Пленник 3енды, 21-22 глава

Виктор Тимонин
Глава 21

Если бы любовь была всем!

Была уже ночь, и я находился в камере, в которой Король лежал в замке Зенда. Большая трубка, которую Руперт из Хентцау прозвал своей любимой трубкой. "Лестница Джекоба" исчезла, и свет в комнате по ту сторону рва мерцал в темноте. Все было тихо; шум и стук борьбы исчезли. Весь день я прятался в лесу, начиная с того времени, когда Фриц был еще жив. он увел меня, оставив Занта с принцессой. Под покровом сумерек, закутанного в одеяло, меня привезли в замок и поместили там, где я теперь лежал. Хотя там погибло три человека—двое из них от моей руки,—призраки меня не беспокоили. Я бросился на тюфяк у окна и смотрел на черную воду; Иоганн, сторож, все еще бледный от раны, но уже не сильно пострадавший, принес мне ужин. Он сказал мне , что король чувствует себя хорошо, что он видел принцессу, что она и он, Запт и Фриц, давно вместе. Маршал Штракенц уехал в Стрельзау, черный Михаил лежал в гробу, а Антуанетта де Мобан-в гробу. разве я не слышал из часовни, как священники пели за него мессу ?
Снаружи ходили странные слухи. Одни говорили, что пленник Зенды мертв, другие-что он исчез еще живым, третьи-что это друг, который хорошо послужил королю в какой-то авантюре в Англии, четвертые-что он раскрыл заговоры герцога и поэтому был похищен им. Один или два проницательных человека покачали головами и сказали только, что они ничего не скажут, но у них есть подозрения, что можно узнать больше , чем известно, если полковник Запт расскажет все, что знает.
Так болтал Иоганн до тех пор, пока я не отослал его и не остался лежать один, думая не о будущем, а—как это обычно делает человек, когда что-то ворошит случалось с ним и такое-репетировать события последних недель и гадать, как странно они выпали. А над головой, в ночной тишине, я слышал, как колышутся о древки штандарты, потому что Знамя черного Михаила висело высоко-низко, а над ним -королевский флаг Руритании, плывущий еще одну ночь над моей головой. Привычка растет так быстро, что только усилием воли я вспомнил, что она больше не существует для меня.
Вскоре в комнату вошел Фриц фон Тарленгейм. Я стоял тогда у окна; стекло было открыто, и я лениво перебирал пальцами цемент , прилипший к каменной кладке там, где была “лестница Иакова”. Он коротко сказал мне, что король хочет видеть меня, и мы вместе пересекли подъемный мост и вошли в комнату, которая раньше принадлежала Черному Майклу.
Король лежал в постели; Наш Доктор из Тарленхейма ухаживал за ним и шепнул мне, что мой визит должен быть кратким. Король протянул руку и пожал мою. Фриц и доктор отошли к окну.
Я сняла со своего пальца кольцо короля и надела его на его.
“Я старался не обесчестить его, ваше величество, - сказал Я.
“Я не могу много говорить с тобой, - сказал он слабым голосом. - Я здорово поссорился с Зантом и маршалом, потому что мы все рассказали маршалу. Я хотел взять тебя с собой в Стрельзау, оставить у себя и рассказать всем о том, что ты сделал; и ты был бы моим лучшим и самым близким другом, кузен Рудольф. Но они говорят мне, что я не должен, и что тайна должна быть сохранена—если она может быть сохранена.”
- Они правы, сир. Отпусти меня. Моя работа здесь закончена.”
“Да, это сделано, как никто другой, кроме тебя, не смог бы сделать этого. Когда они увидят меня снова, у меня будет борода; я ... да, Честное слово, я буду истощен болезнью. Они не удивятся, что король изменился в лице. Кузен, я постараюсь, чтобы они нашли его изменившимся ни в чем другом. Ты показал мне, как играть короля.”
“Сир, - сказал Я. - Я не могу принять от тебя похвалы. По самой ничтожной милости Божьей я не был худшим предателем, чем твой брат.”
