Хунга-мунга. Глава 1

Александр Михельман
Солнце пекло вовсю. Прерия не самое приятное место, скажу по секрету, даже для такого выносливого и живучего создания, как горный тролль, вроде меня. Жарко, воды мало, виды не слишком приятны. Особенно тяжко ходить пешком, а иных вариантов и нет, лошади и верблюды такую громадную тушу не поднимут, а слонов из Африки так и не завезли, да и кормить их особо нечем.


Что-то несколько раз стукнуло по спине, но не обратил на это внимание. У нашего брата такая твёрдая кожа, пули отскакивают, а от моей и ядра так же, так что, обычно, не трачу время на то, чтобы реагировать на всяких агрессоров. Пусть развлекаются. Прямо как в той известной шутке: «Иду себе по улице, слышу сзади шум, поворачиваюсь, оказывается, дерутся. Спрашиваю, кого бьют? Поясняют, что меня»! Помнится, когда гулял по лесу ближе к северу, волки привязались, миль шесть бежали следом и ноги кусали, с нулевым результатом, пока не попадали без сил и не отправились искать менее уязвимую жертву, а я даже не притормозил, лишь сумку поднимал повыше, дабы не испортили и не порвали. И сейчас не изменил обычному правилу, но послышался гневный женский крик. Только тогда остановился, повернул голову и замер. Передо мной стояла девушка – негритянка, но как же отличалась от других, рабынь юга. Гладко выбритая голова, украшенная позолоченной диадемой, в ушах «цыганские» серьги а виде колец, на шее – золотые браслеты, один под другим, поддерживали красивую голову. Ещё парочка толстых и широких браслета на руках, между плечами и локтями. Ещё позолоченные наручи, украшенные рисунками в африканском стиле. Туловище укрыто платьем из леопардовой шкуры, спускавшимся до середины бёдер, стянуто ремнём с пряжкой в виде головы леопарда, ноги защищали позолоченные поножи в том же стиле, что и наручи, обувь отсутствовала. На поясе висели пустые ножны кинжала. В руках незнакомка держала *хунга-мунга, точно зачарованный. Нежели им и бросалась? Но мы не играли вовсе, я так точно, да и арена отсутствует.




*Хунга-мунга оружие. Молния - метательное оружие народов Африки, представляющее собой разнообразные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти и статуса человека, а также магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм, не имеющие заточки, с отверстиями для переноски. У разных народов для него существовали свои названия: гангата (Центральная Африка), пинга, кпинга, азанде, кипинга, кучил, хунга-мунга, трумбаш, oнгалио (народ сара, к востоку от озера Чад), сай и мудер (ингесана, Судан). Есть мнение, что молния появилась на территории Судана около тысячного года нашей эры. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые тысяча триста пятидесятыми годами до нашей эры. Предполагают, что она происходит от несколько изогнутой на одном конце метательной палки (бумеранга), которую обычно носили на плече. При этом наиболее эффективны и удобны для переноски на плече были палки с одним боковым отростком. Затем добавились дополнительные выступы и зубцы. Такие деревянные метательные клинки служили военным оружием в царстве Борну. Железные же варианты массово нигде на употреблялись. «Крылатые» южноафриканские разновидности молний использовались массово для «обстрела» противостоящей группы противника (футов с пяти). Металась горизонтально. При этом большая площадь поверхности лезвий обеспечивала вращающемуся оружию планирующий полёт (как у не возвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять летящей горизонтально молнии были уклонения и прыжки, так как, попав в щит, она могла поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина. Такими молниями рубились в ближнем бою. При метании вертикально или у прутьевидных (F-образных) разновидностей с севера Африки эффекта планирования не было. Но и фактов использования F-образных молний в качестве метательного оружия почти не имеется (только нгалио у сара). Есть также сообщение, что молнию хотя и носили с собой (скорее, как парадное оружие), но старались употреблять в деле лишь, в крайнем случае, чтобы избежать потери дорогого предмета. Есть указание, что только племя нгапу (в области между Уэлле и озером Чад) использовало их после израсходования всех копий и стрел. Для этого у каждого из воинов на рукоятке щита крепилось от трёх до шести молний. Две - три молнии на центральном диске щита подвешивали азанде, а чадские и более западные племена носили их в специальных чехлах.





- Да что ты за чудовище такое? – воскликнула воительница.


- Горный тролль, вообще-то, - я ухмыльнулся, - что, не встречала такого?


- Слышала, - кивнула темнокожая, - сдавайся, я отведу тебя к местным властям и сдам!


- По какому обвинению? – мои брови поползли вверх.


- Ты же монстр, вообще-то, - воскликнула незнакомка.


- Чудища так же разными бывают, - я передёрнул плечами, - скажу по секрету, образ агрессивных гигантов – людоедов, врагов всего живого и рабов Тёмных Властелинов устарел, это просто заблуждения суеверных и недалёких людей. Чуть иное воспитание, хорошая кормёжка и становимся мирными и добродушными. Меня, скажем, во всей округе хорошо знают, приведёшь и посмешишь шерифов. Ни монетки не дадут, разве как милостыню. К тому же, ещё необходимо как-то арестовать, а твоя железяка ничто против этого (я вытащил из кобуры шестизарядный револьвер, сделанный под мою руку, соответствующих размеров, каждая пуля лишь вдвое меньше пушечного ядра и покрутил на толстом пальце), выстрел и дырка выйдет такая, ни один доктор, даже из Европы, не заштопает. И разве твой хунга-мунга имеет силу вне арены, хоть какую-то?


