О протестантском благополучии и не только

Поляков Виктор Николаевич
   Недавно на ТВ-передаче словоохотливый журналист Владимир Познер изрёк:  «Православие — одна из величайших трагедий России». И пояснил: «Ведь жизнь людей в протестантских странах — значительно лучше, чем в католических, а в католических — всё же лучше, чем в православных».
В начале XXI века даже намёк на «корреляцию» между уровнем жизни народов и исповедуемой ими религией можно расценивать, как архаичную блажь. Во всех станах мира, за исключением «мусульманских», религия играет роль «культурной традиции» и своеобразной «моды», но отнюдь не свидетельствует о вере в Бога и уж, конечно, не  является «катализатора» благополучия!
Что же имел в виду Познер? Исторический выбор? Но ведь «протестанты» появились на белом свете значительно позже, чем католики и православные. В X веке, когда Русь делала свой «выбор», православные страны — Византия, Болгария — были ничуть не менее благополучные, чем католическая Священная Римская империя, погрязшая в сварах императоров и римских пап! Тогда откуда исходит «звон»?
А исходит он от книги немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», опубликованной в 1905 году. Оппонируя Карлу Марксу, Макс Вебер пытался доказать, что ключ к пониманию генезиса прогрессивной капиталистической формы хозяйствования нужно искать не в производительных силах и производственных отношениях, а в культурных воздействиях на общество, оказываемых религией.

И какие же замечательные качества Макс Вебер обнаружил у протестантов, выдав их за своё «ноу-хау»? Главное — это добродетельный труд, цель которого не увеличение личного потребления и накопление богатств, а «долг перед Богом», и, как следствие, — аскетизм, «кристально чистая совесть», предпринимательская активность, групповая солидарность...   

«Протестантскими» странами (при условии всего вышесказанного) мы сегодня можем называть Великобританию, Ирландию, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду, Данию, Исландию, Норвегию, Швецию, Нидерланды, ФРГ, Швейцарию... И все они — действительно благополучные! Правда, для полноты картины к ним можно было бы добавить и несколько бедных африканских государств, но их наши «познеры», конечно, не принимают в расчёт. Кстати, Австрия и Бельгия — «католические» страны, но такие же благополучные! И ещё один любопытный факт! А почему бы, следуя логике «познеров», не заявить, что лучше всего живут немецкие народы? Ведь все перечисленные выше страны — германоязычные (кроме Бельгии). Доминирующую часть населения в них составляют англосаксы, норманны, баварцы, саксонцы, швабы... Германские племена появились на свет ещё до появления христианства. У римского писателя Тацита даже есть книга под названием «Германия». А, может быть, и протестантство прижилось на «немецкой почве» только благодаря её этническому «чернозёму»?
Сразу уточню, что мои вопросы имеют провокационную ехидную подоплёку. Ведь кое-кто (например, Гитлер) уже заявлял, что есть народы «полноценные», а есть и «неполноценные», например, те же славяне.

Чтобы глубже проникнуть в «тему», обратимся к истории.
 
Причиной зарождения протестантства, как ветви христианской религии, стал кризис римско-католической церкви. Одной из попыток разрешения этого кризиса явились крестовые походы. Европейские рыцари, отправлявшиеся на Восток якобы с целью «освобождения гроба господня от неверных», в действительности занимались убийствами и грабежами, «отвлекаясь» от своих европейских проблем. Возвращаясь в Европу, они рассказывали об удивительном богатстве и высоком культурном уровне восточных народов, подчёркивая, что всё это достигнуто ими без веры во Христа. Именно мусульмане (тюрки, арабы и пр.) вышвырнули латинян из Священной земли, уничтожив созданные во время Первого крестового похода латинские государства: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество и Эдесское графство. Совершенно очевидно, что в те времена мусульманский мир превосходил католическую Европу в просвещении, науке и материальном благополучии. Первый духовный университет Аль-Каруин появился в Марокко в IX веке; а вот первые университеты в Европе (в Болонье, Оксфорде, Париже) появились на три века позднее. 
Это к вопросу о том, когда и где лучше жили народы. Самыми богатыми странами Европы в XII-XIII веках были католические итальянские города-государства: Флоренция, Венеция, Генуя.
Кстати, оригинальный образец «предприимчивости» мы находим у римских пап! Ведь это ж надо было додуматься до того, как извлекать огромные барыши буквально «из воздуха», продавая индульгенции! Когда доминиканский монах Тецель по поручению папы Льва X начал продавать индульгенции в Виттенберге, и в Рим через Альпы потянулись вереницы телег с деньгами для папской казны, итальянцы с насмешкой говорили: «Вот телеги с грехами немцев!» Но самое трагикомичное обстоятельство заключался в том, что именно индульгенции послужили искрой для протестантского взрыва.
 