Он вопросительно посмотрел на меня, но больной человек боится загадок, и у него не было сил расспрашивать меня. Его взгляд упал на кольцо Флавии. Я носил. Я думал, что он спросит меня об этом, но, лениво потрогав его , он уронил голову на подушку.
“Я не знаю, когда увижу вас снова, - сказал он тихо, почти равнодушно.
- Если я еще когда-нибудь смогу служить вам, сир, - ответил я.
Его веки сомкнулись. Фриц пришел вместе с доктором. Я поцеловал руку Короля и позволил Фрицу увести меня. С тех пор я никогда не видел Короля.
Выйдя на улицу, Фриц повернул не направо, назад к подъемному мосту, а налево и, не говоря ни слова, повел меня наверх, через красивый коридор замка.
- А куда мы едем?” Я спросил.
Отвернувшись от меня, Фриц ответил::
“Она послала за тобой. Когда все закончится, возвращайтесь на мостик. Я буду ждать тебя там.”
- Чего она хочет? - спросил я, тяжело дыша.
- Он отрицательно покачал головой.
- Она знает все?”
- Да, все.”
Он открыл дверь и, мягко толкнув меня внутрь, закрыл ее за мной. Я очутился в маленькой, богато обставленной гостиной. Сначала мне показалось , что я один, потому что свет, исходивший от пары затененных свечей на каминной полке, был очень тусклым. Но вскоре я различил у окна женскую фигуру. Я понял, что это принцесса, подошел к ней, опустился на одно колено и поднес к губам ее руку, висевшую рядом . Она не двигалась и не говорила. Я поднялся на ноги и, пронзив взглядом воздух, сказал: мрак в моих нетерпеливых глазах, я увидел ее бледное лицо и блеск ее волос, и прежде чем я понял, я тихо заговорил::
“Флавия!”
Она слегка вздрогнула и огляделась. Затем она бросилась ко мне, схватив меня за руку.
“Не стойте, не стойте! Нет, вы не должны! Ты ранен! Садись—ка сюда, сюда!”
Она усадила меня на диван и положила руку мне на лоб.
“Какая у тебя горячая голова, - сказала она, опускаясь на колени рядом со мной. Потом она положила голову мне на плечо, и я услышал, как она прошептала: “моя дорогая, как горяча твоя голова!”
Каким-то образом любовь дает даже тупому человеку знание о сердце его возлюбленной. Я пришел, чтобы смириться и попросить прощения за свою самонадеянность; но то, что я сказал сейчас, было:
- Я люблю тебя всем сердцем и душой!”
Ибо что смущало и стыдило ее? Не ее любовь ко мне, а страх, что я притворялся влюбленным, как Король, и принимал ее поцелуи со сдержанной улыбкой.
“Всем сердцем и всей душой,” сказал я, когда она прижалась ко мне. - Всегда, с того самого момента, как я впервые увидел тебя в соборе! Для меня в этом мире была только одна женщина—и не будет другой. Но Бог простит мне то зло, которое я причинил тебе!”
- Они заставили тебя это сделать! - быстро сказала она и добавила, подняв голову и глядя мне в глаза: - это не имело бы никакого значения, если бы я знала. Это всегда был ты, а не король!”
“Я хотел тебе сказать,” сказал Я. “Я собиралась сделать это в ночь бала в Лондоне. Стрельзау, когда Зант перебил меня. После этого я не мог ... я не мог рисковать потерять тебя раньше ... Раньше ... я должен! Моя дорогая, ради тебя я чуть не оставил короля умирать!”
- Я знаю, я знаю! Что же нам теперь делать, Рудольф?”
Я обнял ее за плечи и приподнял, говоря::
- Сегодня вечером я уезжаю.”
- Ах, нет, нет! - воскликнула она. - Только не сегодня!”
- Я должен уйти сегодня вечером, пока меня не увидели другие. И как бы ты хотела, чтобы я остался, милая, если бы не ... ”
- Если бы я могла пойти с тобой! - прошептала она очень тихо.
- Боже мой! - грубо сказал я. - не говорите об этом! - и я слегка оттолкнул ее от себя.
- А почему бы и нет? Я люблю тебя. Вы такой же хороший джентльмен, как и король!”
