Портрет Габриэль д Эстре с сестрой

Сергей Рябцев
Полагаю, многим хорошо знакома фраза: «Увидеть Париж и умереть», а также понятно значение данных слов – достичь своей мечты, чего бы это ни стоило. Однако хотелось бы, чтобы мечты доставались нам по более приемлемым ценам и уж точно без жертв. Но в жизни бывает так не всегда, порой находятся обстоятельства и конкретные лица, что категорически против наших мечтаний, нечто подобное, например, произошло однажды с Габриэль д’Эстре, герцогиней де Бофор и де Вернэй, маркизой де Монсо, официальной фавориткой короля Генриха IV.

А поведает нам историю взлёта и падения любимой женщины короля её портрет, что находится в Париже в музее Лувр.

Признаюсь, поначалу сюжет данной картины мне показался неясным. Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой, так называется произведение неизвестного художника школы Фонтенбло, не совсем обычен, как по форме, так и по содержанию.

Изображённые на полотне дамы, как явствует из названия, родные сёстры, предстают перед нами обнажёнными, сидящими в одной ванне. Довольно странный сюжет, если не сказать больше, но попробуем разобраться, какими мотивами руководствовался неизвестный мастер, создавая своё произведение.

А для этого надобно знать, кто была Габриэль д’Эстре. Будучи шестой из восьми детей начальника королевской артиллерии Антуана д'Эстре, она в возрасте 16 лет была продана своей матерью Франсуазой Бабу де Лабурдезьер, кстати, известной куртизанкой, за 6 тысяч экю королю Генриху III.

Как рассказывал в своих «Забавных историях» из жизни придворных литератор того времени Таллеман де Рео, «эта г-жа д'Эстре происходила из рода, который, пожалуй, был самым плодовитым во Франции по части женщин не строгого поведения…» А далее Таллеман подробно описывал, кто с кем тесно общался. Среди мужских имён выступали такие фигуры, как папа Климент VII, король Франциск I и другие не менее важные особы.

Однако вернёмся к акту купли-продажи. Генриху III товар не понравился, девушка напомнила ему его прежнею супругу — нелюбимую жену Луизу Лотарингскую, а потому они вскоре расстались. Вернулись ли 6 тысяч экю покупателю, неизвестно.

Казалось, карьерная лестница под Габриэль д’Эстре рухнула, сам король отверг её, но надобно помнить, из какой семьи была девушка, а потому ходить по рукам для неё большого труда не составило.

Итальянский магнат Себастьян Замету, кардинал де Гиз, герцог де Лонгвиль, а ещё несколько дворян, имена которых нашему современнику мало знакомы, — это только малая часть огромного послужного списка будущей официальной фаворитки французского короля, представьте, имелся такой титул.

И вот с таким багажом, набравшись опыта, в 1590 году юная Габриэль, ей тогда было 17-20 лет (точная дата её рождения не установлена) знакомится с помощью герцога Роже де Бельгарда, надо полагать на обоюдовыгодной основе, с королём Генрихом IV. На этот раз всё удачно сложилось, и дабы содержать любовницу, король вскоре выдаёт её замуж.

Избранником стал Николя д’Амерваль де Лианкур - довольно богатый и родовитый дворянин, но не красавец, к тому же горбун. Однако через три года брак распадается, видимо Габриэль хотела принадлежать только одному королю.

Генрих IV оценил её жертву, он принял католицизм, и уже было хотел развестись с Маргаритой Валуа, известной нам, как Королева Марго, а далее возвести на престол Габриэль, но в последний момент передумал, вероятно, хотел окончательно проверить свои чувства.

Вскоре король дарует своей фаворитке титул герцогини де Бофор и маркизы де Монсо. В благодарность та рожает ему сына – будущего герцога Вандомского, затем дочь и ещё одного сына. После этого Генрих IV окончательно понимает, что перед ним та, которую он всю жизнь искал и назначает дату венчания.

И всё было бы хорошо, но в 1599 году на Страстную неделю, находясь на четвёртом месяце беременности, Габриэль умирает, ей тогда было 26-29 лет. Ходили слухи, что её отравили. Не всем при дворе нравился будущий брак, некие влиятельные силы очень желали другого расклада, что и произошло. Через год Генрих IV женится на тосканской принцессе Марии Медичи.

Вот, пожалуй, и вся история жизни Габриэль д’Эстре, которую нам следует знать, чтобы разобраться в скрытых значениях её портрета, а они таковы:

Дама слева – это её сестра Жюльетта д’Эстре. Рукой она держит сосок Габриэль, то намёк на беременность. Женщина тогда ожидала своего первого сына от короля. Однако имеется и другая версия. Вместо сестры на картине изображена первая жена Генриха IV – Маргарита де Валуа. Будучи бесплодной, она не могла родить, а потому все надежды возлагала на фаворитку.

Кстати, ванна здесь символизирует смерть. Будучи отравленной, Габриэль сильно страдала, а потому врач помещал её в ванну, дабы унять боли, там она и упокоилась.

В подтверждение этого в глубине картины присутствует некая дама, занятая шитьём. Женщина готовит платье для будущего погребения.

Не трудно заметить на полотне рядом со швеёй зажжённый камин и часть картины с некой мужской обнажённой фигурой. Как знать, может здесь предстаёт сам Генрих IV, а огонь символизирует продолжение жизни, его жизни. Так или иначе, но для одного персонажа она явно подходит к концу. Пора закрывать занавес. На картине он красный, под цвет крови.

Совсем забыл сказать ещё об одной важной детали — это кольцо, что Габриэль держит в левой руке. Ей так и не суждено было стать женой короля.

Французская литераторша тех лет госпожа де Нёвик сочинила к похоронам Габриэль  эпитафию, она довольно резкая и обличительная, а смысл её кроется в семейных особенностях отпрысков д’Эстре:

«Я вижу явь страшнее снов:
Ведомы пастырским ублюдком,
Шесть смертных, но живых грехов
Идут к погосту строем жутким
И, голося «за упокой»,
Оплакивают грех седьмой»

Вот уж вправду говорят, увидеть Париж и умереть.


(На фото та самая картина)