17. Конец концов

Арсений Загаевский
«Не хватайтесь за чужие талии,
Вырвавшись из рук своих подруг...»
В.С.Высоцкий

Вы спросите: ты тут бухтишь по поводу фирмы XYZ - а как же сам там оказался? Может, это с тобой, а не с ними что-то не в порядке? И попадёте в самую точку.

Я много делал в жизни всяких глупостей, но, как правило, их можно пост-фактум хоть как-то объяснить . А сейчас поведаю вам про одну, никакого объяснения которой не нахожу до сих пор. Мне, если честно, неловко об этом рассказывать, но вдруг кому-то поможет?

Начнем вот с чего. К середине девятого года я пребывал в неоднозначном  психоэмоциональном состоянии. С одной стороны, был переполнен чувством собственного величия, поскольку денег фирме принёс примерно в пять раз больше, чем любой другой, даже самый успешный, партнер фирмы ABC. Случилось это, конечно, как я уже говорил, благодаря «в нужном месте в нужное время», но никто ж никогда этого не осознаёт! Я был популярен, возглавлял всяческие штабы по борьбе с кризисом и со мной все хотели дружить, чтобы тоже откусить от этого пирога. С другой стороны, внутри зрело чувство, что меня не ценят. Например, отобрали упомянутый в одной из глав угловой стеклянный кибинет и переселили в какой-то попроще, а где же Чапай думать будет? Или - поставили надо мной формальным начальником упоминавшегося Томаса Дикса (не путать с исполнителем  роли Гитлера Фрицем Дитцем), который автоматически нарисовал мне план на следующий год на десять процентов выше факта года текущего - а как я этот план буду выполнять, если реструктуризация «Русала» уже подписана?

Ну, и просто устал, чего уж там, ведь рассказывал, как мы тогда пахали. Спал я на протяжении многих месяцев по пять-шесть часов, не больше.

Добило меня следующее происшествие. Если Вам будут втирать, что правда и открытость - это всегда хорошо, не верьте. Не зря сказано, что знание умножает печали. Вот в фирме ABC любой партнёр мог пойти и узнать вознаграждение всех других партнеров (имеется в виду базовое, от которого рассчитывается окончательная выплата по результатам года). И я пошёл и узнал, и потом бродил в этой самой печали, потому что мое вознаграждение было где-то в нижней половине списка и в разы меньше, чем у людей, не приносивших фирме никаких денег. «Ах, так! - взроптал я. - Это я вас тут, значит, всех кормлю?»

Вы скажете:

- Да ты, что ли, брат, совсем дурачок? Не знаешь, что жизнь вообще так устроена?
- Да, - отвечу, - видимо, совсем. И больше не будем об этом.

Хотя нет - наверно, придётся ещё.

А на дурака, как известно, не нужен нож, ему немного подпоёшь - и далее по тексту. И вокруг меня стали вертеться хедхантеры - посланцы от всех остальных трёх фирм «Большой Четверки», а потом нарисовался и сам господин Йохан Карлсон. Ему не лень было приезжать в наше «Москва-Сити» и встречаться со мной в каких-то потайных углах, рассказывая, что в фирме XYZ я, наконец, обрету величие, какого достоин. Он подключал к процессу и своих приспешников.

Тут надо сделать ещё одно лирическое отступление. В отличие от ряда описанных в этих мемуарах англичан, означенный Йохан был, наоборот, американцем до мозга костей, каковыми, собственно, было и все глобальное руководство XYZ. А у американцев все должно быть разложено по полочкам и соответствовать представлениям - как ты, исходя из своего положения, должен себя вести, как одеваться, как шутить, на какой ездить машине и т.д. Когда мы много лет спустя, уже на моем нынешнем месте работы, говорили об этом с другом-американцем, я спросил:

- А разве нет в вашем обществе места бунтарям, ниспровергателям канонов?

- Конечно, есть! Но как бунтовать и как должны выглядеть ниспровергатели - тоже четко расписано.

Так вот, у Карлсона были особые американцы на разные случаи жизни. Например, партнёрские «брэйнсторминги» вёл специально выписываемый (из Техаса, судя по акценту) пожилой, но очень энергичный дяденька с крашеными волосами и в ковбойской рубашке с закатанными рукавами. Он носился между столов, и когда кто-то что-то говорил в микрофон, орал всем: “Give’m a hand!!!”