Тогда я обманывал все, за что должен был держаться. Я подхватил ее на руки и стал молить словами, которые не стану писать, чтобы она пошла со мной, бросив вызов всей Руритании, чтобы она отняла ее у меня. И какое-то время она слушала с изумлением, с ослепленными глазами. Но когда она взглянула на меня, мне стало стыдно, и мой голос замер в прерывистом бормотании и заикании, и наконец я замолчал.
Она отодвинулась от меня и прислонилась к стене, а я сел на край дивана, дрожа всем телом, понимая, что натворил,—ненавидя это, упрямо не желая исправить. Поэтому мы долго отдыхали.
- Я сошел с ума!” - Угрюмо спросил я.
“Мне нравится твое безумие, дорогой, - ответила она.
Ее лицо было далеко от меня, но я уловил блеск слезы на ее щеке. Я вцепилась в диван рукой и удержалась там.
- Разве любовь-это единственное?” - спросила она тихим, нежным голосом, который, казалось , успокоил даже мое измученное сердце. - Если бы любовь была единственной вещью, я пошел бы за тобой—в лохмотьях, если понадобится,—хоть на край света, потому что ты держишь мое сердце в своей ладони! Но разве любовь-это единственное?”
Я ничего не ответил. Теперь мне стыдно думать, что я не помогу ей.
Она подошла ко мне и положила руку мне на плечо. Я поднял свою руку и взял ее.
- Я знаю, что люди пишут и говорят так, как будто это так. Возможно, для кого-то судьба позволяет этому случиться. Ах, если бы я был одним из них! Но если бы любовь была единственной вещью, вы бы позволили королю умереть в своей камере.”
Я поцеловал ей руку.
- Честь связывает и женщину, Рудольф. Моя честь заключается в том, чтобы быть верным своей стране и своему дому. Я не знаю, почему Бог позволил мне любить тебя, но я знаю , что должен остаться.”
Я по-прежнему молчал, и она, помолчав немного, продолжала::
- Твое кольцо всегда будет на моем пальце, твое сердце в моем сердце, прикосновение твоих губ к моим. Но ты должен уйти, а я должен остаться. Возможно, я должна сделать то, что убивает меня сама мысль об этом.”
Я понял, что она имела в виду, и меня пробрала дрожь. Но я не мог полностью подвести ее. Я встал и взял ее за руку.
- Делай, что хочешь или что должен,” сказал я. - Я думаю, что Бог показывает свои цели таким, как ты. Моя роль легче, ибо твое кольцо будет на моем пальце, а твое сердце-в моем, и никакое прикосновение, кроме твоих губ, никогда не коснется моих. Так что да утешит тебя Господь, моя дорогая!”
Тут до наших ушей донеслись звуки пения. Священники в часовне пели мессы за упокой душ умерших. Казалось, они поют панихиду по нашей похороненной радости, молят о прощении за нашу любовь, которая не умрет. Нежная, сладкая, жалостливая музыка поднималась и опускалась, когда мы стояли друг против друга, держа ее руки в моих.
“Моя королева и моя красавица! - воскликнул Я.
“Мой возлюбленный и истинный рыцарь! - Может быть, мы никогда больше не увидимся. Поцелуй меня, моя дорогая, и уходи!”
Я поцеловал ее, как она велела, но в конце концов она прильнула ко мне, шепча только мое имя и повторяя его снова и снова , а потом я оставил ее.
Я быстро спустился на мостик. Запт и Фриц уже ждали меня. Следуя их указаниям, я переоделся и, как уже не раз бывало, прикрыв лицо платком, сел вместе с ними в седло у ворот замка, и мы втроем ехали всю ночь и до самого рассвета и очутились на маленькой придорожной станции на самой границе Руритании. Поезд еще не совсем подошел, и я гулял с ними по лугу у небольшого ручья, пока мы его ждали. Они обещали присылать мне все новости; они переполняли меня добротой—даже старик Зант был тронут нежностью, в то время как Фриц был наполовину беззащитен. Я как во сне слушал все, что они говорили. - Рудольф! Рудольф! Рудольф! " —все еще звенело у меня в ушах- груз печали и любви. Наконец они поняли, что я не могу их слушать, и мы молча ходили взад и вперед, пока Фриц не тронул меня за руку, и тогда я увидел в миле или больше от себя синий дым поезда. Затем я протянул руку к каждому из них.
