1. Пролог

Арсений Загаевский
Речь в этой новой серии заметок пойдёт о моей работе международным консультантом - отсюда и название. Почему-то, как всегда не к месту, вспомнилось, что М.А.Булгаков сначала собирался назвать свой роман, ставший «Мастером и Маргаритой», «Консультант с копытом». Не к ночи помянут, конечно - консультант, то есть, а не Булгаков. Ну, не консультант, то есть, а ...

Ладно, попробую начать снова, а о полезности, вредности или бесцельности своих советов я как-нибудь порассуждаю (когда приду в пафосное настроение -  например, выпимши).  Мое же название, конечно, имеет второе дно: на протяжении всей моей, с позволения сказать, карьеры, бОльшая часть которой прошла в нашей бывшей Стране советов, не оставляло ощущение, что живу я в какой-то немного другой, отдельной, ненастоящей среде. Прохожу, как сказал другой классик, по родной стране стороной, как косой дождь.

Ну, как бы вам объяснить? Вскоре после начала работы на ниве консалтинга-мансалтинга встретил я школьного дружка, трудившегося в самом что ни на есть российском бизнесе.

- А кто ваша крыша ? - спросил он.
- В смысле??
- Ну, солнцевские, гольяновские, там, хачи, а может, мусорА?
- Да нет у нас никакой крыши, - засмеялся я. Дружок несколько обиделся.
- Ну, не хочешь, не говори...

Повествование о большей части своей профессиональной жизни начну там, где окончил «Советское посольство России», благосклонно принятое многими из вас, мои дорогие читатели.  Не совсем в пятьсот семнадцатом автобусе из «Шереметьева» с перевязанной головой (см.предыдущую серию), однакож в позе недоумения по поводу того, что делать, когда за несколько месяцев работы в МИДе в Москве все накопленные деньги кончились, новой командировки не предвидится, на руках семья, а к тому же на тебя в мидовском центральном аппарате все, как говаривал сатирик, пилюют.

И тогда я пошёл искать работу (это произносится с безнадежной интонацией Смоктуновского из «Берегись автомобиля»: «И тогда я решил продавать!») . Ходил в какие-то уже расплодившиеся фирмы хедхантеров, хотя и пугался этого названия, чувствуя, что оно - не совсем фигура речи.
 
- Кем вы хотите работать? - спрашивали меня тамошние важные  барышни - белый верх, тёмный низ.
- Я бы... это... консультантом.
- Консультанты, молодой человек (хотя я был явно их старше - АЕ) никому не нужны. Нужны работники.

И я уходил восвояси.

А мои друзья, ни в какие лаосы не уезжавшие, были уже важными людьми в совершенно незнакомой для меня России и жили припеваючи. Кто банкир, кто трейдер, кто аудитор, а один одноклассник (мечтавший после школы стать лётчиком, но поступивший только в челябинское училище штурманов под названием ЧВАКУШ, а после армии по настоянию невесты бросивший его и купивший диплом Пищевого института) так вообще торговал пивом, но главное - продавал места в очереди за акцизными марками, на чем, как говорится, существенно поднялся. Он-то, кстати, и спрашивал меня про крышу.

«Давай, крутись, ты же мужик!» - поучал меня в своей бане Афанасий, корпулентный муж подруги моей тогдашней супруги (некоторые имена, как и в прошлом сериале, изменены - АЕ). Но ему-то хорошо было поучать - через гебешную родню занявшему высокий пост в таможЕнном комитете, причём севшему не абы на что, а на импорт Алкоголя. Понятно, что и  он, родной (помните разноцветные ликёры девяностых, рекламируемые кабаре-дуэтом «Академия»?), и просто дензнаки текли к Афанасию об ту пору просто рекой (это, впрочем, давно прекратилось; как пел мой любимый автор «Рабы не мы - тут есть и помоложе, мерзавцев набран полный штат...»). Работал Афанасий в основном с патриархией, имевшей, если кто не помнит, право на беспошлинный импорт алкоголя и сигарет (логично, чо), и весело рассказывал: «Приходит ко мне тут поп бумажку подписывать, а я ему: «Чудо Господне, святой отец! В прошлый раз-то у Вас на руке часы «Полёт» были, а нынче «Ролекс» голдовый!»