Формально датой рождения Реформации считается 31 октября 1517 года, когда немецкий богослов Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. В этих тезисах продажа индульгенций осуждалась, как гнусная торговля, а власть пап отпускать грехи впервые была поставлена под сомнение.
Однако ещё задолго до Лютера идеи о «чистом Евангелие» и возвращении к апостольскому христианству проповедовал в Англии (в XIV веке) священник Джон Виклиф. Его основной тезис: «Церковь должна быть бедной, как в дни апостолов», — так взбудоражил паству, что папа Григорий XI проклял его в своих буллах. Другой обличитель католической церкви, профессор Пражского университета Ян Гус, 6 июля 1415 года был сожжён на костре за свои убеждения. 3 мая  1489 года были повешены и сожжены прямо на виселице великий итальянский борец Джироламо Савонарола и два его друга: Фра Доменико и Сильвестр Маруффи.
Но жестокими были не только католики. Тот же Мартин Лютер во время Крестьянской войны в Германии в 1525 году написал воззвание «Против разбойничьих банд крестьян», призывая к расправе над восставшими. А когда протестант Жан Кальвин создал в Женеве теократическое государство, «где царили тишина и порядок», 27 октября 1553 года там был сожжён на костре Мигель Сервет, впервые описавший малый круг кровообращения в человеке. Позднее Вольтер напишет, что смерть Сервета произвела на него гораздо большее впечатление, чем все костры инквизиции!
Тем не менее, именно кальвинизм стал доминировать над лютеранством, проник в Голландию, Англию и даже Германию, и именно он был положен в основу идеологии протестантства.