“Сегодня утром мы все наполовину люди,-сказал я, улыбаясь. - Но ведь мы были людьми, а, Запт и Фриц, старые друзья? Мы прошли хороший курс между нами.”
- Мы победили предателей и прочно воссели на трон короля, - сказал он. Запт.
Тут Фриц фон Тарленгейм вдруг, прежде чем я успел понять, что он задумал, или остановить его, обнажил голову и, как обычно, наклонившись, поцеловал мне руку, а когда я вырвал ее, он сказал, пытаясь засмеяться:
- Небеса не всегда делают правильных людей королями!”
Старый Зант скривил рот, сжимая мою руку.
“У Дьявола есть своя доля в большинстве вещей,” сказал он.
Люди на станции с любопытством поглядывали на высокого человека с закутанным лицом, но мы не обращали на них внимания. Я стоял с двумя моими друзьями и ждал, когда поезд подойдет к нам. Потом мы снова пожали друг другу руки, ничего не сказав, и на этот раз оба—а старику Занту это показалось странным—обнажили головы и так стояли, пока поезд не скрыл меня из виду. Так что все подумали будто какой то великий человек отправился в это утро с маленькой станции для собственного удовольствия; тогда как на самом деле это был всего лишь я, Рудольф Рассендиль, английский джентльмен, кадет из хорошего дома, но человек без богатства, без положения и без многого другого. ранг. Они были бы разочарованы, узнав об этом. Но если бы они знали все, то выглядели бы еще более любопытно. Ибо, кем бы я сейчас ни был, я уже три месяца был королем, а это если и не повод для гордости , то по крайней мере опыт, который мне довелось пережить. Несомненно, я бы подумал об этом больше, если бы эхо не разносилось по воздуху от башен. из Зенды, которую мы оставляли далеко—далеко, в мои уши и в мое сердце ворвался крик женской любви:“Рудольф! Рудольф! Рудольф!”
Слушайте! Теперь я слышу!




Глава 22

Настоящее, прошлое и будущее?

Подробности моего возвращения домой мало кого интересуют. Я отправился прямиком в Тироль и провел там спокойные две недели—в основном лежа на спине, потому что начался сильный озноб; кроме того, я стал жертвой нервной реакции, сделавшей меня слабым, как ребенок. Как только я добрался до своей квартиры, я послал брату открытку, на первый взгляд небрежную , с сообщением о моем добром здоровье и предстоящем возвращении. Это послужило бы удовлетворению запросов о моем местонахождении, которые, вероятно, все еще продолжались. досадно префекту полиции Стрельзау. Я снова отрастил усы и "Империал", а так как волосы быстро падают мне на лицо , то к тому времени, когда я высадился в Париже и навестил своего друга Джорджа Фезерли, они уже были приличными, хотя и не пышными. Моя беседа с ним была замечательна главным образом тем, что я говорил много невольной, но необходимой лжи, и я безжалостно разозлил его, когда он сказал мне, что решил, будто я пошел по следу г-жи де Мобан, чтобы спасти его. Стрельзау. Дама, как выяснилось, вернулась в Париж, но жила в полном уединении—факт, который сплетники без труда могли объяснить. Разве весь мир не знал о предательстве и смерти герцога - Майкл? Тем не менее Жорж велел Бертраму Бертрану быть бодрым, “ибо, - сказал он легкомысленно, - живой поэт лучше мертвого герцога.” Потом он повернулся ко мне и спросил::
- Что ты делал со своими усами?”
“По правде говоря, - ответил я, напустив на себя лукавый вид, - у человека иногда бывают причины желать изменить свою внешность. Но все снова идет очень хорошо.”
«Что? Значит, я был не так уж далеко! Если не красавица Антуанетта, то была ли она очаровательнее?”
“Всегда найдется прелестница, - наставительно сказал я.
