Привет из прошлого

Евгений Кошелев
 
   Ранее я уже писал о событиях, произошедших в моем селе (малой родине) в начале 30-х годов прошлого столетия. Но тогда еще не были известны многие факты этой истории. В тот период Советская власть проводила ускоренными темпами коллективизацию на селе. Но не все крестьяне села охотно вступали в колхоз. Одним из них был и мой дед. Имея пашенной земли четыре десятины (4,025 га), он считал, что в состоянии прокормить свою семью. Налог Советской власти он платил исправно, так в анкете было указано, что за 1928/29 год уплачено 11 рублей, а за 1929/30 – 8 рублей сельхозналога.
  Во время коллективизации в регионах России были волнения, в родном селе оно вылилось в стихийный бунт. Отобранный ранее скот крестьяне забирали из колхоза. Так и поступил мой  дедушка Павел. За это он  был арестован и приговорен решением Коллегии ОГПУ от 28. 09. 1931 года к 10 годам концлагерей по ст. 58/10 и 59/2.
 Все события, происходящие в этом селе, объединили в одно уголовное дело, в том числе и мятеж, произошедший через несколько дней после ареста моего деда.
  Всего по делу проходило 163 человека, но до суда дела дошли только на 71 подследственного подозреваемого. Суд приговорил 4 человек к расстрелу, а остальных подсудимых к разным срокам заключения. Среди осужденных было и пять женщин. Наказание мой дед отбыл полностью, более того в годы Великой отечественной войны, он как и многие мужчины, воевал против фашистов. Он геройски погиб в январе 1943 года под Ленинградом во время проведения операции  «Искра», участвуя в тяжелых боях по снятию блокады города. Похоронен в братской могиле ВМЦ 47 – 416/2014 в поселке Синявино Ленинградской области, его фамилия в списке погибших солдат на мемориальной доске памяти находится под № 12027.
  Но, вот услышать оправдание его действиям в период коллективизации, не пришлось ни ему и ни его детям. Только через 60 лет состоялась реабилитация его честного имени.
 Передо мной лежит постановление Пензенского Президиума областного суда от 28.04. 1990 года, в нем решением коллегии суда была поставлена точка в том далеком от нас времени. Оно гласит:  - … в отношении Кошелева Павла Алексеевича … обвинительное заключение отменить и дело прекратить за недоказанностью участия в совершении преступления. Председатель суда  П.А. Симонов. Вот так  закрыта эта страница истории. По этому постановлению были оправданы многие жители-участники мятежа в июле 1931 года. Получается, что их реабилитировали посмертно.
  У меня эти документы вызывают смешанное чувство. С одной стороны было оправдано имя нашей семьи. Ведь многие годы жителей моего села называли бандитами, «топоровщиной». И даже учителя моей школы были настолько политизированы, что они не стеснялись говорить об этом открыто ученикам-внукам репрессированных дедов, в присутствии других детей. А с другой стороны, родные пострадавшего несли на себе невидимый крест моральной вины через всю свою жизнь. И это никакими материальными благами не восполнить.
   Хотел бы я теперь посмотреть в глаза этим «тётям, дядям-учителям», как они себя повели бы сегодня. Но, увы, их уже нет и в помине. И надо жить уже реалиями сегодняшнего дня.
Р.S. На снимке копия фото моего деда Кошелева Павла Алексеевича. Взято из протокола допроса от 21 июля 1931 года . ОГПУ СВК (г. Пенза)