6. Водолаз и русалка

Роман Чекмачёв
6. «Водолаз и Русалка»
Финский залив. Наши дни.
   Копаясь в архивах, я обнаружил интересные материалы, которые были связаны с одним броненосцем, имевшим привлекательное и, в то же время, фантастическое название «Русалка».
Его строительство началось во времена существовавшей тогда Российской империи. Строительство было начато в конце весны 1865 года, а спущен на воду корабль спустя чуть больше двух лет.
А четверть века потом это судно нашло покой в холодных и неспокойных водах Финского залива, ожидая того дня, когда его поднимут на поверхность.
   Предпринималась ни одна попытка поисков этого судна. Но ни одна из них не увенчалась большим успехом. Последний раз попытку совершали лишь в 30-е годы прошлого века, но хранившиеся данные в Военно-Морском Флоте СССР ничего об этом не сообщали.
Только в июле 2003 года нашими коллегами из Эстонии было совершено погружение в воды залива. Водолазы, работавшие на дне, обнаружили корабль, который по описаниям был ни кем иным, как тем самым броненосцем «Русалка».
   Сегодня же моя команда отправляется на то самое место, где по предварительным данным, нашёл свой вечный покой этот корабль.
Погода стояла пасмурной; небольшие волны бились о борт корабля, холодный ветер торопливо подгонял их всё быстрее и быстрее, а на сером небе Скандинавии виднелся бледно-белый солнечный диск, на который можно смотреть прямым взглядом без какого-либо опасения для глаз.
Несколько человек помогли мне надеть водолазный костюм – девяносто килограммов, честно говоря, давали знать о себе. И для меня каждый раз был подобен первому. Все те ощущения повторялись с точностью или шли в порядке своей очереди – давление на позвоночник, замкнутое пространство, запах меди и резины, скованность движений.
Но когда я погружался в морскую пучину, все они в один миг улетучивались, будто их и не было никогда. Тяжёлый костюм становился лёгким и невесомым, я забывал и о том, что пару минут назад моё пространство было скованно и сжато. Теперь же я чувствовал прежнюю связь с костюмом, все наши недостатки превращались в пыль и мгновенно растворялись в холодной и бесконечно большой водной стихией. Мы становились единым целым и всё, что умеет каждый из нас теперь с лихвой компенсирует недостаток другого. Я всегда говорил, что у неживого предмета тоже есть душа или же некая живая субстанция – называйте это как хотите. Со временем вы начинаете чувствовать друг друга, слушаться друг друга и понимать друг друга. Ты знаешь каждую царапину, каждую трещину или неполадки костюма, в то время, когда он знает то, как сделать так, чтобы тебе было комфортно и удобно в нём. И когда перед вами возникает, казалось бы, непреодолимое препятствие, вы, образно говоря, крепко сжимаете друг другу руки и объединяете свои силы против одного. И благодаря этому верно идёте к своей победе.
   В этот день костюм словно упрямился, капризничал. Он будто тем самым пытался сказать мне, что сегодня не его день. Резина стала чёрствой, а шлем удалось надеть только с пятой попытки. Вроде бы мелочи, но они сильно выбивают из колеи и нервы становятся натянутыми.
После того, как всё было сделано, я медленным шагом отправился на палубу, где меня ждала другая часть команды.
- Первый, первый, как меня слышно?!Приём!
- Третий. Слышу тебя очень хорошо. Приём!
- Первый. Примерно через час начнётся шторм. Может быть, в другой раз?!
- Третий! Другого раза может и не быть. И раз в запасе есть целый час, то упускать ни секунды нельзя. Работаем.
- Первый. Понял тебя. Начинаем погружение.
   Да, следующего раза может и не быть, поскольку наше пребывание и так ограничено. И такая возможность выпадает раз в жизни. Такой шанс упускать нельзя. Это не в моей компетенции.
Парни помогли мне аккуратно спуститься вниз, страхуя меня и прослеживая каждый мой шаг. Связь настроена, видеосигнал тоже хороший, подача кислорода проходит бесперебойно, давление в норме, а на душе какая-то отречённость в совокупности с пустотой и безмерной холодной печалью.
До прикосновения с водой Финского залива остаются несколько ступеней. И вот левая нога первой вошла в ледяную воду, следом за ней и правая. Я начал ощущать то, как моё тело в одной связке с водолазным костюмом начинает медленно растворяться, и мы попадаем в другой мир, не похожий на этот. В мир невесомости, свободы, особого удовольствия от всего мирского. Как для птицы воздух, так и для рыбы вода – другая сторона медали. Только в первом случае при весьма плачевных обстоятельствах твоё тело упадёт со скоростью меньшей скорости пули и разобьётся об землю. А здесь ты плавно, не спеша, будешь опускаться на морское дно, а косяки рыб, живущих в этих местах, с большим удивлением станут рассматривать бренное и неподвижное тело, что в тайне от них захотело посетить их владения.
   Давление стабилизировалось. А выпускаемые мною пузырьки воздуха умеренно спешили подняться вверх, на поверхность, к свету. А он в свою очередь с каждым сантиметром становился всё слабее и слабее. Тут его сила и власть была беспомощной и ничтожной. И для человеческого глаза было трудно определить их границы. Неизвестность пугала, завораживала и заставляла напрячься каждую клеточку тела. Под тобой – чёрная бесконечность, которая заставляет дух раствориться в собственном теле. Ты ничего не видишь, а лишь ощущаешь. Ощущаешь, как твоё сердце стучит в грудной клетке, как вокруг него пляшет и кружит адреналин и как слышен звук собственного дыхания.
И тогда, когда чувство страха достигнет своего пика и заставит мозг работать так, как ему выгодно, я сделаю глубокий вдох и рукой нажму кнопку на прикреплённом шлеме фонаря. Мощный луч в этот момент станет для меня по своей силе в один ряд с Солнцем. Его свет сулит мне веру в жизнь и в то, что нужно двигаться дальше, когда кажется, что для жизни наступил конец.