Но Джордж не успокоится, пока не вытянет из меня (он очень гордился своей изобретательностью) совершенно воображаемую любовную интрижку, сопровождаемую настоящим супом. о скандале, который удерживал меня все это время в мирных районах Тироля. Взамен этого рассказа Джордж потчевал меня большим количеством того, что он называл “внутренней информацией” (известной только дипломатам), относительно истинного хода событий в Руритании, заговоров и контрзаговоров. По его мнению, сказал он мне с многозначительным кивком, о Черном Майкле можно было сказать гораздо больше, чем предполагала публика, и он намекнул на вполне обоснованное подозрение, что таинственный пленник этого дома был не прав. Зенда, о которой уже упоминалось во многих местах, была вовсе не мужчиной, а (тут я с большим трудом удержался от улыбки) женщиной, переодетой в мужскую одежду; и эта борьба между королем и его братом за благосклонность этой воображаемой дамы лежала в основе их ссоры.
“Возможно, это была сама госпожа де Мобан, - предположил я.
- Нет! - решительно возразил Жорж. - Антуанетта де Мобан ревновала ее и выдала герцога королю. И, чтобы подтвердить мои слова, хорошо известно, что принцесса Флавия теперь чрезвычайно холодна к королю, после того как была очень ласкова.”
Тут я сменил тему разговора и сбежал от Джорджа “вдохновенного".” бред. Но если дипломаты никогда не узнают больше того, что им удалось выяснить в данном случае, то они кажутся мне довольно дорогой роскошью.
Находясь в Париже, я написал Антуанетте, хотя и не осмелился навестить ее. В ответ я получил очень трогательное письмо, в котором она уверяла меня, что великодушие и доброта короля, равно как и ее отношение ко мне, обязывают ее совесть хранить абсолютную тайну. Она выразила намерение поселиться в деревне и полностью удалиться от общества. Осуществила ли она свои замыслы, я никогда не слышал; но так как до сих пор я не встречался с ней и не слышал о ней никаких известий, то я не знаю. вероятно, так оно и было. Нет сомнения, что она была глубоко привязана к герцогу Стрельзаускому, и ее поведение в момент его смерти доказывало, что никакого знания истинного характера этого человека было недостаточно, чтобы вырвать ее уважение к нему из своего сердца.
Мне предстояло еще одно сражение—сражение, которое, я знал, будет жестоким и неминуемо закончится моим полным поражением. Разве я не вернулся из Тироля, не изучив его жителей, учреждений, пейзажей, фауны, флоры и других особенностей? Разве я не тратил время впустую, как обычно, легкомысленно и ни на что не годно? Это была та сторона дела, которая, как я должен был признать, должна была представиться моей невестке, и против вердикта, основанного на таких доказательствах, я действительно был не согласен. никакой защиты. В таком случае можно предположить, что я явился в Парк-Лейн в застенчивой, застенчивой манере. В общем, мой прием оказался не таким тревожным, как я опасался. Оказалось, что я сделал не то, что пожелала роза, а—самое лучшее—то, что она предсказала. Она заявила, что я не должен делать никаких записей, записывать свои наблюдения, собирать материалы. Мой брат, с другой стороны, был достаточно слаб , чтобы утверждать, что серьезное решение наконец воодушевило меня.
Когда я вернулся с пустыми руками, Роза была так занята триумфом Берлесдон, что она довольно легко подвела меня, посвятив большую часть своих упреков тому, что я не сообщил друзьям о своем местонахождении.
“Мы потратили уйму времени, пытаясь найти тебя, - сказала она.
“Я знаю, - сказал Я. - половина наших послов из-за меня прожила утомительную жизнь. Так мне сказал Джордж Фезерли. Но почему вы должны были волноваться? Я сама могу о себе позаботиться.”
- О, это было не так, - презрительно воскликнула она, - но я хотела рассказать вам о сэре Джейкобе Борродейле. Вы знаете, у него есть посольство—по крайней мере, через месяц—и он написал, что надеется, что вы поедете с ним.”
“А куда он направляется?”
“Он станет преемником Лорда Тофэма в Стрельзау, - сказала она. “ Лучшего места, чем Париж, и быть не может.”
- Стрельзау! - Сказал я, взглянув на брата.
