Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 101

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

Занимаясь темой исследования своего родного края, я обнаружил давние материалы в Государственном историческом архиве Латвии. Читая царские документы, не сразу обратил внимание на статистический отчет Витебской губернии - о производственных предприятиях по уездам. В разделе о Лепельщине сообщалось о «химических» производствах на ее территории. Сначала я не придал этому значения: знал, что в Лепельском крае никогда не было химической отрасли.

И только сейчас, поднимая тему алкогольной зависимости, стал присматриваться к старым статистическим выкладкам.

Оказывается, лядненский «броварчик» мог выпускать совсем другую продукцию – не ту, что «выбивала» земляков из жизни.

И плебан мог прославиться совсем на другом поприще…

К статистической строке о «химическом производстве» в Лепеле шло пояснение: карандашом приписано, что это «приготовление сельтерной воды».

Сельтерная вода, а правильнее будет сельтерская – это напиток, богато насыщенный минеральными элементами: концентрацией гидрокарбоната натрия, кальция, хлорида, магния, сульфата, ионов калия. Проще говоря, это обогащенная природная газированная вода, укрепляющая здоровье.

О такой воде можно прочитать в онлайновой энциклопедии. «Сельтерская» - слово немецкое: Selterswasser. А знаменита тем, что обнаружена в горах Таунус – в центральной Германии. Там проходила граница римских владений Лимес – укрепленный рубеж, линия сторожевых башен.

Еще римляне использовали ту воду, называя «аqua saltare», что в переводе с латинского - «прыгающая вода», или «saltrissa»: «подъём соли». Колодцы, откуда она черпалась, упоминались в монастырских документах, относящихся к 772 году.

Немецкая «selterswasser» добывается с 1536 года. Обратим внимание на дату. Великое княжество Литовское в то время было «в руках» миланской герцогини Боны Сфорцы, которую «делегировали» замуж за отжившего свой век Сигизмунда Старого, короля польского и великого князя литовского. Бона прославилась земельными реформами, и Лепельское побережье не исключалось из ее интересов. Там осваивались подляшские воеводы, а виленские каноники рассматривали возможность подчинить Лепль, дарованный Александром витебской плебании.

Лепельские земли не уступали таунусским. Внешне они другие - не настолько гористые. Но похожи подземным строением. Немецкий Таунус пересечен многочисленными линиями разломов, а лепельский ландшафт – последствия ледника, застывшего в движении. Из таунусских разломов бьёт множество подземных источников, и лепельские окрестности пронизаны криничными истоками, вышедшими на поверхность.

Белорусский ученый, историк-картограф Лев Козлов, рассказывая о Лепельщине, привел ряд поразительных фактов. В частности, рассказал, что вода из лепельских криниц поставлялась в царские хоромы. До того ценилась!

А вот еще один характерный пример. О нем поведал земляк, бывший житель деревни Подымхи Лепельского района Николай Коляда. Он там родился. К сожалению, деревни как таковой больше нет – оказалась на отшибе, вдали от оживленных торговых трасс, и «захирела». Это беда всех подобных белорусских селений: хаты заброшены, народ уехал в города.

Еще недавно, в советское время, деревня гремела. У Коляды был старинный колодец, и подымховцы приходили за их водой. До того она была вкусной!

Потом колодец истощился, и парни полезли почистить, углубить. Копались-копались, и вдруг ударила настолько мощная струя, что едва успели выскочить.

А позже местные краеведы наткнулись на одну из таких жил неподалеку от Подымхов, где она вышла наружу. Они пытались достать дно, опуская длинный хлыст – безуспешно, а родник извергался волнообразной амплитудой – словно вулкан…

Криниц – мироточивых недр - вкруг Лепеля очень много, истекают они больше всего из-под высоких речных берегов: меж Пышнянской и Лукомльской возвышенностями.

И еще одно обстоятельство указывает на сходства. Известно, что первоначально таунусская вода распространялась в керамических бутылках (как сегодня рижский бальзам). Не в этом ли разгадка залежей битой керамики в лепельских околотках и большое число гончарных мастеров, зафиксированных в инвентаре Лепля за 1641 год?

Немецкий источник поначалу был «королевским», а потом стал государственным – после свержения монархии. Сейчас он на счету муниципальной собственности. Его лечебные свойства были использованы для оздоровления, и Зельтерс стал популярнейшим спа-курортом.

На бывшем Ксендзовом полуострове, где в эпоху Речи Посполитой функционировал «броварчик», тоже сегодня лечебное коммерческое предприятие – пансионат «Лодэ». Уникальный водоем – внутреннее озерцо -  используется как антураж и для отдыха: устроены беседки и сходни с берега. Каково было его предназначение в давности – неизвестно. Только «заросший пруд» и «броварчик», упомянутые в церковной визитации, указывают на возможную предназначенность.

К сожалению, пока больше ничего нельзя сказать о производстве сельтерской воды в Лепеле: почему ее выпуск в царскую эпоху относился к категории «химических производств» и не получил распространения? Потому что был невыгоден? 

В 1895 году в уезде отмечалось 4, в 1901-м – 6 таких «производств». В денежном выражении они выпускали мизерный объем продукции – всего на сумму 500 рублей в год. Винный оборот тут ни в какое сравнение! 

В дореволюционной России «сельтерской» называли столовую минеральную воду, но это не одно и то же. Созданные «искусственные» газированные воды только имитировали подлинную. Конечно, лепельская вода могла быть другой в сравнении с таунусской, однако факт доставки ее царедворцам заставляет задуматься. Где были источники, кто был их владельцами, как она добывалась и что собой представляла?

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): Ксендзов полуостров с озерком как блюдцем в центре, сейчас оздоровительная зона пансионата "Лодэ".


14.03/21