- Он вполне годится и как обычное оружие, хочешь мечи, а нужно – режь, или коли, или вражеское оружие улавливай, плюс форма меняется, в зависимости от того, что требуется, вплоть до гладкой, прятать в удобных ножнах обычного кинжала, - пояснила негритянка, - на арене же он является вовсе уникальным артефактом, «Царская Молния» зовётся, копирует способности других видов оружия.


- Дай угадаю, - я поморщился, - прибыла в Америку, чтобы участвовать в модной игре, но деньги быстро закончились, вот и пытаешься заработать, максимально простым и знакомым способом… Чего на родине не игралось, ведь из Африки развлечение и пришло?


- Моя мама – чемпионка материка и жена великого короля, - собеседница надулась важно, - чтобы сравняться с ней, не уронить чести рода, я должна одолеть лучших из лучших, а в Америке как раз такие живут.


- Только одна тонкость, на этом континенте хозяйничают белые люди, - я откашлялся, - а ваших соплеменников держат в рабстве. Боюсь, никто не выйдет на арену с тем, кого считают вещью. Если только не сочтут чей-то воительницей, живым инструментом, куклой, бросающей хунга-мунга. Благо, лучше негров ими никто не владеет. Более того, начнут оскорблять, унижать, ограбят, а после и повесят. Как сюда добралась, не представляю.


- И что предлагаешь? – насторожилась незнакомка.


- Мне очень требуется помощница, - я облизал губы, - у этих людей столько мелких и хрупких предметов, постоянно случаются недоразумения. А платить, никаких денег не наберётся. Работы мало, прикрытие идеальное. При моём облике никто и слова сказать не посмеет и пальцем не тронет.


- В моём роду никто не служит, тем более, чудищам! – рыкнула темнокожая.


- А как насчёт боевой хитрости в стане врага? – спросил я.


- Это можно, - нахмурилась странница.


- Во-о-от, - протянул я, - притворимся, что ты – моя рабыня, у людей всё сойдётся в скудном мозгу, и не станут донимать, играй не хочу. Обоим польза. Как предложеньице?


- Приставать не станешь ко мне? – прищурилась девушка.


- Прости, ты для меня мелковата, не выживешь, если позарюсь, - хмыкнул я, - к тому же, межвидовые скрещивания, это мерзко. Можешь об этом не беспокоиться.


- Тогда, пожалуй, я согласна на военную хитрость, - негритянка в первый раз улыбнулась, - истинное моё имя знает лишь мама, а здесь зовусь Хунга-мунга, в честь своего оружия.


- «Грамотей», - представился я, - странствую, собираю разные истории, мифы, случаи, записываю, благо, мой учитель подарил волшебную книгу, в которой чистое место не заканчивается и можно поместить все знания, как человечества, так и иных народов, а так же и всю литературу, поэзию и много чего ещё интересного.


- И как же случилось, что такое огромное создание занято подобным, не сражается? - удивилась Хунга-мунга.


- Некогда, на моё поселение напали разбойные тёмные альвы дроу, вооруженные ружьями с зачарованными пулями, способными пробить всё, что угодно, включая металл и камень, - я вздохнул, - выбрали момент, когда там были только женщины, старики и дети, всех, кроме одного младенца, убили. При них был старик – монах, цверг, описывал произошедшее, меня и подобрал, а после воспитал и передал своё дело.


- И ты не отомстил убийцам? – возмутилась собеседница.


- Да там почти и некому было, - я поморщился, - половину убили во время нападения, троллихи не те существа, кто сдастся без боя, и вдвойне опасны, когда защищают деток. После мужчины вернулись, обнаружили, что случилось, кинулись вдогонку. Осталось лишь трое живых недругов, причём, больше случайно. Двое сгинули после, от других рук, а когда я вырос и возмужал, отыскал последнего врага. Из черепа вышла превосходная чернильница, оправил её в металл, чтобы ничего не вытекало. Хочешь, покажу?


- Не надо, - спутница отпрянула.


- Хорошо, кстати, что ты со мной связалась, - я поправил сумку на боку, - поскольку я абсолютно всем интересуюсь, обо всём пишу, знаю многих игроков в округе. Тебе ведь, чтобы стать чемпионкой, надо одолеть двенадцать бойцов? Не знаю только, как развиваться станешь. Артефакты с одинаковыми способностями, сливаются в одно целое, а твой какой-то новый.


- Копируя чужие возможности, он и сливается с каждым, перешедшим в мою собственность, - пояснила воительница, - не придётся с собой таскать целую обойму, как другим. А как обрету статус соответствующий, можно и домой возвращаться с почётом.