- О, это не имеет значения! - нетерпеливо воскликнула Роза. “А теперь ты пойдешь, не так ли?”
- Не знаю, волнует ли меня это!”
“О, вы слишком несносны!”
- И я не думаю, что смогу поехать в Стрельзау. Моя дорогая Роза, не будет ли это ... подходящим?”
“О, теперь уже никто не помнит эту ужасную старую историю.”
С этими словами я вынул из кармана портрет короля Руритании. Это произошло за месяц или два до того, как он взошел на трон. Она не могла пропустить мою мысль, когда я сказал, вкладывая ее в ее руки:
“Если вы еще не видели или не заметили фотографию Рудольфа V, то вот он . А вы не думаете, что они могли бы вспомнить эту историю, если бы я появился при дворе Руритании?”
Моя невестка посмотрела на портрет, а потом на меня.
- Боже мой! - воскликнула она и швырнула фотографию на стол.
- А ты что скажешь, Боб?” Я спросил.
Берлесдон встал, подошел к углу комнаты и стал рыться в кипе газет. Вскоре он вернулся с экземпляром "иллюстрированного Лондона". Новости. Открыв газету, он показал двухстраничную гравюру с изображением коронации Рудольфа V в Стрельзау. Фотографию и фотографию он положил рядом. Я сидел за столом напротив них и, глядя на них, все больше погружался в свои мысли. Мой взгляд скользнул от моего собственного портрета к Занту, к Стракенцу, к богатым одеждам кардинала, к Черному лицу Михаила, к величавому статуе. фигура принцессы рядом с ним. Долго я смотрел и жадно. Меня разбудила рука брата на моем плече. Он смотрел на меня сверху вниз с озадаченным выражением.
“Поразительное сходство, - сказал Я. - Я действительно думаю, что мне лучше не ехать в Руританию.”
Роза, хотя и наполовину убежденная, не собиралась покидать свое место.
“Это всего лишь отговорка,” раздраженно сказала она. - Ты ничего не хочешь делать. Ведь ты можешь стать послом!”
- Не думаю, что хочу быть послом, - сказал Я.
“Это больше, чем ты когда-либо будешь, - парировала она.
Это очень похоже на правду, но не больше, чем я был.
Мысль о том, чтобы стать послом, едва ли могла ослепить меня. Я был королем!
Так что хорошенькая Роза оставила нас в даджене, а Берлесдон, закуривая сигарету, все еще смотрел на меня тем же любопытным взглядом.
— Эта фотография в газете ... - начал он.
- Ну и что из этого? Это показывает, что король Руритании и ваш покорный слуга похожи как две капли воды.”
Мой брат отрицательно покачал головой.
“Наверное, да, - сказал он. “Но я должен отличить вас от человека на фотографии.”
“А не по фотографии в газете?”
- Я должен был бы отличить фотографию от картины: Картина очень похожа на фотографию, но ... —”
- Ну и что?”
“Это больше похоже на тебя! - сказал мой брат.
Мой брат-хороший и верный человек, поэтому, несмотря на то что он женат и очень любит свою жену, он должен знать все мои секреты. Но эта тайна была не моя, и я не мог рассказать ее ему.
- Я не думаю, что это так похоже на меня, как на фотографию, - сказал я смело. - Но все равно, Боб, я не поеду в Стрельзау.”
“Нет, Не ходи в Стрельзау, Рудольф, - сказал он.
И подозревает ли он что-нибудь, или у него есть проблеск истины, я не знаю. Если так, то он держит это при себе, и мы с ним никогда об этом не говорим. И мы позволили сэру Джейкобу Борродайлу найти другого атташе.
