Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 100

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ВОЙНА ЗА БРОВАРОК

200 лет, в течение которых «босоногие» монахини управляли лепельскими землями - небывалый срок. Еще предстоит внимательно изучить тот период. Но уже можно сказать, что церковное братство оставило глубокий след. Присущие бернардинкам качества использовались в дальнейшем, в новых условиях. Это и отмена крепостной зависимости вскоре. Это и казенные волости, созданные при царском режиме, где крестьяне объединялись в товарищества с правом приобретения собственности. Это и социалистическое, коллективное, обустройство деревень в советское время. А разве не идеал братства несла сама деревня, с ее божественным отношением к земле?

Но "латифундия" бернардинок была лишь «островком» в союзной Речи Посполитой, где набирал силу капитализм. «Нищенки» не вписывались. Вне их поместья действовала парафия, где формировались центры добычи прибыли – 44 панских двора. Они властвовали над сетью оброчных деревень, из которых выкачивалась прибыль, крестьяне там использовались для навара, личного обогащения. А «маяком» служил Лепль – центральное местечко.

Плебан, формируя «заречный» фольварк, ничем не отличался от шляхты, действовавшей на селе. Граница была спорной, «земли не меряны», - писал визитарий в 1782 году. Такое наследство оставил Сапега.

Пан Свяцкий, осевший на северной стороне, также питал надежды устроить спиртзавод и укрепить свои владения. Плебанский бровар туманил рассудок? Составитель церковного отчета писал, что Свяцкий прирезал к своему поместью в Завидичах 10 волок – одну треть фольварочного объема. Выглядело это беспрецедентно. Унгерн, занимавший в то время должность лепельского священника, начал с ним в 1777 году судебный процесс. Однако сосед был непрост - занимал должность оршанского ротмистра. Дело передали минскому подкоморию. А пока суд да дело, вмешались виленские каноники, и ксендзу Гзовскому удалось отстоять одну волоку, закрепив ее за «паннами бернардинками». Представитель полоцкого деканата, составляя лепельскую визитацию, называл передачу земли «упущением ксендза Унгерна». Все это говорило о том, что авторитет бернардинок уже ни во что не ставился, а дни их пребывания на лепельской земле были сочтены.

Читаешь и задумываешься: как могла не «поехать голова» у простолюдина, на глазах которого «сильные мира сего» не могли поделить кусок территории, не принадлежавший им? Настоящими хозяевами были крестьяне, которые издревле вскармливали землю и обухаживали. Кто эти распорядители-господа: Богом назначенные?

И как тут не обратишься к Бахусу?

Корчемный ресурс достиг такого размаха, что определял поведение и заставлял следовать в определенном русле. Медовые напитки, их традиционное употребление в эпоху «чашников» и «подчаших», подменялось «произведениями» на сельхозсырье, легко добываемом. Это давало преимущество землевладельцам – они выращивали зерно, используя дешевый пригонный труд, и строили винокуренные заводы, с которых легче всего было взять прибыль.

Монашеский орден устраивало такое положение? Судя по тому, что плебан имел "броварчик" на их землях, монахини «закрывали глаза».

Или не могли тому воспрепятствовать?

Если проанализировать список, приведенный в предыдущей главе – 11 винокурен в Лепельском уезде, то не найдем названий, которые относились бы к бывшему бернардинскому имению. Все они созданы за пределами святомихальских земель. И только лядненский "броварчик" - церковного происхождения, был в поле их деятельности. (В царских статистических отчетах его уже нет). Так что же, бернардинки не могли "сковырнуть" его, так как он располагался на территории, не принадлежавшей им? Или нищенствующий орден, демонстрируя духовную приверженность, был «громоотводом» в потребительском окружении? Находясь на втором полюсе, создавал противовес в государственном устройстве с капиталистической сущностью. Это как плюс и минус…

А был другой путь?

Интересно, каким явилось бы Великое княжество Литовское, прояви, как Лукомль, независимость – самостоятельность: не пойди на союз с королевством? Каким предстало бы государство, не подражая ни западу, ни востоку?

К сожалению, новую фазу развития выбирали не великий князь и не король. И даже не папа римский.

Процессами двигал капитал. Пред материальной выгодой весь мир стоял на коленях.

Но лепельские земли могли «взрастить» другой вид питейного обилия – неалкогольный.

(Продолжение следует).

На снимке: новолядненский берег - былой плебанский фольварк Белое (Бяла); в советское время построен льнозавод (фото Владимира Шушкевича).


13.03/21