всегда с весьма выраженным лицемерием – разрушенные им мечети отстраивались заново еще величественнее чем прежде, на место повешенных в своих же мечетях имамов назначались новые имамы с новыми помпезными регалиями, атрибуты ислама, дабы вселять в души правоверных страх и благоговение перед именем «потрясателя вселенной», а вовсе не перед Аллахом, изготавливались невероятно больших размеров. Апогеем этих затей стала постройка грандиозного мавзолея над могилой уже четверть тысячелетия мирно покоящегося в своем скромном глинобитном мавзолее степного шамана, и выдвижение его в ранг исламских святых.
     О том, что личность Ахмеда Яссави, как святой суфий, является фантомом, можно заметить даже при беглом рассмотрении сведений из его  "житие". Все имеющиеся сведения о нем, и как человек, и как суфийский богослов, носят мифический характер. Письменные же источники, в которых упоминается имя Ахмеда Яссави, и единственная копия его единственной книги «Дивани Хихмат», оригинал которого якобы утерян, каким-то невероятным образом появились именно в начале 15 века, то есть, сразу после возвеличивания Тамерланом личности Ахмеда Яссави как исламского святого. Не трудно догадаться, что «Дивани Хихмат», в содержании которого легко бросается в глаза беспорядочное смешение степного тюркского фольклора с богословскими учениями суфийских тарикатов, написан по личному указанию Тамерлана - высоко почитаемый суфий не мог не иметь и свое учение. То, что данное произведение написано на старотюркском языке так же указывает на то, что текст книги должен был быть удобен для пропаганды учений ислама среди кочевого тюркоязычного населения, еще не знакомого арабским и персидским языками.
     Создание литературных трудов от имени других авторов во все времена было обычным явлением. Вот один забавный случай. Известный историк 10 века Аль-Массудин пишет о знаменитом арабском писателе Аль-Джахизе: «Рассказыал Абу Усман аль-Джахиз, что сочинит он бывало книгу, богатую мыслями, красивую слогом, и припишет ее себе, - но не видно, чтобы ее хотели слушать или желали бы ее иметь. А затем сочинит другую книгу, худшую и менее поучительную, и припишет ее Абдаллаху ибн ал-Мукаффе или Сахлю ибн Харуну или кому-нибудь из предшественников, имена которых известны как имена писателей, и все заявляют на нее спрос и спешат переписать ее…».
     Здесь придется повторить, что «дурной пример заразителен». Об учении Ахмеда Яссави именно в начале 15 века, наверняка не без посредничества Тамерлана, узнали на другом конце империи, в далекой Анатолии, и родилась еще одна фальсификация – теперь уже о святом Хаджи-Бекташе.
      Биография Хаджи-Бекташа, рассматриваемого как ученика Ахмеда Яссави, так же окутана легендой. По преданию Ахмед Яссави отправил Хаджи-Бекташа из Яссы в Анатолию для пропаганды своего учения. В действительности же душа легендарного Ахмеда Яссави еще до рождения Хаджи-Бекташа уже пол-столетия «почивал на Небесах».
     Биография «анатолийского святого», "Вилайат-наме", была «создана» писателем Узуном Фердауси, так же, как и биография Ахмеда Яссави, на основе местного анатолийского фольклора, приправленный исламским богословием. По «Вилайат-наме» Ходжа-Бекташ являлся сыном Сейида Мухаммад ибн Мусы, правнука Мусы аль –Казима умершего в 799 году, седьмого из 12 имамов. Поскольку Хаджи-Бекташ родился более чем через 400 лет после смерти «своего отца» - Мусы аль-Казима, такое родство просто «не лезет ни в какие рамки». Записи же собственных учений Хаджи-Бекташа содержатся в «Макалат», единственном произведении, оригинал которой написанный рукой самого "святого" на турецком языке (также, как и оригинал «Дивани Хихмат» Ахмеда Яссави), был якобы утерян. Не смотря на все это в научном мире миф о Хаджи-Бекташе так же упорно пробивает себе путь на истинность. Еще один пример триумфа фарса над истиной.
     «Все это было бы смешно, если бы не было столь грустно», - сказал бы добрый степной шаман Ахмед Яссави, наверняка проживший долгую и счастливую жизнь среди своего вольного степного народа, окруженный столь же вольными духами своих предков, и нашедший наконец тихое уединение в скромном глинобитном убежище, если бы мог предположить какую услугу он окажет через более чем четверть тысячелетия своим невольным восхождением на пьедестал святости той религии, от имени и во имя которого за каких-то неполных двадцать лет будет погублено более двух миллионов человеческих душ.

Двесов Б., г. Нур-Султан., 11.03.2021 г.(Из интернет-журнала "Нур кисса" по ссылке nurkissa.kz)