   Спускаюсь ещё глубже и вижу тёмно-серый контур.  Это и есть тот самый корабль, но, чтобы быть уверенным, нужно спуститься ещё н несколько метров ближе к нему и найти доказательства моих суждений.
Так и есть. Это действительно тот самый броненосец. Он проник глубоко в ил, причём, кармой вверх. И чтобы вытащить его на поверхность понадобится не дюжее оборудование и средства. Но это уже другой вопрос. Сейчас я бы хотел исследовать его и убедиться в том, что не зря с командой проделал столь долгий и тяжёлый путь.
- Первый, как меня слышно?! Приём.
- Третий, слышу тебя очень хорошо. Приём.
- Капитан, что там, расскажите?! Вы нашли его?
- Думаю, да. По описанию этот тот самый корабль. Хотя, не уверен. Я должен исследовать его, чтобы узнать наверняка.
- Хорошо…
   Связь местами начинала издавать шумы, поэтому что сказал мой помощник я так и не разобрал. А когда я спустился на пару метров глубже, до меня кто-то или что-то дотронулось. Я по своей привычке подумал, что мышцы плеча схватил некий импульс, который заставил их дёрнуться. И не стал обращать на это внимания. Продолжаю исследование.
   Вдруг – а это уже не шутки – меня с неистовой силой кто-то схватил сзади и потащил вдоль корабля куда-то вниз. Из-за невозможности разворота и неудобства мне не удалось развернуться и попытаться высвободить себя из лап неприятеля.
Удар о каменные глыбы морского дна был весьма болезненным для моей спины. Малая часть ила поднялась вверх, из-за чего обзор был закрыт. Мне кое-как удалось подняться и встать на ноги. Чёрт, что же это всё-таки такое? Крупных хищников здесь никогда не наблюдалось, тем более с руками, чтобы хватать всё подряд.
Связи по-прежнему не было. Пытаюсь выйти повторно, но слышу только радиопомехи. И тут, сквозь эту пелену грязи, что образовалась вокруг меня, начал вырисовываться силуэт, очень похожий на человеческий. Я буквально окаменел на месте, а внутри всё застыло и приморозилось.
Я продолжал смотреть и очень скоро моему удивлению не было предела – передо мной находилась девушка; нижняя часть её тела представляла собой рыбий плавник, а другая, человеческая, полностью обнажена. Она вышла из тёмного облака грязи и остановилась напротив меня. И я смог рассмотреть её получше.
Она дышала через жабры прямо на её шеи, отчего её упругая и хорошо сложенная грудь вздымалась и опускалась с каждым вздохом. Её рыжие волосы развивались в такт её движениям, а голубые глаза тщательно рассматривали меня. Я тоже, обезумив от того, что вижу прямо перед собой, уставился на эту девушку и не мог даже пошевелиться. Мой язык онемел, а слова, которые я знал до этой минуты, будто исчезли. Интересно, что это существо хочет от меня?! Я должен закончить свою миссию, а тут такое!
   Не знаю зачем, я протянул руку. На что русалка ответила агрессией. Она мощным ударом хвоста ударила по шлему, отчего стекло в нём сперва треснуло, а затем разлетелось на мелкие кусочки. Холодная и солёная вода хлынула внутрь костюма и в бешенном темпе стала наполнять его. Мой пульс резко усилился и теперь стучал не хуже игры профессионального барабанщика. Единственным решением на данный момент – попытаться всплыть на поверхность любой ценой.
   Я попытался оттолкнуться и всплыть, но этому не суждено было случиться. Русалка схватила меня и потянула за собой. Кислородный шланг оторвался и дышать я уже не мог. Закричал во всё горло, что было силы, но звук мой никто и никогда уже не услышит.
Она утащила меня на самое дно, где свет от фонаря со временем померк под чудовищной толщей воды, как и перестало биться моё сердце.



19 – 30 Апреля, 2020 год.