Забавно, что первым «реформатором» в Англии стал король Генрих VIII. В 1534 году в ответ на отказ папы дать ему разрешение на развод с законной женой Екатериной Арагонской и женитьбу на любовнице Анне Болейн, он издал «Акт о супрематии», заявив, что «земная власть над Английской церковью всегда принадлежала английским монархам. Но это было только начало. Старшая дочь Генриха Мария Тюдор, фанатичная католичка, снова признала власть римского папы, с охотой отправляла протестантов на эшафот, и вошла в историю, как «Мария Кровавая». Зато младшая дочь Елизавета I, придала англиканской церкви ту идентичность, которая сохраняется до настоящего времени. Духовным лидером англиканской церкви «по традиции» является архиепископ Кентерберийский. Оригинальность этой церкви заключается в том, что, во-первых, она — государственная, что отличает её от всех других христианских церквей, которые формально отделены от государства, и, во-вторых, она совмещает в себе католический Символ веры и протестантские взгляды в теологии и литургической практике. Поэтому её называют «и кафолической, и реформированной». Но монархом Британского трона может лишь протестант, не состоящий в браке с католичкой (католиком).
В 1640-1660 году в гражданской войне между Королём и Парламентом на одной стороне воевали католики во главе с королём, а также англикане и умеренные пуритане, а на другой стороне — радикальные пуритане-«индепенденты» во главе с Оливером Кромвелем. В советской историографии эта война получила название «буржуазной революции». Парламент тогда победил. Но затем монархия была восстановлена и сохранятся до сих пор.
Религиозную войну в Нидерландах 1572-1648 гг., в результате которой Семнадцать Соединённых провинций получили независимость от католической Испании, тоже принято называть «буржуазной революцией». Удивляться тут нечему! Главным фактором противостояния всех этих императоров, королей, князей и курфюрстов, герцогов и эрцгерцогов, графов и ландграфов, кардиналов и полководцев — всегда были личные интересы. А для их достижения использовались и религиозные, и экономические, и национальные противоречия.
 Во время «Гугенотских войн» во Франции 1562-1593 гг. во главе католиков стояли королева-мать Екатерина Медичи и её сыновья-короли: Франциск II, Карл IX, Генрих III, а также могущественные герцоги Гизы, сами претендующие на французский престол. Во главе гугенотов стояли Бурбоны: принц Конде, король Генрих Наваррский и адмирал Колиньи. Извне гугенотов поддерживала английская королева Елизавета I, а католиков — испанский король Филипп Габсбург. Трагическим апофеозом этих войн стала ночь Святого Варфоломея (24 августа 1572) года накануне свадьбы Генриха Наваррского и Маргариты Валуа — дочери Екатерины Медичи. Кстати, эта свадьба как раз задумывалась как попытка разрешения религиозного конфликта. Но тогда по приказу Гизов было избито только в Париже около трёх тысяч гугенотов. Генриха спасло лишь то, что он принял католичество. Впрочем, потом от него отказался. За время конфликта почти все Гизы погибли от рук наёмных убийц. Последний король (из династии Валуа) Генрих III оказался бездетным, и на французский престол под именем Генриха IV (из династии Бурбонов) взошёл Генрих Наваррский. В 1598 году он издал  Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания, а 27 мая 1610 года был убит фанатиком-католиком Равальяком. Эти события, включая штурм крепости Ла-Рошель, которую обороняли гугеноты (уже при короле Людовике XIII и кардинале Ришелье), описаны в романах А. Дюма и показаны в фильмах, в частности, в занимательном российском телесериале «Королева Марго». В настоящее время Франция — светское государство. Называть её «протестантской» страной было бы так же нелепо, как называть «православным» Советский Союз!          
Но самой большой по масштабам и жертвам и самой запутанной по «характеру» оказалась религиозная война в Священной Римской империи германской нации 1618-1648 годов. Она затронула практически все европейские страны и получила в истории название «Тридцатилетней войны». Её боевые действия происходили на территории современной Германии и Чехии. По оценкам историков она унесла жизни от 5 до 8 миллионов человек. От ран, голода и эпидемий погибло около 40% сельского населения и около трети городского. Пфальц, Вюртемберг, Померания и Тюрингия лежали в развалинах. И только с третьей попытки 26 октября 1648 года воюющим сторонам удалось заключить мирный договор, получивший в истории наименование Вестфальского. Глубинные противоречия внутри империи удалось сгладить путём перераспределения территорий. Стал очевиден упадок Испании и возвышение роли Франции и Англии. Подтверждалось право князей выбирать религию в своих владениях. Итогом стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств. Именно эта «секуляризация», а вовсе не мифическая «победа» протестантства оживили торговлю и развитие капиталистических отношений. Основные принципы Вестфальской систем — взаимное признание государствами национального суверенитета, равноправия государств между собой и принцип нерушимости границ — применяются и по сей день.   

Несколько слов о теологии, чтобы умный читатель мог сам убедиться, что дело не в ней. Основой протестантского богословия являются: Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия), Книга Согласия 1580 года (Германия), Каноны Дордрехского Синода 1518-1619 годов (Нидерланды), и Вестминстерское  исповедание веры 1643-164-9 годов (Великобритания). 
Квинтэссенция Реформации — это пять принципов (Quinque sola):
1. Библия является единственным боговдохновенным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.   
2. Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.
3.  Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.
4. Иисус является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.
5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действие — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

