Птичьи заметки

Маркович Ирина
   

 БОЖЬИ ПОСЛАННИКИ

   Птицы - Божьи посланники. Мой жизненный опыт подтверждает это.
   В окно стучится синица - не нужно бояться. Так обозначается новый этап в личной жизни: через несколько лет после смерти мужа ко мне не просто стучалась, а "рвалась" синица - вскоре в моей жизни появился  другой мужчина.
   Налетела стая птиц - хоть и страшно (собьют, заклюют!), но к свадьбе. Перед женитьбой сына было именно так.
   Под кровлей дома выросли птенцы - добрый знак,  к прибавлению в семействе. В дачном домике, на камине верхнего этажа, птицы вывели малышей (я даже приходить стала реже, чтобы не спугнуть). Вскоре я стала бабушкой.
   Увидеть мертвую птицу - к беде: за неделю до смерти мужа на купленных для постройки дома кирпичах я обнаружила большую, кем-то убитую птицу.
   Разрушить (даже невзначай) гнездо птицы - к большим проблемам в семье, тяжёлым болезням близких. В санатории, где мы с мужем отдыхали, на лоджии, у самого светильника, ласточки начали строить гнездо. Перегорела лампа, и мы вызвали электрика: в сумерках свет защищал от комаров.  Мастер вкрутил лампочку, но гнездо упало. В этом же году моя мама перенесла тяжелую операцию, во время которой едва не умерла.
   Сорока, назойливо стрекочущая поблизости, - к недобрым, тревожным новостям. Эта примета подтверждалась многократными ситуациями.
   Ночной хохот птицы - к смерти близкого человека. Такой страшный хохот (никогда его не забуду) я слышала в Крыму за полгода до утраты супруга.
   ...Я всегда внимательна к поведению птиц, стараюсь жить с ними в мире, не обижать их ничем...

   НЕЖДАННЫЙ ГОСТЬ

   Февральское утро выдалось морозным и ярким. Раскрыв шторы, я с удовольствием рассматривала заоконные фотоснимки. Снег блестел и искрился. Разноцветные звездочки сияли в воздухе - фантастический фейерверк вызывал восторг и удивление.
   В прекрасном расположении духа я пошла на кухню заваривать кофе. И... неожиданно услышала громкое птичье щебетание.
- Странно, в большой мороз (на дворе было градусов двадцать ниже нуля) птицы обычно прячутся. А тут такие бодрые весенние призывы!
  Посмотрев в окно, напротив которого красовалась присыпанная морозной пудрой вишня, я никого не обнаружила.
Однако звонкий, по-детски радостный щебет повторился.
- Откуда он? - терялась я в догадках.
   Еще раз осмотрев видимое из кухонного окна пространство, у самого края крыши пристройки я увидела  встревоженную воробьиную пару. То скрываясь, то снова появляясь, птицы будто пытались мне о чем-то сообщить.
- Неужели гость в доме? - наконец догадалась я.
    Войдя в пристройку, я увидела малыша воробушка, прыгающего по стоящим на подоконнике банкам.
- Так вот откуда звонкое щебетание!
   Странным было то, что птичка залетела в абсолютно закрытое помещение.
- Может, попала по трубе, ведущей к колонке?
  Осмотрев прибор изнутри, я осталась без ответа.
- Никаких "отверстий" в колонке нет. Газовый котел плотно закрыт, все воздуховоды тоже. Чудеса, да и только!
   Маленькой птичке нужна была моя помощь. Медленно подойдя к окну, я взяла воробушка в руки.
- Не бойся! - уговаривала я затрепетавшую и жалобно пискнувшую птичку.- Я тебе помогу.
   Аккуратно пронеся воробышка через коридор и веранду, я открыла входную дверь и разжала ладони.
- Лети!
   Встрепенувшись, пленник быстро полетел прочь.
   А я стала ждать новостей.
   Через несколько дней сестра сообщила мне, что у ее дочери, чье детство прошло в нашем отчем доме (здесь десять лет назад состоялась и свадьба красавицы Лизочки), появится еще один ребенок.

