В католическом соборе2

Алла Авдеева
Двадцатилетие со времени открытия храма прошло как-то незаметно, только статую Папы Иоанна-Павла II перенесли из собора и теперь он стоит на высоком постаменте у входа в храм, встречая всех приходящих. В девяностых годах ХХ века католики требовали демонтировать орган в алтаре старинного костёла, но музыковеды и меломаны Иркутска воспротивились уничтожению органа и тогда было решено построить новый храм.  Теперь невнимательные меломаны путаются, стучатся в закрытую дверь органного зала: «Мы требуем концерт! Где Дечебал?» А Дечебал в это время играет в соборе на другом берегу Ангары, и чтобы доехать туда нужно в лучшем случае полчаса. Зайдя в Собор, и не увидев инструмент, зеваки думают, что звучит запись музыки. В новом органе тоже есть трубы, но их немного, а подключенный к компьютеру он меняет звучание и может запеть, как флейта. Григоруцэ любит оба инструмента.
Поначалу в Собор ходили многие интеллигенты, кроме молитв здесь бывали музыкально- поэтические вечера, читал свои стихи Анатолий Кобенков. Но Кобенков уехал в Москву и вскоре там умер, а без него местные поэты быстро замкнулись в своём кругу.
За двадцать лет почти все поляки и немцы выехали в родные края, уехали даже потомки тех, кто был сослан сюда в девятнадцатом веке после Восстания. Помолиться заходят молодые темнокожие африканцы, с косичками, в ярких рубахах с нездешними узорами - студенты Политеха. Африканские католики припадают на одно колено и размашисто крестятся, моля Божью Матерь помочь на экзаменах.
Зеваки дивятся: «Иконостаса нет, восковых свечей не видно, а вот иконы Богоматери и Святого Николая, совсем, как православные». Некоторые бойкие тётеньки, как кошки вбегают по ступеням в Алтарь, хватают распятие, чтобы вместе сфотографироваться. Их вежливо выпроваживает пожилая служительница: «Пожалуйста ничего не трогайте, спуститесь и снимайтесь у ступеней. Ящик для пожертвований слева, ящик для прошений справа под иконой. В ящик для прошений не надо опускать деньги»
Старичок перешёптывается со старушкой: «Илларион сказал, что можно православным молиться в католическом храме, если рядом нет других церквей» В их семье кто-то умирает от рака, они с последней надеждой пришли оставить записочку Богоматери.  Жаль, что икону Милосердного Иисуса Вильнюсского уже убрали.
На стене Десятисловие, изменённое человеком, заповедь «не сотвори себе кумира» отсутствует.
И вот вместе с белою метелью пришло Рождество. Рядом со статуей Папы красуется нарядная ель. Снег падает на хвойные вечнозелёные ветви, на серый Ж-образный лабиринт Политеха –ИРНИТУ, на полузаброшенное здание бывшего хлебозавода, на чёрно-стекольный торговый центр «Лермонтов», на стальное трамвайное кольцо, на мемориал погибшим в Сибири полякам. Мемориал расположен у северной стены Собора, тёмные таблички с названиями мест, где были лагеря, затягивает зыбкой пеленой.
А внутри Собора мигают красными и синими огнями гирлянд пушистые ёлки. Григоруцэ играет «Метель» Свиридова, а потом Чайковского «Танец Феи Драже» хрустальные перезвоны льда, «Танец Кофе», «Танец маленьких лебедей» расплёскивает незримое озеро и наконец колядовочную песню и орган зазвучит, как множество гармоник.
У Григоруцэ новая забота - Консульство Польши просит переложить произведения Шопена для органа. Музыка Шопена для фортепиано такая хрупкая, вся на полутонах, а мощный и зычный орган, как грянет…

Примечание
Фотография скопирована из сети Интернет с сайта Фан - клуб "La Camisa Negra"_official_page_
https://vk.com/lacamisanegrairk
Группа ВКонтакте создана для поклонников творчества иркутских музыкантов Андрея Гедеона и Дечебала Григоруцэ. Оригинал фотографии размещен в заметке Екатерины Ангарской от 10 января 2021 года