Ну, и что? Где здесь Макс Вебер узрел своим острым глазом «концепцию призвания», которая сделает из будущего протестанта честного работягу?
Второй и третий тезис — это, по-моему, самые аморальные из всех религиозных идей, которые существовали на свете! Их «истоки» восходят к так называемому догмату о предопределении, о котором писал ещё Блаженный Августин (354-430гг.). Суть его в том, что спасение на небесах верующий человек может получить не за свои добрые дела (и даже не за свою «кристально чистую совесть»!), а только как «незаслуженную милость» Бога по его прихоти. Бог тут уподобляется капризной невесте, которая заявляет: «Хочу, вскочу; не хочу, не вскочу!» Причём, все эти фокусы Бог уже нарисовал ещё до начала времён, так сказать, в вечности, в своей Книге Жизни. Поэтому наша с вами  судьба, дорогие читатели, как грешников (потомков Адама и Евы), уже решена ещё до рождения! Прелесть! Казалось бы, при таких «перспективах», по словам старика Достоевского, «всё позволено». Убивайте! Воруйте! Гуляйте! Наслаждайтесь жизнью, пока она есть! На конечном «результате» это не отразиться! 

Что же касается предприимчивости, деловой активности и других позитивных качеств, «обнаруженных» Вебером в протестантах, то ведь они всегда были присущи гонимым. Они — вполне естественны, когда речь идёт о жёсткой борьбе за существование. Почему евреи такие активные и предприимчивые? А потому что две тысячи лет их отовсюду гнали, норовили ограбить и даже убить. Чтобы выжить, поневоле приходилось «крутиться» и хранить «групповую солидарность»! 
Нечто подобное мы наблюдаем и в «русском расколе» XVII века. Тогда гонимыми были раскольники, хотя, в отличие от протестантов, ратовавших за «новую жизнь», те ратовали за «старину». Государственные ищейки преследовали их по всем городам и весям. «Староверы» бежали в леса, создавали общины... В книге Б.П.Кутузова «Апология старообрядчества» приведены любопытные высказывания отдельных мыслителей на этот счёт. Вот некоторые из них:
«В стране, которая отринула во имя обновления и благополучия отсталую часть народа, эта часть народа повела хозяйство и быт лучше, чище и выгодней. С 80-х годов XVIII столетия капиталы и торгово-промышленная доля староверов получают перевес над «передовой» российской оборотистостью, ещё раз ещё раз подтвердив тем самым истину, что нет ничего передовей народного настроения».
«Среди староверов больше грамотных, хотя и учат они почти исключительно по церковнославянским книгам; они открывают свои печатальни,  первыми в стране заводят книжные лавки». «Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдая посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе... Со временем он выделился в особый тип русского человека, который вопреки всем бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку и каждый звук строй национальной фигуры».
«Они и камень сделали плодородным», — писал о них губернатор Трескин, правивший Восточносибирским краем в начале XIX века. А другой знаток старообрядчества М.И. Орфанов добавлял: «Мало того, что красивых между ними очень много, они к тому же весьма крупный и сильный народ. Старики же бывают такие красивые, сановитые, что прямо просятся на полотно!»

Какая прелесть! Оказывается «наши» раскольники были не только «оборотистее»  всех других русских людей, но и красивее! Такие цитаты — да «познерам» бы в уши!

Впрочем...  Не следует впадать в детский патриотический пафос и преувеличивать влияние «староверов» на экономику России, как и не стоит преувеличивать влияние протестантов на экономику Европы, Америки и Австралии. Не Русский раскол и не Реформация стали катализаторами развития капитализма (и коммунизма) в мире, а Просвещение и Наука! Паровые машины, фабричное производство, конвейеры, электричество, телеграфная связь — вот что реально привело к интенсивному развитию капитализма и повышению «валового национального продукта»!
А религия и наука — это две формы общественного сознания, которые всегда находились в состоянии крайнего антагонизма и всегда старались навредить друг дружке. Конечно, есть ещё и другие факторы, влияющие на благополучие стран, включая геополитику, но это уже — другая тема!