Tempora mutantur

Александр Парцхаладзе
        Мне четыре года.  Я сижу у маминого туалетного столика,  черного, узенького, на тонюсеньких ножках.  Сейчас он покрыт декоративной, похожей на гобелен, скатертью - так попросил наш Домашний Фотограф, дядя Костя.  Поначалу он хотел,  чтобы я подпирал  голову ладонями,  но столик оказался слишком высок для меня, и на фото я сижу, просто положив подбородок на скрещенные руки. Удивительно полнощекий - нигде больше, ни на одной фотографии  нет у меня этих пухлых ручек, полного лица. Только глаза у меня, темные, внимательные, грустны. О чем грустил я в ту минуту? Уже не вспомнить. Может быть, мне надоело ждать,  когда же закончит наконец дядя Костя  возиться со своею треногой и  объявит: "Внимание - сейчас вылетит птичка!"?  Зато  отчетливо помнятся  все детали тогдашнего нашего быта:  и старинная мебель в полутемных комнатах,  и эти,  приходящие к нам одни и те же люди - домашний фотограф,  домашний доктор Киршенблат, домработница Надя   и стекольщик дядя Стёпа.             
               
        Две длинные наши застекленные галереи выходили - одна в сад,  вторая во внутренний дворик;  сквозняки растворяли двери настежь,  окна хлопали,  стекла бились,  и тогда появлялся он, стекольщик,  с высоким, сбитым из неоструганных досок ящиком на плече,  в котором стояли ребром  переложенные оберточной бумагой   опасно поблескивающие стекла.  Дядя Стёпа резал их на откидном столе в галерее  напротив парадной.  Работал алмазом,  отгоняя меня,  чтобы я не порезался,  а мне было так интересно смотреть,  как проводит он звонким стеклорезом  по идеально гладкой поверхности,  как появляется на ней чуть заметная глазу полоска,  превращаясь, когда он начинает постукивать по стеклу снизу,  в зияющую трещину.  Легкое движение рук в серых холщовых перчатках - и нужного размера стекло  отделяется от листа,  подносится к оконной раме...               
        Мне нравился этот человек,  его сноровистые движения,  запах свежей замазки,  которая ложилась  тонким лоснящимся слоем  и долго,  даже на следующий день,  пахла олифой.               
               
        Совсем  другой запах сопровождал появлявшегося  у нас доктора Кишенблата. От белого халата, в который он облачался в прихожей,  пахло йодом и карболкой, спиртом и лекарствами,  совсем как в аптеке, в той, что была в соседнем квартале, на углу Набережной и Технической улицы.  Доктор, который лечил всех членов семьи, помнил  наши болячки и никогда их не путал - спрашивал бабушку о давлении, а маму об её мигрени.  Но вызывали его чаще всего ко мне,  и он совсем не больно мял своими теплыми руками мой животик,  заглядывал в горло и даже - прошу прощения за неаппетитные подробности - нюхал содержимое моего горшка.               
               
        Доктор "Вишневый Листик" - так переводилась его фамилия - был типичным тифлисским немцем. Стареньким, но очень внимательным.               
        Какими непохожими оказались сменившие его вскоре врачи,  которых продолжали  вызывать на дом  мои родители!  Эти не шутили.  Не переодевались в белые халаты - к чему, если ты не на службе?...               
        Не помню, чем они пахли, но если б деньги, вопреки поговорке, имели запах, они бы точно пахли купюрами.         
               
        Фамильный доктор, домашний фотограф - все это давно осталось в детстве,  исчезло, как исчезают постепенно редкие виды животных. Не выдерживая конкуренции,  не справляясь с изменившимся темпом жизни.  Как мало уже можно встретить  привычных вывесок,  знакомых булочных,  стоявших когда-то столетие подряд всё на том же месте  магазинов,  мастерских  и аптек!               
               
        Прошлой осенью в Выборге,  в узенькой улочке Северный Вал  рядом с Рыночной площадью  мы зашли с женою в небольшой магазин верхней одежды.  Зашли  с удовольствием,  потому что заранее знали  ассортимент товаров,  помнили ненавязчивую приветливость хозяина.  Он встретил нас, как старых знакомых,  посетовал на упавший спрос, постоянно меняющиеся правила.               
        И мы сразу,  не сговариваясь,  согласились с ним в одном,  в том, что и нас тревожило,  делало жизнь неуютной:  постоянства - вот  чего нам больше всего не хватает сегодня.               
               
        Tempora mutantur...*               
        - ... А нам совсем не хочется меняться вместе с ними...               
               
               
        *tempora mutantur /et nos mutamur in illis/ - меняются времена /и мы меняемся вместе с ними/