Утренний концерт в морозный мартовский день

Зера Черкесова 2
 На улице в середине марта 2021 года стоят крещенские морозы.

 "В этот день нечего было и думать о прогулке"— так начинается зачитанный некогда  роман Шарлотты Бронте "Джейн Эйр" и всякий раз вспоминаю эту первую фразу романа в такие погоды.

Ныне морозные аномалии: Ультраполярное вторжение в марте 2021, идущее с Северного Ледовитого океана, морозы во многих регионах России и мира стоят ой-ой-ой, с пургой и вьюгой и метровыми сугробами. Я осталась дома и включила музыку на ю тьюб. Нас ведь теперь всё больше виртуализируют, и концерты удобнее смотреть и слушать всё же дома, включив Глобальные сети и создавая по своему вкусу, предпочтениям и запросам - всё, что душе будет угодно. Хотя конечно же мы еще нескоро отвыкнем от атмосферы единения и магии реальных концертов и спортивных соревнований, но это и раньше было сравнительно редко когда могли выбраться, а ныне и просто всё закрыто. Так что - в мир виртуальный! За музыкой.
 
Слушала: песню Пахмутовой-Добронравова "Беловежская пуща" в исп А.Н. Еще раз послушать, включив громче, а то в прошлый раз ночью приглушила звук, может снова послушать  и понять что же там было не так.
Триллер.
На концерте юбилее Пахмутовой.

Ну это уже почти классика жанра:))Как плохо спела А.Н.  "Б.пущу".
Нет, я понимаю, что песню она могла не успеть выучить, что была простужена может быть, стресс, перелёты, мало ли что. Голос материя хрупкая. Сегодня звучит а завтра может и не прозвучать должным образом. Или вообще отказать на время, и такое бывает. Но какое моральное право она имеет заламывать цены на билеты на свои гастрольные туры в Россию(до 100 тысяч рублей за билет!!) - при таком халтурном отношении к работе(не потрудившись даже выучить песню, пела с листа не на проходном концерте, а на юбилее классика!) Тяжеловесно, сип, хрип. Качка( дребежжание-самый плохой признак у академ.вокалистов, пора на пенсию и на облегченный репертуар, как минимум, опера уже не для). И даже в ноты не попадала, фальшивила! Один детский хор кое-как вытянул. Второй куплет она вообще опустила, дети спели за неё. Низы были пустыми, незвучными, еще как-то верхние ноты звучали, но при такой расшатанности регистров - впечатление ужасающее! Сип и хриплость на некоторых участках. Почему она не отказалась от участия в концерте, не сказала, что не в форме или загружена, у нее расписание на годы вперед и пусть прекрасную песню споет кто-то другой, хотя бы "Песняры", первыми ее исполнившие, людям приятно будет поностальгировать, особенно старшему поколению.

Лучшим исполнением считается исп. Беллы Руденко и дет. хора. 1977г, запись на ТВ.
Посмотрела и послушала. часто слышала по радио эту версию, впервые увидела в инете. Прекрасно. Но несколько отстраненно, словно звучит скрипка или виолончель, совершенно-хрустально, инструментальное звучание колоратурного сопрано(наиболее подходит этой песне высокие голоса, сопрано или тенор, хотя это может быть стереотипом и интересно прозвучало бы и у низких голосов при транспонировании на др. тональности)нар. арт. СССР Беллы Руденко, но никакой игры визуально, никакой фразировки, однообразно, пропела чисто ноты, и только.


Открыла "Белов. пущу" в исп. Хиблы Герзмава. Джазовая обработка. О! Интересно. Дважды послушала. Она умеет сделать джазовую конфетку из лирической песни. Спела на горле, piano. Очень интересная трактовка. Чувстввуется подражание любимым её джазовым певицам, не знаю, любит ли она Ларису Долину, но в трактовке Хиблой Герзмавой знаменитой песни я услышала школу Долиной. Даже тембрально она пела по -долински. Правда, теплее чем у Долиной — общая интонация, посыл эмоциональный. подача звука. Фразировка песни ею осуществлена тонко и изысканно, чего не скажешь ни об эталонном, но нам мой слух всё же скучноватом в части выразительных красок исполнении солисткой Большого Беллой Руденко, ни о Анне Нетребко, которая была озабочена только тем, как вытянуть песню и не сорваться-выпустить петухов.

