Детские забавы

Елена Витальева
Кому не приходилось в детстве держать в руках пластилин? – Я думаю, таких не найдётся.
Помните? – отрезаешь кусочек от полосатого твёрдого бруска и долго греешь и мнёшь его в руках, пока он не станет тёплым и мягким. А уже затем делаешь из него всё, что хочешь:

Хочешь, колобка или колбаску;

хочешь, пирамидку;

а хочешь, просто сдавливаешь между большими и указательными пальцами, придавая податливому кусочку гладкий, отполированный вид.
 
Можно в комок пластилина закатать какие-нибудь камушки.
 
Иногда очень хочется слепить куклу, какого-нибудь зверька, но не хватает ни умения, ни терпения...
 
Правда порой что-то всё-таки выходит.
 
А ещё пластилиновую фигурку можно порезать деревянным ножиком, вырезать из неё кусочек, срезать верх, порезать как колбасу, придать чёткий контур с ровными острыми углами, можно и ложкой немного зачерпнуть…
 
В общем, пока пластилин мягкий, с ним можно делать всё, что фантазия подскажет. Ну, а когда лепка надоест, просто смять остатки пластилина.
 
-А ведь это всё это найдено среди древних камней, а не пластилиновых поделок.
То, что эти камни были когда-то мягкими, доказывают и нанесенные вдавливанием рисунки, и словно напечатанные факсимиле изображения.

 А вот инструментом, похожим на стамеску, была срезана часть каменной головы и снова приставлена, только чуть ниже первоначального положения, да так и застыла навечно.

Энтузиасты – петрозаводчане не редко по весне раскрашивают большие валуны, и город наполняется яркими красками забавных каменных персонажей. Горожане интуитивно дополняют форму камня недостающими фрагментами для получения какого – то целостного образа, не предполагая, что на самом деле пытаются реконструировать стёртое безжалостным временем произведение первобытного искусства.
 
Но можно попытаться отреставрировать и «древнекаменные миниатюры», чем охотно занимается современная детвора.
               
А доказательством того, что эти камни были когда – то раскрашены невероятно стойкими красителями, служат отдельные маленькие фрагменты такой краски, чудом сохранившейся на некоторых из них; причём, краску эту даже соскоблить нельзя, можно только отколоть с кусочком самого камня.
 
Нередко встречаются каменные блоки, явно искусственную обработку которых ничем, кроме как пластилиновой технологией, не объяснишь.

В Карелии встречаются и незавершённые работы. Например, пока камень был мягкий, пытались слепить голову черепахи, да не успели, и затвердел монумент на века. Встречаются и очень интересные незавершённые каменные проекты с расчерченной на них схемой предстоящей выборки материала.
 
Очевидно, что камни эти настолько древние, что утрачен не только способ их изготовления, но даже принцип мышления, которым руководствовались наши пращуры, создавая такие непонятные, с точки зрения современного человека, произведения первобытного искусства.

Уже не вызывает сомнения то, что в древности существовала единая строительная культура, единые инженерные знания у специалистов, возводивших объекты Гизы, Мачу-Пикчу, Баальбека, Месопотамии, Паленке, Сигирии, Сяолиня, островов Белого моря и др. А следы полигональной кладки этих сооружений носят характер такого воздействия, как будто поверхность камня во время обработки была податливой, как пластилин.

Напомню, что полигональная кладка – это древний вид мегалитической кладки, которую образуют огромные гранитные блоки произвольной формы. Эти блоки соединены между собой без какого-либо раствора так, что между блоками нет никаких зазоров.
 
Как древние строители умудрялись укладывать каменные блоки?  Одной из версий является следующая: камни для полигональной кладки подбирали приблизительно нужной формы, не подгоняя, а затем размягчали верхний ряд кладки. Под своим весом камни верхнего ряда оплывались, полностью заполняя зазоры нижнего ряда.
«Пластилиновая технология» обработки твердых пород камня в принципе даёт ответ на многие возникающие у современного человека вопросы, но остаётся непонятным, каким образом твёрдый камень размягчали до такого состояния, что его можно было мять руками; каким образом его затем снова делали твердым, не изменив при этом его структуры?

А судя по многочисленным карельским каменным находкам, имевшим явно бытовой характер, делать это умели многие. Значит, технология эта была совсем не сложной и общедоступной.

С твердостью учёные могут сказать только одно: это знание, намного превышающее знание современного человечества.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/10/1148