Я же, вторя герою другого булгаковского произведения, мучал себя вопросом : «Но как жить? Как же жить?» Мордой лица-то для таможЕнного явно не вышел и гебешной родни не имел. Какое там, родители сами сидели в своём НИИ без зарплаты.

И тут выручил друг детства Виталик (да нет - скорее, Мироздание, пославшее его). Он трудился в отделе методологии аудита  компании «Прайс Уотерхаус», организуя там, в частности, тренинг сотрудников на международную бухгалтерскую квалификацию АССА. «Одно название-то чего стоит! - внушал на лекциях вновь набранным сотрудникам его начальник, бывший прогрессивный советский минфиновец - Эй, сиси! Эй!»

Если отвлечься (а таких отступлений, как и в «Советском посольстве России», будет много), все эти иностранные слова и аббревиатуры усваивались в новой России со скрипом, примерно как «диллер» - с двумя «л» от гораздо более понятного слова «киллер». Вот я до судьбоносной, как говаривал Михал Сергеич, беседы с Виталиком про аудит знал только из Козьмы Пруткова: «Для решения этого спора стороны пригласили аудитОра». А в виталькину компанию регулярно звонили потенциальные клиенты и важно спрашивали: «Простите, это фирма «Прайс Ватерхуйс?» Но ещё забавнее был звонок в  подобную же фирму «Артур Андерсен»:

- Могу я поговорить с господином Артуром Андерсеном? (Ну понятное дело, станет новый русский бизнесмен общаться с клерком - владельца подавай! - АЕ)
- Нет.
- Почему??
- Он умер.
- Горе-то какое! А когда?
- Лет сто пятьдесят назад.

Сама международная фирма «Артур Андерсен» вскоре тоже почила в бозе и «стало их четыре», но это - другая история.

Еще пара невыдуманных случаев,  связанных с названиями международных аудиторских фирм КПМГ и «Прайс Уотерхаус Куперс» -  в моем опусе «Факторинг, чековые жопки и девять нигерийских любовниц» из книжки «Детали и дали» (я его, как и другие прежние заметочки на тему, наверно, включу как главку-интермедию и сюда). Чтобы уж пройтись по всем, скажу, что переименование «Эрнст энд Янга» в EY («компания Ивай», как стали представляться девушки на ресепшене в Москве), якобы для того, чтобы китайцам было легче запоминать, закончилось тем, что клиенты стали бросать трубки «Не туда попал - звонил в «Эрнст энд Янг». А ведь какому-то консультанту за этот ребрендинг небось мульёны отвалили, равно как и за лозунг “Vision 20/20” - двойной как бы смысл: стратегия до 2020 г. и абсолютное зрение. Упустили только маленькую деталь, что ни в одной стране мира, кроме Америки, зрение по двадцатибалльной шкале не меряют, поэтому никто за пределами США не понял, о чем идёт речь.

Но чемпионство в области названий принадлежит всё же моей мамочке, не запомнившей слово «Делойт» и именовавшей эту фирму «организация «Долболай».

Ладно, что-то я совсем отвлёкся. Виталик же тогда сказал мне, что их ватерхуйс начинает проект по содействию в реформе российского законодательства о банкротстве; что для этого приезжает светило из Лондона и что светилу нужен помощник, говорящий по-английски, смыслящий в экономике, но главное - имеющий опыт общения с российскими чиновниками. «Я! Я! Я!!!» - выкрикивал я аки Федя из «Операции «Ы»». Этот случай  странным образом определил мои карьеру и даже профессиональную специализацию на всю, практически, жизнь.

Я взял в МИДе отпуск за свой счёт, чтобы сразу не рубить концы, зажмурился и нырнул в новый незнакомый мир. Последнее, что помню - мне было очень жаль дипломатической работы и Лаоса. Я думал так: если страна скажет: «Я, - мол - всё поняла, Саша. Вернись, ты нужен мне на дипломатическом фронте, а я обеспечу тебе достойное существование и общественное уважение...» - я, не задумываясь, вернусь.

Но страна до сих пор молчит.