Итак, классически: идеально Белла Руденко. Эстрадно-джазово - Хибла Герзмава. Ну и  будем щедры!а то все обругали, а ведь можно доброе слово сказать и о таком исполнении шедевра:хард-роково-Анна Нетребко. Ну а любимо:солистом "Песняров" и всем ансамблем, душевно и трепетно.

Потом послушала еще Хиблу Герзмава. Клип "Абхазия". Скажу честно:не понравилось ничего:ни два тяжеловесных бесвкусных платья, словно пошитых из гардин и штор, как у Скарлетт о Хара, нелепых на фоне щедрой абхазской природы, где уместнее были бы простые по крою и расцветке, без вычурности платья. Вообще, чем старше мы становимся, тем больше понимаем, что стиль — это прежде всего высокая и чистая простота, не нужно ухищрений и избыточности ни в чем, это разрушает совершенство.   Ни однообразная с первых тактов надоедающая композиция о родном крае. Ни лирическое сопрано Герзмавы в этой песне - мы таких голосов слышали много, очень типовой тембр, без индивидуальности, такими голосами пели десятки лет на региональных радио местные солистки Муз.театров, не выбившиеся в звёзды далее родного края. Она ведь абхазка из Пицунды, а это западные адыги, кстати, исповедующие традиционно какую-то свою единственную в своем роде абхазскую религию. Хибла зашла в клипе в храм в платочке, храм кажется православный или абхазской веры.

В общем, в этой песне, и по композиции очень похожей на пачки аналогичных песен о родном крае, передававшихся по радио точно такими голосами и до сих пор передающиеся - Хибла Герзмава показала для меня, что она просто вытянула счастливый билет, но не особенный голос с узнаваемым единственным тембром(как Анна Герман, например).

Затем посмотрела лихой заводной номер "Журчат ручьи" новогодняя ночь-2015, в исп Хиблы Герзмава, дважды. Мо-ло-дец! Не Орлова, но по-своему, и залихватски! И опять же покорило умение расцветить песенку, с виду запетую, и что из нее извлечь? Но умеет! Чечётки, правда, не сплясала, как Любовь Орлова с этой песенкой, но двигалась не сходя с места. Тембрально эта песенка и этот стиль исполнения комедийного - идеальна для Хиблы Герзмава! Это обыграно ещё в комедии "Иван Антонович сердится" - спор двух педагогов:профессора вокала и органиста, поклонника "серъезного стиля" Иван Антоновича:правомерно ли петь оперетту серъезным музыкантам и Симочке? Людмила Целиковская чудесно исполнила визуально романс Джульетты и партию в новой оперетте, хотя пела за нее за кадром Дебора Пантофель-Нечецкая. Такой идеальной опереточо-комедийной артисткой была Любовь Петровна Орлова и сравнение считаю неуместным:де-у Оровой голос хуже. Не хуже. Не понимаю, почему повелось то и дело говорить, что Орлова пела каким-то плохоньким голоском. От зависти, что ли, что бы хоть что-то оторвать от ореола Любови Орловой. Она пела превосходно, задала эталон многим певицам. Конечно, Дебора Пантофель-Нечецкая пела несравненно богаче Любови Орловой и многих других, но увы, природа не даёт всего сразу. Деборе с ее формами было не дано плясать вместе с песенками в такт, как это делала Орлова. А Целиковской не дан был голос Деборы Нечецкой. Любовь Орлова же всё сумела делать сама и всё на лучшем уровне! Это уникально. Универсальные гении эпохи.


О концертах и симфониях "божественного богемца", предшественника Моцарта и его старшего товарища, чеха, покорившего в 18 веке Ервопу, но забытого и возрожденного Мариэттой Шагинян, а ныне всем миром - Йозефа Мысливечека. Это открытие многих, сейчас, когда эти концерты выложены. Это в следующей публикации. Моцарт кажется раздутым и вообще ощущение, что сплагиатил Мысливечка. Музыкальный язык и структуру моцартовской музыки создали композиторы Барокко и непосредственно - Мысливечек. Музыка Барокко только приоткрывается, как музыка какой-то принципиально другой эпохи. Чудесные гармонии, рядом с чем блёкнут разрекламированое и заигранное из "классики". Уже кажется, что "классика" это (19-20 вв.) скорее деградация. Что-то произошло в истории, чего мы не знаем...

13/03/2021
13ч. 18м.


 
https://zera-cherkesov.livejournal.com/339746.html