 ДУБОНОСИК, СНЕГИРЬ И ЗАВСЕГДАТАИ ПТИЧЬЕЙ СТОЛОВОЙ

   Мы с сестрой не один год подкармливаем птиц.
Из пластмассовой двухлитровой банки сделали "птичью столовую": на дно емкости сыплем семечки (привереды птицы хлебные крошки есть не хотят!).
  Кормить стараемся в одно и то же время. К обеденному часу
на яблоне собирается много птичьего народу. Время от времени проверяя кормушку, синицы-завсегдатаи терпеливо ждут, перетинькиваются друг с другом. Синички - вежливые пичужки: корм берут по очереди, без ссор и склок.  Выхватят семечку и летят на другое дерево. Там расклюют скорлупку - и снова в очередь.
  В другом конце сада мы повесили кормушку меньшего объема - для воробьев, так как к своему столу желтогрудые хлопотуньи их не подпускают. Воробьи "воспитаны неважно": толкаются и даже дерутся. Если вдруг случится рассыпать семечки, и больших и маленьких птичек на земле собирается несколько десятков, обед сопровождается задорным чириканьем и обязательными "разборками".
   Однажды в январе, выглянув в окно, я заметила в синичкиной столовой довольно большую птицу. Спокойно и даже как будто флегматично сидела она на краю кормушки и по-хозяйски обедала, не подпуская к еде никого. Завсегдатаям на этот раз пришлось ждать долго: коричнево-бархатная птица с красивыми стальными полосками на крыльях расщелкивала семечки широким носом. На мой стук из окна смелая незнакомка не обратила никакого внимания, продолжая утолять голод. Гостья не была похожа ни на кого из известных мне птиц. Воспользовавшись интернет-подсказкой, я поняла, что к нам в гости прилетал дубонос. Мне посчастливилось еще раз увидеть эту редкую птицу в холодные февральские дни. Кормушка в тот день была засыпана крупными семечками ("птички" на рынке закончились). И опять все было, как и в первый раз: никакого испуга и нетерпения, сознание собственной значимости и достоинства, обед без суеты и суматохи. На этот раз на дне кормушки остались только скорлупки.
   8 марта своим визитом порадовал (поздравил!) красногрудый снегирь. Он стал украшением птичьей столовой на несколько минут, поворачиваясь разными сторонами своего яркого оперения. Пушистый, "жирненький" и более дружелюбный, чем дубоносик, он был не прочь пообщаться с завсегдатаями, подобно синичкам скакал по снегу, подбирая упавшие зерна.
- Праздник удался,- говорила себе я, любуясь ярким, нарядным "цветком"...
 
  ИМЕНИННЫЙ ПОДАРОК

   Вчера был день рождения мамочки. Шестой день рождения без нее...
   В отчем доме было по-особенному пусто. Грусть не оставляла сердца, слезы подступали к глазам. Несмотря на улыбающийся мамин портрет. Несмотря на солнечный свет за окном.
   ... Мама заполняла собой все пространство нашего дома. Ее энергия, ее вездесущий хозяйский глаз распространялись и на двор, сад, огород, палисадник. Она всегда знала, что необходимо сделать сегодня, завтра, в недалеком и более дальнем времени, что и где обновить, подправить.
   Став правообладателем родительского дома, я ощущаю себя здесь скорее как созерцатель. Я лишь выполняю мамочкин наказ о сохранении отчего гнезда, которому без малого сто лет. Правда, охранную функцию я осуществляю с радостью, поддерживая в дорогой обители жизнь и красоту.
   В знаковые для семьи дни я внимательно наблюдаю за домом и участком, фиксируя  "необычные происшествия".
   В прошлом году на мамины именины в дом залетела бабочка (в начале марта!). В позапрошлом - на открытой форточке кухни долго сидела синичка, заглядывая в дом.
   В нынешнем году 4 марта выпал снег, покрылись льдом лужицы и небольшие емкости с водой, подготовленные  для птиц.
  Вот в таком корытце с подернутой морозом водой я и увидела красногрудого снегиря. От неожиданности ахнула: такой он был большой, пушистый, яркий, значительный.
    Снегирь неторопливо пил воду, не обращая внимания на мой силуэт в окне. Уверенно, без суеты и боязни, очень по-хозяйски.
   Зрелище было таким впечатляющим, что я бросилась за мобильником, чтобы сфотографировать птицу. Но, когда вернулась, снегиря на месте не оказалось. Не обнаружился он и во дворе.  Будто и не было посланца вовсе...
   Яркая птица изменила мое тоскливое настроение. С желанием и энергией я стала прибираться в доме, пристально оглядела двор, наметив работы на ближайшие дни.
   Красавец снегирь будто восстановил связь с дорогим человеком. Чувство огромной любви и благодарности мамочке, переполняя душу, не покидало меня весь день.