- В таком случае, есть хорошие новости, - я подмигнул, - тут неподалёку есть городок, ничем не примечательный, кроме того, что там попадаются игроки. Спешат на один из больших чемпионатов. Так бы в жизни не сунулся в подобную дыру, но, ради тебя, сделаю небольшой крюк. Где лошадь?


- Какая? – не поняла Хунга-мунга.


- На диком западе никто не ходит пешком, кроме великанов всех мастей, - пояснил я, - а ты слишком маленькая и хрупкая для такого звания.


- Моё племя славиться своими бегунами, а дочь короля, быстрее и выносливее всех, - девушка надула щёчки, - мчалась от самого порта и до сюда, почти не останавливаясь. Игроки не попадались как-то.


- Я же говорил, без опытного проводника никак, - я поправил шляпу на голове, - возблагодари всех богов, каким поклоняешься. И слишком много бегать не полезно, прибудешь на игру уставшей. Залезай ко мне на плечо, доедешь с комфортом, по-королевски. А как окажемся рядом с городом, спущу, и притворишься верной служанкой, договорились?


- На ком только не приходилось кататься, доказываю свою доблесть на охоте, - улыбнулась новая знакомая, - на слоне, носороге, жирафе, даже на одном из вождей, но великана оседлаю впервые.


Темнокожая быстренько вскарабкалась на меня и устроилась на плечике, благо оно было достаточно широким, чтобы сойтись за стул.


- Кстати, - я вытащил из сумки книгу, а так же перо и чернильницу, - ты весьма интересна, прошу, расскажи, хоть в общих чертах, о своём народе, соседях, всё, чего помнишь, до мельчайших подробностей. 


- Я из оромо «бродячие искатели земли» - народ в Эфиопии и на севере Кении, - начала моя спутница, - оромо делятся на региональные и племенные группы: Центральная Эфиопия - тулама; Западная Эфиопия - мэча; Юго-Восточная Эфиопия - арси, итту, котту, поле, джарсо, ала, бабиле; Юг Эфиопии - борана; Север Эфиопии - азебу, райя, волло. В Кении живут гуджи, часть борана (кочевые скотоводы), а также оромо (земледельцы долины реки Тана, смешавшиеся с банту) и бродячие охотники вату. Более половины являются мусульманами-суннитами, есть христиане (миафизиты, лютеране, католики). Также распространены традиционные верования и культы: анимизм, культ первопредка оромо, пророка Абба Муда, небесного бога Уака, божеств земли. начали селиться на землях Эфиопии и северной Кении задолго до шестнадцатого века по вашему летоисчислению. Однако массовая миграция кочевников-скотоводов оромо из района Африканского Рога на территорию Эфиопии началась лишь в двадцатых годах того же века. С шестидесятых годов миграция стала очень интенсивной и проходила в трёх направлениях: северном, северо-восточном и западном. В это время оромо представляли собой совокупность множества племён, которые были однородны в культурном отношении и составляли единую культурную общность. Племена образовывали два крупных союза племён, барайтума и боран. Местное население редко оказывало сопротивление; как правило, жители пытались найти убежище в труднодоступных местах и оставались там после захвата их земли племенами оромо. Большинство населения захватываемых территорий либо подвергалось физическому уничтожению, либо ассимилировалось. Процессу ассимиляции способствовал существовавший у оромо институт усыновления иноплеменников.


Традиционные занятия: пашенное и ручное земледелие, животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади), скотоводство (на юге встречаются группы кочевых и полукочевых скотоводов). Живём в шатрах и жилищах из шкур, традиционная одежда - у мужчин  штаны, туникообразная рубаха, украшенные вышивкой, и шляпа. У женщин - кожаная юбка и плащ. Потом покажу, есть с собой, так сказать. Едим пресный хлеб из теффа, пшеницы. Употребляем острые мясные соусы, пряности, напиток из ячменя вроде пива, кофе и лёгкий алкогольный напиток из мёда. Центральным институтом социальной организации оромо исконно является система возрастных классов - гадаа. Её основным структурным принципом является деление на генеалогические поколения. Интервал между поколениями составляет 40 лет и включает пять возрастных классов, последовательно проходивших через пятизвенную систему возрастных степеней. Все возрастные классы являются корпоративными объединениями, каждое из которых исполняет ряд нормативно определенных функций (хозяйственных, военных, ритуальных). Функцию организатора жизнедеятельности социального организма возрастной класс получал при переходе в возрастную степень луба — степень «правления». В степени «правления» в возрастном классе выбиралась группа лидеров, так называемый совет гада. Все три основных функции по руководству племенем, — организационно-управленческую, военную, религиозно-идеологическую - у оромо осуществляет совет гада. В религиозно-идеологической сфере действует помимо совета гада религиозный лидер абба муда («отец помазания»). В период ведения военных действий всё управление сосредотачивается в руках военного лидера — абба дула («отец войны»). Ядром общины является патрилинейная родовая группа. Соседние деревни, как правило, населены родственными группами. Важная роль в сельскохозяйственном производстве и общественной жизни принадлежит группам соседской трудовой взаимопомощи. Часть оромо работает по найму в промышленности и сельском хозяйстве; в последнее время увеличивается национальная интеллигенция.