С тех пор как произошли все эти события, историю которых я изложил, я жил очень тихой жизнью в маленьком домике, который снял в деревне. Обычные амбиции и цели людей в моем положении кажутся мне скучными и непривлекательными. Мне мало нравится водоворот общества, и совсем не нравится толкотня политики. Леди Берлесдон совершенно отчаивается во мне; мои соседи считают меня ленивым, мечтательным, нелюдимым малым. И все же я молодой человек, и иногда у меня возникает фантазия—суеверные назвали бы ее так. это предчувствие—что моя роль в жизни еще не вполне сыграна; что, так или иначе, когда-нибудь я снова буду вмешиваться в великие дела, я снова буду плести политику в занятом мозгу, состязаться своим умом с моими врагами, напрягать мускулы, чтобы вести хороший бой и наносить сильные удары. Такова ткань моих мыслей, когда я бреду с ружьем или удочкой в руке по лесу или по берегу ручья. Исполнится ли фантазия, я не могу сказать,—еще менее исполнится ли сцена, что, ведомый памятью, я лежу ибо мои новые подвиги будут истинными—ибо я люблю снова видеть себя на людных улицах Стрельзау или под хмурой башней замка Зенда.
Таким образом, мои размышления покидают будущее и возвращаются к прошлому. Передо мной встают длинные ряды фигур—дикое первое веселье с королем, суета с моим храбрым чайным столом, ночь во рву, преследование в лесу: мои друзья и мои враги, люди, которые научились любить и почитать меня, отчаянные люди, которые пытались убить меня. И среди этих последних приходит тот, кто один из всех их еще движется по земле, хотя где я не знаю, еще замышляет (как я не сомневаюсь) зло, еще обращает женские сердца к мягкость и мужские страхи и ненависть. Где молодой Руперт из Хентцау- мальчик, который чуть не избил меня? Когда его имя приходит мне в голову, я чувствую, что мои силы сжатия и перемещения кровь быстрее по венам: а намек судьбы—предчувствие—похоже, крепчать больше определенно и настойчиво шептать мне на ухо, что у меня есть еще силы, чтобы играть с маленькими Руперт, поэтому я упражняюсь с оружием в руках, и стремиться к откладывать тот день, когда энтузиазм молодости должен покинуть меня.
Один перерыв приходит каждый год в моей тихой жизни. Затем я отправляюсь в Дрезден, и там меня встречает мой дорогой друг и компаньон Фриц фон Тарленгейм. В прошлый раз пришла его хорошенькая жена Хельга, и с ней похотливый кукарекающий ребенок. И вот уже целую неделю мы с Фрицем вместе, и я слышу все, что происходит в Стрельзау; а по вечерам, когда мы гуляем и курим вместе, мы говорим о Занте, о короле и часто о юном Руперте; и когда часы становятся совсем короткими, мы наконец говорим о Флавии. Ведь каждый год Фриц носит его с собой до Дрездена маленькая коробочка; в ней лежит красная роза, а вокруг стебля розы лежит листок бумаги со словами, написанными: “Рудольф—Флавия—всегда.” И то же самое я посылаю обратно через него. Это послание и ношение колец-вот все, что теперь связывает меня и Королеву Руритании. Ибо-более благородная, как я ее называю, За этот поступок—она последовала туда, куда ее привел долг перед ее страной и ее домом, и является женой короля, соединяя его подданных с ним любовью, которую они питают к ней, давая мир и покой в их дни тысячам людей ее самопожертвованием. Бывают моменты, когда я не смею думать о нем, но есть и другие, когда я поднимаюсь по духу, где она когда-либо обитает; и я благодарю Бога, что я люблю благороднейшая в мире, самые добрые и красивые, и что не было ничего в моей любви что заставило ее упасть ее высокие пошлины.
Увижу ли я снова ее лицо-бледное лицо и великолепные волосы? Об этом я ничего не знаю; у судьбы нет намека, у моего сердца нет предчувствия. Я не знаю. В этом мире, возможно—нет, скорее всего-никогда. И может ли быть так, что где-то там, где наши связанные плотью умы не имеют никаких предчувствий, она и я снова будем вместе, и ничто не встанет между нами, ничто не помешает нашей любви? Этого я не знаю, как и более мудрых голов , чем мои. Но если этого никогда не будет-если я никогда не смогу провести сладкую беседу снова быть с ней, или смотреть на ее лицо, или узнать от нее ее любовь; Что ж, тогда по эту сторону могилы я буду жить так, как подобает человеку, которого она любит; а по другую сторону я должен молиться о сне без сновидений.
***
Окончание повести "Пленник Зенды"