А главной рекрутершей была дородная бабушка, вся в золоте, тоже специально летавшая ради меня через океан. Каждую нашу встречу она начинала с одной шутки: как она, впервые приехав в Москву, прочитала надпись «ресторан» как «пектопа». Видимо, она полагала это очень смешным и помогающим “break the ice”. Почему я (человек, как вы, конечно, поняли, с безупречным вкусом) не убёг уже тогда - тоже не знаю.

Аргументация моих соблазнителей была примерно следующей. Ты велик, а тебя тут недооценивают (ну, это понятно). И, кстати, все равно ты в тени Томми. А у нас сам будешь царствовати и всем владети в России и СНГ, а в мире будешь одним из патрициев - наших реструктуризаторских светил, которые по-любому более великие, чем твой Томми. Ну и оплата твоего труда будет соответствующей - выше тебя только Карлсон.

Я, как тот киногерой, возопил: «А ведь да! Ведь я - Велюров!!! (в смысле - Ерофеев)». Но смутные сомнения все же терзали. И я решил пойти за советом к моему учителю Марку Хоуману.

Марк давно уже был на пенсии, рано выпихнутый туда своими более молодыми, прагматичными и очень амбициозными партнерами. Он ещё доделывал какие-то дела, но почти все время проводил в своём доме (а точнее сказать, поместье) на севере от Лондона. Помню, как мы шли с ним по уже размокшим осенним полям в резиновых сапогах (почему-то именуемых wellington boots) и он говорил мне:

«Я поразмыслил насчёт твоей ситуации и вот что думаю. Во-первых, спроси себя, какова доля твоих личных заслуг в выдающихся финансовых результатах за год? А значит, сможешь ли ты их повторить на новом месте, в новой среде? Во вторых, почему ты думаешь, что будешь работать с ... (он назвал XYZ-овскую звезду реструктуризации, возглавлявшую глобальную практику и сидевшую в Лондоне. У него и своих дел по горло. А в третьих, если они тебе сейчас дают такую зарплату, выходящую за все их внутренние рамки, то потом найдут способ ее срезать».

Я не послушал Марка. Всё, что он говорил, сбылось на сто процентов (или, как у нас принято было выражаться, «риски материализовались». А он ведь не упомянул ещё одну вещь, задним умом тоже очевидную. Кризис уже шёл на спад. Генералы, как всегда, готовились к прошлой войне. И самое забавное: если вы читали предыдущие главы, то вспомните, что подобное со мной уже происходило.

Ещё я, не зная, какой выбор сделать , зачем-то поперся к женщине-коучу, предложенной мне другом Виталиком и заплатил ей пять сисяч рублей. Дама эта (видимо, согласно методикам) не предлагала готовых решений, а заставляла меня писать на ватманском листе все «за» и «против», риски, а что будет, если перейду, а что будет, если нет, и все такое прочее.  Этот ватман, кажется, до сих пор валяется где-то в гараже. По результатам консультации, однако, снова не было никакой ясности - прямо как в анекдоте, где повешенные на ручку двери спальни трусы любовника загораживают замочную скважину и муж не может подглядывать.

С тех пор я не хожу к коучам и прочей братии. Ведь этой тёте надо было задать мне только один вопрос и сказать сделать только одну вещь. Вопрос: а ты хотя бы навёл справки о том, какие ндравы в фирме XYZ? Нет? Тогда предложение: приложись посильнее лбом о стенку и спроси себя: чего это вообще я сейчас вытворяю? Вот и весь коучинг.

Самое забавное, что когда я, наконец, озвучил своё намерение  Томми, тот предложил поднять мне оклад жалованья почти до уровня, который сулил XYZ. Но было поздно. Последнее, что помню, это свербящие башку две мысли:

«Если все глобальное руководство XYZ так со мной возится, значит, меня и впрямь будут там любить и уважать».

И ещё:

«Лучше попробовать и ошибиться, чем не попробовать».

О боги, боги...

И я положил заявление об уходе на стол Томми.

(Продолжение главы - в следующем номере)