4. Благодарность рыжего Макса

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница     http://proza.ru/2021/03/07/83

У нашей семьи никогда не было дачи. Но в 80-е годы маме как инвалиду войны можно было не очень дорого арендовать на лето часть дачи в одном из пригородных посёлков (Комарово, Солнечное). Обычно в одном дачном домике жили три семьи. Дома были старые, без особых удобств -  за водой, например, надо было ходить к колодцу или к колонке.

В какие-то дни мама жила в городе. Тогда ездили на дачу мы с сестрой - либо вместе, либо поодиночке: подышать свежим воздухом на природе, искупаться в Финском заливе.

Как-то раз в мой приезд соседка Марина (она жила с больной матерью) постучалась  в мою дверь с просьбой. Ей нужно было по делам рано утром съездить в Ленинград, и она попросила меня утром покормить кота.

Я с её котом не общалась ни разу. Марина ещё в первую встречу сказала, что кот не любит посторонних. А если к нему приставать, он начинает злиться и царапаться. Комната Марины была на другой стороне дома, там  был свой вход, и с котом мы не пересекались. Я иногда видела его издали. Большой рыжий кот по кличке Макс грелся на солнышке или искал что-то в траве.

Учитывая недружелюбный характер кота, я выразила опасение: как Макс встретит меня, найдём ли мы с ним общий язык. Да я и не умею обращаться с котами. Мои сомнения Марина безапелляционно отвергла:

- А у тебя нет другого выхода!

 На мой удивлённо-вопросительный взгляд она ответила:

- Мать не встаёт. А с Кирилловыми я не разговариваю.

Я уже знала её строптивый неуступчивый характер. Но были ещё и объективные причины для недовольства соседями.
В третьей комнате по  праву инвалидности жила пожилая семейная пара. Но к ним постоянно приезжали взрослые дети со своими детьми, то есть с внуками пенсионеров. Детские крики и плач, шум и гам, конечно, мешали соседям и не способствовали дачному отдыху.

Инструкция Марины была чёткой: сначала кот должен погулять, а потом его нужно покормить.

Утром я проснулась с мыслями о природе, о погоде, о прогулке. Потянулась. Как хорошо на даче! Жизнь без забот. В окно светило солнышко.

И вдруг вспомнила о вчерашнем разговоре с Мариной. Ой! Рядом, в другой комнате, сидит голодный Макс и не понимает, почему его не кормят!

Я быстро оделась и пошла в соседнюю комнату. Прошла мимо спящей бабули и увидела Макса,  по-хозяйски развалившегося на тумбочке. Еда стояла там, где сказала Марина. Нет, сначала ему нужно погулять. А как его выпроводить за дверь? Мои обращения к коту остались без внимания.

Он равнодушно смотрел на меня и не собирался покидать насиженного места. Я побаивалась его когтей, но пришлось взяться за его толстые бока и подтолкнуть. Макс спрыгнул на пол и стоял в раздумье. Дверь во двор я открыла нараспашку, но он, по-моему, не хотел никуда идти. Я не знала, как его заставить это сделать. Мои уговоры и объяснения на него не действовали. Пришлось опять его подталкивать.

Так. Первая часть инструкции выполнена. Пока Макс гуляет, пойду завтракать.
Небольшой стол в нашей комнате стоял перед самым окном. Я всегда  садилась лицом к окну, смотрела на деревья, на облака, наблюдала, как меняется небо.

Вот и сейчас, начав свою скромную трапезу, я взглянула в окно. И вздрогнула! На меня в упор смотрел Макс.
Кусок застрял в горле. Я чуть не подавилась!

С наружной стороны у нашего окна стоял дачный самодельный стол со скамейками. Макс никогда не был на нашей территории. Никогда я не видела его не то что на этом столе, но даже и рядом со столом. А как он узнал, что я именно здесь, за этим окном?

Нас разделяли стекло и штора из плотного тюля. Интересно, он что, видит меня? Макс сидел не шевелясь в позе застывшего сфинкса и не сводил с меня укоряющего неподвижного взгляда. Я прочитала его мысли: "Сама завтракаешь, а я голодный!"

Я выскочила из-за стола, оставив недоеденным свой завтрак, упрекая себя в невнимании к кошачьим проблемам.
Поставить миску с едой перед котом было самым простым делом. Моя миссия окончена. Скоро приедет Марина. А я свободна.

Вопреки моим итоговым выводам, на этом наши отношения с Максом не закончились. С его стороны в будущем началось непонятное для меня проявление внимания.

Когда я приехала на дачу в следующий раз и вошла в дом, к моему огромному удивлению, я увидела  Макса, нервно ходящего у моей двери. "Что-то случилось с Мариной" - мелькнуло в голове. В это время она вышла из своей комнаты.

- Привет! Я так и знала, что ты сегодня приедешь.

- Откуда ты могла это знать? - удивлённо спросила я.

- Макс несколько раз подбегал к твоей двери.

- Странно. Никогда его здесь не видела.

Макс был в каком-то возбуждённом состоянии, нетерпеливо смотрел на меня, прижимался к двери.

Я вынула из сумки  ключ и начала открывать дверь. И только я её  приоткрыла, кот ворвался, как рыжее пламя, просто пулей влетел в мою комнату! Сразу повернул налево, пробежал под кроватью, затем под столом, затем под второй кроватью по правой стороне и выскочил из комнаты. Мы обе, и я, и хозяйка кота, ничего не поняли. Смотрели друг на друга с удивлением.

- Марина, что это значит?

- Понятия не имею... Ты же его кормила, значит, теперь ты ему не чужая. А может, ты ему понравилась? - Она посмотрела на меня, как показалось мне, ревниво.

Каждый раз, когда я приезжала, я видела Макса у моих дверей. Как он узнавал, когда я приеду, осталось для меня загадкой. Каждый раз он нетерпеливо  ждал, пока я открою дверь, каждый раз влетал в комнату и по периметру обследовал её.

Во время приезда моей сестры таких ревизий не было. Однажды Марина мне сказала:

- А ты знаешь, ведь это Макс тебя от мышей охраняет.

- Как это?

- Остаётся его запах, и мыши это чувствуют.

Какие мыши? И вдруг я вспомнила: в самом начале, когда я оставалась здесь ночевать, я слышала за стеной какие-то шорохи. А после того, как Макс начал контролировать ситуацию, в комнате по ночам стояла тишина.

И я с тёплым чувством подумала: "Надо же, я только один раз покормила Макса, отнеслась к нему по-человечески, а его благодарность не знает границ".

Продолжение  http://proza.ru/2021/03/27/125